Проблемы вокального интонирования у детей младшего школьного возраста
Пение является одним из видов музыкальной деятельности, играющем важную роль в
музыкальном и личностном развитии ребенка. Особой трудностью в вокальном
воспитании детей является формирование правильной вокальной интонации. Существует
множество взглядов и мнений по методам работы над вокальной интонацией, все они
сводятся к тому, что основными условиями формирования навыка вокального
интонирования является работа над качеством голоса, его эмоциональной
выразительностью и технически грамотным воспроизведением. Развитие всех этих качеств неразрывно связано с
познавательными процессами. Пение - требует активной работы мышления и
воображения. Мышление детей младшего школьного возраста, и в том числе
музыкальное, преимущественно образное и ассоциативно-образное. Поэтому
вокально-исполнительское воспитание детей должно происходить на основе
формирования ассоциативных представлений и связей музыкальных образов с
жизненными явлениями. Выразительность музыкальной и речевой интонаций
обусловлена определенным эмоциональным тонусом. Переживания человека, движение
его чувств, их смена, состояние горя или радости, спокойствия или напряжения
передаются через интонацию, ее эмоционально-образный смысл.
Музыкальная интонация, в отличие от речевой, имеет свои
особенности. В ней заключен музыкальный образ. Музыкальная интонация оперирует
тонами точно зафиксированной высоты, основывается на особой музыкально-звуковой
системе и ритмической организации. Благодаря этому, музыкальная интонация более
самостоятельна, развита и обладает неизмеримо большими выразительными
возможностями.
В результате проведенных исследований, некоторые педагоги
пришли к выводу, что неверная интонация многих детей связана у них не с
отсутствием музыкального слуха, а с несовпадением их реального диапазона голоса
с тем, который предлагался им в песенном репертуаре.
Многие педагоги, в процессе обучения детей пению, обращались
к высоким звукам и тем самым добивались чистого и естественного звучания
детского голоса. При пении в фальцетном регистре голосовая мышца, которая у
детей еще слабо развита, принимает небольшое участие, поэтому утомления голоса
не бывает и вокальная интонация не страдает. А так как в организации речи и
пения много общего и речевой опыт играет в пении большую роль, можно предложить
ученикам говорить и читать на высоких звуках.
Для точного интонирования необходим развитый музыкальный
слух, как одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей.
Многолетней музыкально-педагогической практикой подтверждено, что мелодический
слух развивается у детей в основном на занятиях пением. Слух в пении играет
важную роль – звукоизвлечение не будет интонационно чистым, если пение
осуществляется без слухового контроля. Чем строже слуховой контроль, тем чище
интонация.
Многие педагоги – хоровики и вокалисты в своих работах
указывают, что дыхание имеет чрезвычайно большое значение для выработки чистой
интонации. Детская подвижность, впечатлительность заставляет учащихся часто
менять не только скорость, но и тип дыхания. Такие перемены неизбежно вызывают
неравномерную работу голосовых связок и, как следствие, нечистую интонацию.
Педагог должен помнить, что основными условиями формирования
навыков вокального интонирования является работа над качеством голоса, его
эмоциональной выразительностью и технически грамотным воспроизведением – опорой
дыхания, артикуляцией, резонированием и т.д.
Используемая литература:
1. Терентьева,
Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в
процессе целостного восприятия различных видов искусств [Текст] /
Н.А.Терентьева. – М. : Прометей, 1990. – 184 с.
2. Стулова, Г.П.
Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г.П.Стулова. – М.
: Прометей, 1992. – 132 с.
3. Ветлугина, Н.А.
Возраст и музыкальная восприимчивость [Текст] / Н.А.Ветлугина // Восприятие
музыки: сб. статей. Сост. В.Н.Максимов. - М.,1980.
4. Белобородова,
В.К. Развитие музыкального слуха учащихся первых классов [Текст] /
В.К.Белобородова. - М. : АПН РСФСР, 1956.- 108 с.
5. Детский голос
[Текст] /Экспериментальные исследования под ред. Шацкой В.Н. – М. : Педагогика,
1970. – 232 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.