Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальных классах"

Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальных классах"

Скачать материал

Чернакова Ксения Николаевна

Учитель начальных классов

БОУ г. Омска «Лицей № 137»

 

 

Групповая форма работы

на уроках в начальных классах

 

Основной формой организации процесса обучения является урок. В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе.

Групповое обучение предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий.

Задача групповой работы состоит в формировании саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Воспитательная ценность групповой работы заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Групповое обучение способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.

Используя групповые технологии в образовательном процессе, учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С учителем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно.

Организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе. При этом меняются функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока.

Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблему. Затем происходит деление обучающихся на группы и распределение заданий.

         Следует отметить, что применение групповой работы требует от учителя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.

Прежде всего нужно выяснить вопрос о составе учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается полно в группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.

            При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии. Желательно, чтобы учитель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать детям, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной.

            Очень важным является внутригрупповой распорядок. Необходимо выбрать в группе лидера или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор лидера является задачей самой группы. Оптимальная величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами.

            Г.К.Селевко выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

 

I. Подготовка к выполнению группового задания.

    1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.

    2. Инструктаж о последовательности работы.

    3. Раздача дидактического материала по группам.

 

II Групповая работа.

1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2. Распределение заданий внутри группы.

3. Индивидуальное выполнение задания.

4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

 

III. Заключительная часть.

1. Сообщение о результатах работы в группах.

2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

3. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

        

В своей работе я часто применяю групповую форму работы на уроках, начиная с 1 класса, поскольку групповая работа формирует навыки организаторской работы и рефлексивные способности учащихся. Чаще всего я применяла данную форму работы на уроках литературного чтения, окружающего мира и технологии.

В ходе работы всегда поощряется совместное обсуждение и результаты работы, обращение за советом друг к другу.

Состав групп был непостоянный, он подбирался с учетом того, чтобы с максимальной эффективно могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Например, на уроке окружающего мира я предложила детям поделиться на 6 групп (в каждой группе получилось по 4 человека). Поскольку метод группового обучения эффективно сочетается с методом проблемного обучения, я начала урок с постановки проблемного вопроса, заданного всему классу. Была смоделирована проблемная ситуация, которую необходимо было разрешить. В ходе урока дети выполняли различные задания: классифицировали представителей животных по различным признакам; опираясь на слайд и учебный текст, среди рисунков, лежащих на столе, искали представителей класса одноклеточных; готовили небольшой рассказ о своём классе живых организмов. Каждый ребёнок принял участие в обсуждении, даже те дети, которые обычно молчат.

Я сделала вывод, что групповая форма работы во - первых, повышает учебную и познавательную мотивацию учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимное обучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. В результате групповой работы у учащихся повысился интерес к предмету, все учащиеся были заинтересованы и вовлечены в активную работу, учащиеся оценивали свою работу и работу товарищей; учащиеся получали удовлетворение от работы.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальных классах""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

        Групповая работа занимает важное место в системе обучения. Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей является организация групповой деятельности на уроке. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, формирование навыков организаторской работы и рефлексивных навыков.     Групповое обучение предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 536 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 369
    • DOCX 17.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чернакова Ксения Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чернакова Ксения Николаевна
    Чернакова Ксения Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12429
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2675 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 483 человека

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 242 человека из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе