Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья на тему "Дифференцированное обучение, как средство повышения эффективности урока".

Статья на тему "Дифференцированное обучение, как средство повышения эффективности урока".

Скачать материал

 

Дифференцированное обучение, как средство повышения эффективности урока.

«Подлинный смысл педагогики

заключается в том, чтобы даже

человек, которому трудно то,

что посильно другим, не чувствовал

себя неполноценным, испытывал

высокую человеческую радость,

радость познания, радость

интеллектуального труда,

радость творчества».

Сухомлинский В.А.

    Современное общество выдвигает новые требования перед образованием. Формирование у учеников творческих способностей, развитие их природных наклонностей и задатков является одной из важнейших задач изучения предметов в школе. Проблема развития личности ученика стала еще более актуальной в связи с введением ФГОС. Идеалом современного обучения является личность, отличительная черта которой – не энциклопедические знания, а гибкий ум, быстрая реакция на все новое, постоянное желание учиться, наблюдать, исследовать.

. Учащиеся одного и того же класса обладают различным уровнем усвоения знаний, различным уровнем работоспособности. Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления.
Здесь возникает проблема: как учителю выстраивать свою деятельность и деятельность ученика на уроке, чтобы учесть все особенности и сделать обучение эффективным для каждого ребенка? Как одновременно обучать всех, но по-разному?
Главным условием реализации личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках  является организация дифференцированного обучения.
Дифференциация - это организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся.

Построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям. 
Обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности; 
Только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. 
Прежде всего, следует признать ведущую роль ученика в его собственном образовании. Важен в данном случае отбор индивидуального содержания образования, возможность выбора учеником своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, оценки результатов.

Каждый учащийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. И только когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения.

Опыт работы показывает, что в каждом классе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по своему отношению к предмету. Есть ученики, которые отстают в умственном развитии от своих сверстников, есть ученики повнимательнее на уроках, некоторые пропускают большое количество уроков по болезни. А есть ребята, которые мгновенно схватывают материал. Многим знания данного предмета нужны только для того, чтобы окончить школу, и потом они не занимаются ей, потому такие ученики ограничиваются обязательным уровнем подготовки, так называемым “стандартом”. Другие, в соответствии со своими склонностями и способностями, достигают более высоких результатов. Поэтому я и поставила перед собой проблему дифференцированного обучения учащихся.

Как показывает опыт, реально в каждом классе выделяются четыре типологические группы учащихся:

Первая группа – это учащиеся, знающие “сверх программы”;

Вторая группа – это учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений;

Третья группа – с минимальным уровнем знаний и умений;

Четвертая группа – это группа, в которой учащиеся не достигли минимального уровня.                                                                                          Количество учащихся в каждой группе может меняться. Из первой группы можно перейти во вторую или в третью, а может даже и в четвертую. Такой переход обусловлен целым рядом объективных и субъективных причин. Может осуществиться и обратный переход из четвертой в третью или вторую. Для каждой группы учащихся разрабатываются задания, которые позволяют детям показать свои знания и умения. Необходимость организации такой работы на уроке следует из требований развивающегося характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся с целью максимально его развития.                        Дифференцированный подход осуществляется на определенных этапах урока. Объясняя новый материал, работаю со всем классом. Но после того как несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Задания на группы получают различные по содержанию, и по форме подачи. В каждой группе задания начинаются с простейших и располагаются по возрастающей.

С помощью дифференцированных форм учебной деятельности на примере  уроков математики реализуются следующие цели:

С учащимися первой и второй групп:

·         Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.

·         Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли математики в жизни..

·         Развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой.

·         Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

С учащимися третьей группы:

·         Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы.

·         Развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности.

·         Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей.

·         Доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.

С учащимися четвертой группы:

·         Ликвидация пробелов в знаниях и умениях.

·         Пробуждение интереса к предмету путем использования игровых моментов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.

·         Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал, решенную задачу.

·         Доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.

Использую контрольные работы 4 вариантов, в которые входят задания обязательного уровня и повышенной сложности.

Для закрепления данной темы предлагаю разноуровневые задания. Это комплект карточек – заданий для самостоятельной работы. В зависимости от уровня задания карточки разнятся по цвету: зелёные – на «3», жёлтые – на «4», синие – на «5», красные – задания олимпиадного характера. После проверки, выявив потенциальные ошибки, работаю со слабоуспевающими учениками, помогая им преодолевать имеющиеся проблемы, средние и сильные учащиеся повышают свой уровень знаний.                                        Известно, что прочны знания, добытые своим трудом. Поэтому,  когда их собственный труд  наконец-то дал результаты, у учащихся, даже у слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми заданиями, рискуют брать более сложные задания. Всё это способствует сознанию положительной мотивации и учёта.                                                                                                                        Результат дифференцированного обучения: 
 включение каждого ученика в развитие и обучение; 
понимание школьниками значимости полученных знаний; 
раскрытие творческих способностей каждого ученика в развитие и обучение; 
формирование адекватной самооценки личности, своих возможностей и достоинств. 
увеличение интереса учащихся к своему предмету; 
Заключение: 
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей. Дифференцированное обучения  позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления старших школьников. Это повышает активность ребенка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


   Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка. // 
Вопросы психологии. — 1997.,№4 

Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. – М.:

Учпедгиз, 1961.
  Капустин Н.П. 
Педагогические технологии адаптивной школы. — М., «Академия», 2002. . 
 Чуприкова И.С. 
Психология умственного развития: принцип дифференциации. — Мн., 1997. 
 Якиманская И.С. 
Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996. 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья на тему "Дифференцированное обучение, как средство повышения эффективности урока"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Современное общество выдвигает новые требования перед образованием. Формирование у учеников творческих способностей, развитие их природных наклонностей и задатков является одной из важнейших задач изучения предметов в школе. Проблема развития личности ученика стала еще более актуальной в связи с введением ФГОС. Идеалом современного обучения является личность, отличительная черта которой – не энциклопедические знания, а гибкий ум, быстрая реакция на все новое, постоянное желание учиться, наблюдать, исследовать.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 710 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 514
    • DOCX 23 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гвоздкова Татьяна Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8798
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1106 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 283 человека

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 832 человека из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 374 человека

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе