Инфоурок Математика Другие методич. материалыСтатья на тему Microsoft Paver Point в формировании пространственных представлений на уроках математики

Статья на тему Microsoft Paver Point в формировании пространственных представлений на уроках математики

Скачать материал

 

 

 

 

 

Программа Microsoft PowerPoint в формировании пространственных представлений учащихся на уроках математики

 

 

 

 

 

МОУ ООШ № 14 с.Кочкарь

учитель математики

Наумова Надежда Ивановна

2014 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Microsoft PowerPoint в формировании пространственных представлений учащихся на уроках математики

                                                                           

Каждый год видим такую картину: от класса к классу интерес к изучению предмета математики у учащихся не возрастает, как хотелось бы, а наоборот, уменьшается, что влечет за собой и ухудшение успеваемости.

Рассмотрев сущность и роль проблемы методов в современном обучении математике, понятие метода обучения, изучив и применив различные методы преподавания и методы обучения, я выяснила условия успешного применения различных методов обучения.

 Методы обучения, выделяемые по источнику знаний

  1. Словесные методы обучения
  2. Наглядные методы обучения
  3. Практические методы обучения

Методы обучения, определяемые уровнем познавательной деятельности учащихся  (репродуктивные, проблемно-поисковые и самостоятельная работа учащихся).

  1. Методы проблемного обучения
  2. Исследовательский метод
  3. Метод проблемного изложения

4.       Эвристический метод обучения математике

  1. Метод программированного обучения в преподавании математики

Методы научного познания в обучении математике                  

  1. Эмпирические методы познания.
  2. Логические методы познания.
  3. Математические методы познания.

 

    Задача современной школы  – стимулировать появление новых учебных практик и попытаться выйти на достижение учащимися новых, бывших ранее не востребованными жизнью (социумом) образовательных результатов. То есть, образно говоря, «перевести» отечественную школу из индустриального общества, в котором она находится, — к информационному.

   Новыми же результатами образования могут и должны в этом случае стать сформированные умения выпускника школы, востребованные информационным обществом. Перечислим их:

способность учиться;

— коммуникабельность, умение работать в коллективе;

— способность осуществлять выбор и нести за него ответственность;

— способность самостоятельно мыслить и действовать;

— способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки.

 

  Методы информатики в обучении математике:

ü логико-алгоритмический метод;

ü программированное обучение (линейный и разветвленный способы программирования учебного материала);

ü компьютеризация обучения математике;

ü технологический подход к построению обучения математике.

 

Одним из самых популярных программных средств, применяемых на уроках с использованием информационных технологий, является программа компании Microsoft – PowerPoint.

В современном мире компьютер используются во всех сферах деятельности, поэтому для повышения эффективности обучения учитель должен уметь использовать компьютерные технологии на своих уроках. В связи с этим каждому учителю необходимо обладать хотя бы минимальными знаниями компьютера. Под минимальными знаниями я понимаю то, что учитель должен свободно работать с текстовой информацией на компьютере, создавать и редактировать слайды презентации.

Microsoft PowerPoint — это инструмент подготовки и прове­дения презентаций, позволяющий четко структурировать, хоро­шо иллюстрировать и профессионально представлять идеи и до­стижения. Став частью интегрированного пакета Microsoft Office, этот модуль получил сегодня очень широкое распространение. Именно с новыми информационными технологиями се­годня связывают реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Технологии обучения напрямую связываются с такими важнейшими ди­дактическими возможностями компьютера, как индивидуали­зация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптированное учебных программ.

     Программа PowerPoint проста в использовании. Ею может овладеть любой учитель-предметник независимо от того, какой предмет он преподает. Поскольку на сегодняшний день актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то я думаю, что это одна из тех программ, с которой учителю необходимо начать изучение компьютера.

Программа PowerPoint позволяет создавать презентации. Достоинства этой программы заключаются в том, что на создание презентационных материалов не требуется много времени, а также она позволяет сэкономить время на уроке.

Академик Александров А. Д. говорил о том, что задача геометрии – развить у учащихся 3 качества: пространственное воображение, практическое понимание и логическое мышление. Он ставил пространственное воображение на первое место не только в изучении геометрии, но и в большинстве видов человеческой деятельности. Важность ясного наглядного пространственного представления и, на основе этого, точного понимания изучаемых понятий нельзя переоценивать.

Рассмотрим изучение пространственных фигур учащимися с 4 по 11 класс.

В 4-5 классах на уроках рисования учащиеся изображают предметы сложной формы, сочетающие в себе элементы конуса, шара, цилиндра и других фигур.

В 5 классе они рисуют с натуры куб и шестиугольную призму, предварительно рассматривая каркасные модели этих тел.

В 6 классе изучаются такие фигуры, как куб, прямоугольный параллелепипед, шар  и другие.

В 7-9 классах на уроках алгебры фигуры не рассматриваются вообще, а на уроках геометрии все внимание сосредотачивается на двумерных объектах, и учащимся не представляется возможности работать с пространственными объектами, развивая свое воображение.

.5-6 классы средней школы – благоприятное время для развития пространственных представлений. На уроках математики в этих классах проводят специальные упражнения, направленные на развитие пространственных представлений. Затем в 7-9 классах эта проблема забывается и всплывает в 10 классе.

Из вышесказанного следует, что одной из самых острых проблем математики является проблема формирования пространственных представлений у учащихся 7-9 классов. Следует признать, что данной проблеме не уделяется должного внимания.

Проблема может быть решена, если учитель математики на своих уроках будет использовать задачи, формирующие пространственные представления. К ним относятся: задачи на распознавание фигур, задачи на взаимное расположение фигур и их элементов, задачи на представление тела по его развертке, изготовление разверток тел и многие другие задачи.

Важное место занимают задачи на связь с жизнью.

6-й класс. Тема “Диаграммы”. В диаграммах отражаем работу нашей школы: “Успеваемость. Процесс питания. Количественный состав. Возраст школьников”.

9-й класс. Тема “Последовательности”. В урок включаю исторический материал.

6-й класс. Тема “Координатная плоскость”. Строим рисунки, накопленные из газеты “Математика”, часть придумываем сами.

6-й класс. Практическая работа “Определение высоты дерева” в теме “Пропорция”

8-й класс. Практическая работа “Определение высоты дерева” в теме “Подобие треугольников”.

     Программа PowerPoint  неоспоримо помогает при использовании в обучении модульной технологии (модульно-блочного обучения).

    Методическая сущность модульной технологии - это предоставление учащемуся центрального места в системе «учитель-ученик». При систематическом использовании  данной технологии реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.

      Средство модульного  обучения    —   модуль    —   это  целевой функциональ-ный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульные уроки имеют свои особенности. Одна из них заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста самопроверкой, небольшого математического диктанта и т.п.

При использовании модульной технологии обучения реализуется принцип уровневой дифференциации, что дает возможность обучающимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень обучения.

Среди целей преподавания математики в школе можно выделить одну - формирование у учащихся представлений о математике как части общечеловеческой культуры. Учителя математики часто считают ее не главной и не уделяют должного внимания соответствующей работе на уроке. Практика работы с историей математики показывает, что именно при помощи истории науки, которая методически правильно включена в урок, достигается вышеуказанная цель.

История науки дает возможность показать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникала и развивается в связи с практической деятельностью человека.

 

В практике многих учителей широко используется самостоятельная работа учащихся. Она проводится почти на каждом уроке в пределах 7-15 мин. Первые самостоятельные работы по теме носят в основном обучающий и корректирующий характер. С их помощью осуществляется оперативная обратная связь в обучении: учитель видит все недостатки в знаниях учащихся и своевременно устраняет их. От занесения в классный журнал оценок "2" и "3" можно пока воздержаться (выставляя их в тетради или дневнике учащегося). Если самостоятельная работа носит контролирующий характер, то в журнал выставляются все оценки. Такая система оценивания является достаточно гуманной, хорошо мобилизует учащихся, помогает им лучше осмысливать свои затруднения и преодолевать их, способствует повышению качества знаний. Учащиеся оказываются лучше подготовленными к контрольной работе, у них исчезает страх перед такой работой, боязнь получить двойку. Количество неудовлетворительных оценок, как правило, резко сокращается. У учащихся вырабатывается положительное отношение к деловой, ритмичной работе, рациональному использованию времени урока.

Виды самостоятельных работ:

ü Математический диктант.

ü «Солнышко» (диаграмма для заполнения недостающих цифр).

ü Игра «Дешифровщик».

ü Тесты.

ü Восстановить недостающее число.

ü Игра «Биржа знаний».

ü «Математические гонки».

ü И др.

 

Проект «Информатизация системы образования» разрабатывает широкий спектр цифровых образовательных ресурсов для общего образования, объединенных в наборы и коллекции.

Все эти ресурсы включаются в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, доступную через сеть Интернет. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование» делает Коллекцию доступной для всех российских школ. Теперь каждый учитель и ученик может посмотреть как разработанные наборы ЦОР к учебникам, так и предметные и тематические коллекции. Однако для каждодневного использования ресурсов в учебном процессе скорость доступа по Интернет зачастую все же недостаточна.

Решить проблему помогает специально разработанная в проекте система организации и поддержки образовательного процесса «1С: Образование 4. Школа». Эта система в полной мере реализует подход к разработке ресурсов, принятый в проекте «Информатизация системы образования». Преимущества данного подхода в том, что с одной стороны разрабатываются не отдельные ресурсы, а продуманные и снабженные методическими рекомендациями наборы, а с другой стороны, каждый набор легко разбирается на отдельные элементы, из которых учитель и ученик имеют возможность формировать собственные наборы и коллекции. Система помогает находить нужные материалы и формировать из них собственные подборки.

   Одно из важнейших достоинств системы — универсальность. В нее можно включить ресурсы любых, привычных для пользователей современных компьютеров, типов: тексты, иллюстрации, аудио и видео записи, анимации, тесты и т.д. Школьную коллекцию можно пополнять не только готовыми ресурсами Единой коллекции, но и создавать свои собственные ресурсы и их подборки. Система «1С: Образование 4.0 Школа» содержит простую и удобную в использовании интегрированную инструментальную среду разработки и редактирования авторских учебных материалов, доступную как учителям, так и ученикам, а также средства импорта/экспорта ЦОР и другие возможности.

    С помощью системы можно организовать индивидуальную и групповую работу, в том числе, с использованием различных программ. Реализована возможность тестирования знаний учащихся с фиксацией в журнале результатов автоматического тестирования.

Исходя из реальной наполняемости классов в 20-25 человек, можно предложить несколько вариантов организации учебного процесса.

  Вариант 1. Фронтальная работа с классом + групповая работа (по 2-3 человека за одним компьютером).

  Вариант 2. Фронтальная работа с классом + индивидуальная работа. Класс делится на половины, при этом с одной половиной класса работает в обычном режиме учитель - предметник, а с другой — лаборант компьютерного класса, обеспечивающий организационную и техническую поддержку на занятиях в компьютерном классе. На следующем уроке «половины» класса меняются местами.

  Вариант 3. Использование домашних компьютеров, как для индивидуальной работы, так и для творческой, исследовательской и проектной деятельности. При этом получающийся в результате эксплуатации домашнего компьютера материал может оставаться либо только личным достоянием, либо становиться материалом общим, приносимым в школу и используемым на уроках.

   Следует заметить, что практически все материалы наборов ЦОР могут использоваться учениками при подготовке разноплановых домашних заданий; и это направление, скорее всего, будет играть со временем все большую роль.

  Почти все потребности традиционного урока, который чаще всего — урок комбинированного типа, можно условно свести к следующим:

1) предъявление информации;

2) закрепление и отработка навыков путем различного рода практических занятий;

3) контроль или аттестация учебных достижений.

Цифровые образовательные ресурсы, включенные в набор к конкретному учебнику, как минимум, способны обеспечить все три группы потребностей, так как авторы и разработчики уделили большее внимание и различным демонстрационным материалам, и практическим заданиям, и тестовым заданиям, проверяемым автоматически.

   Новая форма проведения урока – урок с использованием Интернета.

Принципы проведения урока:

          Равенство всех участников.

         Все способны, все могут всё.

         Нет готовых ответов.

         Полная свобода мнений.

         Доброжелательность.

         Знания одного должны быть обогащены знаниями других.

Конечной целью может быть:

         формирование представления о компьютере как о средстве обучения;

         воспитание коммуникативной культуры.

     Итак, подводя итоги, можно сказать, что использование новых средств «учения — обучения» уже само по себе меняет ситуацию в классе, «выравнивая неравенство», определенное лишь тем, что учитель большее время получал знания «из физики или литературы». Избыточность информации, адресованной и учителю, и ученику, создает предпосылки для активного, самостоятельного учебного действия. Именно это и может привести к достижению им новых образовательных результатов. Впрочем, произойдет это лишь в том случае, если средство обучения действительно является инновационным.

 

 

Традиционный урок

Урок с использованием ИКТ

(новых средств обучения)

1.      Идентифи−

кация проблемы

Описание ситуации и

способ ее анализа чаще всего задается учителем. Учебная книга, обладая конечностью объема и адресованная учителю, задает единственно верный (что самое страшное) способ работы.

«Источник информации»

столь обширен, что не может быть освоен полностью не только учеником, но и учителем. Они оба изучают его.

Преимущество учителя −

наличие большего опыта в

работе с источником, а не

информированность.

У ученика появляется возможность обнаружить и начать обсуждать те проблемы, которые учитель не увидел − урок

«распредмечивается».

2.     Преобразо−

вание ее в учебную задачу

Этапа не существует.

Учитель должен вместе с учениками обнаружить те средства в учебном предмете, которые помогают проблему разрешить. Готовое решение не предлагается.

3.     Анализ полу−

ченного результата

относительно

проблемы

Этапа не существует.

Учитель обсуждает различные последствия разрешения проблемы.

Возможно также обсуждение

эффективности способа разрешения данной проблемы

средствами, которые освоены на данном предмете.

 

     

 

 

 

  Вообще, цифровые образовательные ресурсы:

— иллюстрируют какую-либо проблему, явление, а не направлены на обеспечение работы учителя и/или заменяют его;

— предоставляют совокупность взглядов (информацию) на проблему, а не обозначают единственно верную точку зрения;

— содержат критерии оценивания уровня достижений учащихся, то есть лишают учителя положения судьи, то у урока появляется шанс стать полноценным учебным занятием, на котором ученики при помощи учителя познают мир во всем его многообразии, ищут способы (приобретают ресурсы) своей собственной жизни в нем. Образно говоря, разрушают линейность, предсказуемость традиционного урока.

 

Краткие выводы

Все изложенное выше определяет педагогическое качество цифровых образовательных ресурсов. Новые средства «учения — обучения» будут адекватны задачам современной школы. Это означает, что работающий по ним учитель будет создавать ситуации, в которых ученик научится не только и не столько:

— отвечать на вопросы в знакомом контексте, имея соответствующую информацию;

— выполнять обычные (привычные) процедуры согласно соответствующим инструкциям в ясных (чаще всего учебных ситуациях);

  а проявит способность:

— мыслить концептуально, обобщать и использовать информацию на основе изучения и моделирования сложных проблем;

— связывать разные источники информации и формулировки и гибко их интерпретировать;

— демонстрировать мышление и логику;

— формулировать и ясно излагать свои выводы, доводы, а также мысли об их применимости в реальной ситуации.

  Именно этого мы ожидаем в первую очередь от прихода цифровых образовательных ресурсов (новых средств обучения) в школу.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья на тему Microsoft Paver Point в формировании пространственных представлений на уроках математики"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Статья поможет учителю научиться развивать у учащихся пространственные представления на уроках математики. Указываются много тем и эпизодов уроков, где дествительно можно использовать созданную презентацию к уроку. Одним из самых популярных программных средств, применяемых на уроках с использованием информационных технологий, является программа компании Microsoft – PowerPoint. Microsoft PowerPoint — это инструмент подготовки и прове дения презентаций, позволяющий четко структурировать, хоро шо иллюстрировать и профессионально представлять идеи и до стижения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 119 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.11.2020 152
    • DOCX 80 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Елеева Земфира Тазеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Елеева Земфира Тазеевна
    Елеева Земфира Тазеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75624
    • Всего материалов: 251

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развивающие математические задания для детей и взрослых

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 81 человек

Курс повышения квалификации

Система работы учителя математики по подготовке учащихся основной школы к математическим конкурсам и олимпиадам в рамках обновленного ФГОС ООО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 296 человек

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе