"Патриотизм,
как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна
страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара вот в
этом чае", - заявил В.Путин, который встретился за чашкой чая с ветеранами
Великой Отечественной войны и представителями поисковых отрядов.
Воспитание патриотической личности – одна из
важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее
актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности,
открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны
любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей
национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко
всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к
предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в
России произошли экономические и политические изменения, которые привели к
потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом
традиционного российского патриотического сознания стала более заметной.
Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся
повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня
патриотического воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования второго поколения ориентирован на становление
личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий
мир;
владеющий основами умения учиться, способный к
организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за
свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для
себя и окружающих образа жизни.
Личностные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности…
Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, человек,
преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Это
есть идеологическая нагруженная способность, что – то очень уж возвышенное. Изучая
Стандарт второго поколения, я нигде не увидела слово патриот, патриотическое
воспитание, используются слова гражданин и гражданственность. Наверное, это
правильно и более приемлемо к современной школе.
Термин «гражданское воспитание» является относительно
новым для нашей страны. Гражданское воспитание не предусматривает однозначно
позитивного отношения к какой - либо сфере жизни, но пересекается с
патриотическим, нравственным, духовным и социальным развитием личности.
Гражданское воспитание в современном ритме жизни должно формировать у ребенка
активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни.
Безусловно, патриотическое воспитание создает определенные предпосылки
гражданского поведения. Но в процессе целенаправленного воспитания такого рода
качества будут сформированы надлежащим образом. Патриотическое воспитание и
гражданское становление личности – неотъемлемая часть общей культуры
государства.
Мы хотим жить в процветающей, богатой стране,
хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно
воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами своей Родины. Надо,
чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то
государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны
любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут
такие люди, они сделают всё для процветания нашей России.
Согласно выше сказанному я в своем классе
провожу следующую работу: беседы на темы, посвящённые истории нашей Родины с
той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников,
осмыслить значимость определённых событий для истории России - Час размышления
«Отечественная война 1812 года », час общения: «Олимпиада – 2014 года. История
олимпийских игр», презентация книги о Воронежском крае. Учу любить и беречь
свою семью и членов своей семьи. С этой целью проводила такие мероприятия как
классные часы «Моя семья – моя крепость», «Тепло родных людей», составляли свою
родословную (проект).Проводим семейные соревнования под названием «Папа, мама и
Я- спортивная семья». Класс участвовал в мероприятиях «День пожилых людей»,
«День матери» и др.. Оказываем помощь одиноким пенсионерам (работа на участке).
Учу уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников. Проводим Дни
именинников с играми и поздравлениями. Дети с большим удовольствием заранее
готовятся к таким дням: делают открытки, пишут поздравления и пожелания,
придумывают игры.
Уделяю много времени на уроках гражданско -
патриотическому воспитанию . В УМК «Л.В.Занкова» хорошо подобран необходимый
материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего
мнения, а как – бы подводя его к нужному мнению. В результате мы заставляем
ненавязчиво каждого ученика изучать историю страны на уроках окружающего мира.
Отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны:
«Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие по Москве», «История Московского
Кремля», «Путешествие по Санкт – Петербургу», «Путешествие по музеям мира» и
т.д. На уроках литературного чтения – через различные произведения. Ведь учебнике
много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей
стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Учебник математики: рубрика
«Путешествие в прошлое», где дети, решая старинные задачи, знакомятся с жизнью
наших предков, их развитием, с великими учеными, великими открытиями, великими
путешественниками. Уроки русского языка учат любить русский язык и русское
слово.
В начальной школе проводятся различные
совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, где дети не только узнают много
нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей,
взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.
Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать
народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос,
фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного
искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем
богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера.
Такая работа осуществлялась на уроках ИЗО и технологии.
Не менее важным условием нравственно-патриотического
воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к
истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению
к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под
вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране,
через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь
А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с
их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна,
требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания
патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь
недоумение.
Фундамент будущего
человека закладывается в раннем детстве. Потому – то все, что усвоено в этот
период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты
характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова
фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача образования собрать
воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую
ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и
культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление
подлинной гражданственности и патриотизма.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.