Чернакова
Ксения Николаевна
Учитель
начальных классов
БОУ
г. Омска «Лицей № 137»
Групповая форма работы
на уроках в начальных классах
Основной формой организации процесса обучения является урок. В условиях
введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в
том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в
процессе которой развивались бы их способности. Решению этой задачи может
способствовать использование групповых технологий в образовательном и
воспитательном процессе.
Групповое
обучение предполагает такую организацию работы, при
которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие
их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному
обогащению, формированию универсальных учебных действий.
Задача
групповой работы состоит в формировании саморазвивающейся личности, то есть
личности, желающей и умеющей учиться.
Воспитательная
ценность групповой работы заключается в совместном переживании, вызванном
решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных
убеждений. Групповое обучение способствует развитию социально значимых
отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.
Используя групповые технологии в образовательном процессе, учитель
руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до
начала работы. С учителем нет прямого постоянного контакта в процессе познания,
который организуется членами группы самостоятельно.
Организация
групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя.
Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной
формой учебного сотрудничества в классе. При этом меняются функции учителя. Он
не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока.
Групповая работа,
как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель
ставит проблему. Затем происходит деление обучающихся на группы и распределение
заданий.
Следует
отметить, что применение групповой работы требует от учителя знания некоторых
особенностей организации данной формы работы.
Прежде всего
нужно выяснить вопрос о составе учебной группы. Положительный эффект в обучении
достигается полно в группах, где участники обладают разными способностями и
разным уровнем информированности по теме.
При формировании групп необходимо
учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии. Желательно, чтобы
учитель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать
детям, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной.
Очень важным является
внутригрупповой распорядок. Необходимо выбрать в группе лидера или
ответственного, который распределяет обязанности между членами группы,
руководит обсуждением и принятием решения. Выбор лидера является задачей самой
группы. Оптимальная величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную
связь между ее членами.
Г.К.Селевко выделяет
следующие этапы технологического процесса групповой работы:
I. Подготовка к
выполнению группового задания.
1. Постановка
познавательной задачи /проблемы/.
2. Инструктаж о последовательности
работы.
3. Раздача дидактического материала по
группам.
II Групповая работа.
1. Знакомство с
материалом, планирование работы в группе.
2. Распределение
заданий внутри группы.
3. Индивидуальное
выполнение задания.
4. Обсуждение
индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой
/замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.
III. Заключительная
часть.
1. Сообщение о
результатах работы в группах.
2. Анализ познавательной
задачи, рефлексия.
3. Общий вывод
преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
В своей работе я
часто применяю групповую форму работы на уроках, начиная с 1 класса, поскольку
групповая работа формирует навыки организаторской работы и рефлексивные
способности учащихся. Чаще всего я применяла данную форму работы на уроках литературного
чтения, окружающего мира и технологии.
В
ходе работы всегда поощряется совместное обсуждение и результаты работы,
обращение за советом друг к другу.
Состав
групп был непостоянный, он подбирался с учетом того, чтобы с максимальной
эффективно могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в
зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Например, на
уроке окружающего мира я предложила детям поделиться на 6 групп (в каждой
группе получилось по 4 человека). Поскольку метод группового обучения
эффективно сочетается с методом проблемного обучения, я начала урок с
постановки проблемного вопроса, заданного всему классу. Была смоделирована
проблемная ситуация, которую необходимо было разрешить. В ходе урока дети
выполняли различные задания: классифицировали представителей животных по
различным признакам; опираясь на слайд и учебный текст, среди рисунков, лежащих
на столе, искали представителей класса одноклеточных; готовили небольшой рассказ о своём классе живых организмов. Каждый
ребёнок принял участие в обсуждении, даже те дети, которые обычно молчат.
Я сделала вывод,
что групповая форма работы во - первых, повышает учебную и познавательную
мотивацию учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться
неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше
обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении
задания происходит взаимное обучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту
в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического
климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать
свою точку зрения. В результате групповой работы у учащихся повысился интерес к
предмету, все учащиеся были заинтересованы и вовлечены в активную работу,
учащиеся оценивали свою работу и работу товарищей; учащиеся получали
удовлетворение от работы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.