КГУ
«Гимназия № 45»
Кафедра
Иностранных Языков
СТАТЬЯ:
Методика
преподавания АЯ в начальной школе.
Автор:
учитель
английского языка,
Е.Н.
Беляева
Караганда,
2014г.
Хотя чужое
знание может нас кое-чему научить,
мудр
бываешь лишь собственной мудростью.
М.
Монтель.
Переход к раннему обучению ИЯ широко
внедряется в практику. К младшим школьникам приходят опытные учителя, работающие
в средней школе, порой малознакомые со спецификой раннего обучения, с целью и
задачами обучения в начальной школе, что создает определенные трудности. На мой
взгляд, учителю необходимо изучить психологические особенности младших
школьников, чтобы строить учебный процесс природосообразно. Учителю необходимо
ознакомиться с общедидактическими принципами обучения в начальной школе, чтобы «вписаться»
в учебно-воспитательный процесс. Учителю необходимо учитывать специфику
предмета АЯ и выработать оптимальную методику обучения АЯ для указанной
возрастной группы. Поэтому стоит более подробно остановиться на этих вопросах,
трудностях, чаще всего имеющих объективный характер.
Раннее обучение АЯ будет успешным, если
оно согласовано с человеческой природой и законами ее развития, совпадает с
естественным путем познания, соответствующим психофизиологическим особенностям
младших школьников. Учет возрастных особенностей помогает учителю в полной мере
использовать благоприятные предпосылки данного возраста и преодолеть
объективные трудности организации учебного процесса.
Учителя АЯ заинтересуют исследования в
области психолингвистики, имеющей три основных теоретических источника:
1. психологическое
направление в языкознании. Языковеды прошлых веков рассматривали язык как
деятельность духа и отражение культуры народа. При этом они отмечали, что язык содержит в себе не
только физический, но и психический компонент и тем самым принадлежит
индивидууму;
2.
работы американских структуралистов,
и, прежде всего, Н.Хомского,
который полагал, что владение языком основано на способности строить правильные
предложения;
3. работы
психологов, занимавшихся вопросами языка и речи. В работах Л. С. Выготского
организация процесса производства речи трактуется как последовательность фаз
деятельности (мотивация — мысль — внутреннее слово —
реализация). Л. В. Щерба
рассматривает наличие языкового материала (текстов), языковой системы (словарей и грамматики) и
языковой деятельности (говорение и понимание
речи).
Отечественная психолингвистика сформировалась прежде всего как теория речевой деятельности.
Способы
методической организации обучения маленьких детей ИЯ исследованы в
диссертационных работах М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной, Р.И. Дольниковой,
Е.А.Ленской, Е.И. Матецкой, Н.А. Малкиной, В.И. Симкиной, Н.Н. Требаневой. Интернет
ресурс www.yanglish.ru посвятил несколько статей теории преподавания АЯ в начальной
школе. «Изучение АЯ с
психологической точки зрения - это сложный процесс формирования в коре
головного мозга новой речевой системы, которая начинает сосуществовать и
постоянно взаимодействовать с уже выработанной системой родного языка,
испытывая на себе ее интерферирующее влияние». Речевой комплекс родного языка
уже составляют единую программу нервных связей. Достижение подобных
результатов в АЯ возможно лишь при создании определенных условий на начальном
этапе усвоения языка. Психологические условия формирования речевых навыков и
умений на втором языке у детей младшего школьного возраста теоретически
обоснованы и выявлены в исследовании Е.И. Негневицкой.
Как
показали исследования, психологической основой для овладения речью в нашем
детстве является не память, тем более механическая, а речевая врожденная
функция. Именно эта функция позволяет решить первоначальную и самую главную
проблему в овладении ребенком речью. Эта функция синтезирует в себе все
необходимые психические свойства для обработки речевого потока.
Природорожденная
речевая функция наделена специфическими особенностями:
1.
ее
деятельность ограничена во времени (примерно к 9 – 11 годам жизни ребенка она
прекращает свою работу). Вот почему с такой легкостью чувствует ребенок речь и
почему так трудно ему усвоить второй язык уже после того, как речевая функция
прекратила свою деятельность;
2.
ребенок
имеет возможность на базе речевой функции и при наличии разноязычных сред,
каждая из которых становится для него жизненно важной, овладеть несколькими
языками, если люди, которые общаются с ребенком, не смешивают языки.
Все
исследователи утверждают, что обучение АЯ должно быть ориентировано на
психофизиологические возрастные особенности детей. Исследователи считают
доказанным, что специальные занятия можно начинать проводить с детьми 3-10 лет,
до трех - бессмысленно, после десяти - бесполезно надеяться на положительный
результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто
обладает коммуникативными и лингвистическими способностями выше среднего
уровня.
Лучше всего начинать изучение английского языка в 5 -8 лет, когда система
родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена, а к новому языку он
относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого
поведения, легко по-новому "кодировать" свои мысли, нет больших
трудностей при вступлении в контакт на английском языке. Дети легко и прочно
запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.
Важно помнить,
что в этом возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход
от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль.
Дети продолжают играть до 10-12 лет. Следовательно, возможность опоры на
игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на АЯ,
сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в
обучении АЯ не противоречит учебной деятельности, а органически связана с ней.
Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания,
эмоциональной сдержанности. Ведь каждая игра имеет правила, и, согласно
правилам игры ребенок должен быть внимательным, соблюдать эти правила, быть
корректным, подчинять свою волю игровым задачам.
Что касается
речевого развития детей, то они способны провести простейший звуковой анализ
речи, умеют выделять отдельные звуки в словах. Речь носит, в основном,
описательный характер, но уже намечается развитие объяснительной речи.
Например, дети умеют объяснять правила игры.
Одной из
важнейших функций начального обучения следует считать формирование навыков и
умений учебной деятельности, необходимо уделить внимание не только освоению
конкретных знаний и навыков, но и овладению системой универсальных учебных
умений для успешной учебной деятельности на последующих этапах. На первый план
выдвигается развивающая функция обучения, в большой степени обеспечивающая
становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных
способностей.
Введение ИЯ в
число предметов, изучаемых в начальной школе, подтверждено результатами более
чем 40-летних исследований в области раннего обучения, проводимых в нашей
стране. Можно утверждать, что его польза многократно доказана и изучение ИЯ в
данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей,
возраст ребенка от рождения до 8-9 лет является наиболее сенситивным для его
речевого развития; языки в этом возрасте усваиваются гораздо легче, чем в
последующие годы.
Целью обучения
АЯ в начальной школе (согласно стандартам 2 поколения) является решение
взаимосвязанных задач:
·
сформировать
устойчивый интерес и мотивацию к дальнейшему изучению АЯ;
·
сформировать
уверенность в способности успешного овладения АЯ.
На первом
этапе обучения предусматривается развитие тех умственных и психических
способностей, без которых невозможно успешное овладение АЯ.
Для
ребенка 8-9 лет в реальной жизни нет необходимости использовать АЯ, поэтому его
коммуникативная функция отходит на второй план, вместе с тем познавательная
функция языка становится приоритетной. Занятия организуются таким образом,
чтобы основными задачами были познавательные речемыслительные задачи.
Обучение АЯ
должно быть воспитывающим, поэтому материал ориентирован на усвоение
общечеловеческих ценностей: уважительное отношение к людям, природе, животному
миру, толерантное отношение к другой культуре и осознание своей родной
культуры.
Учебный
аспект является средством реализации познавательных, развивающих и воспитательных
целей. Технология обучения на начальном этапе основывается на комплексном
подходе к овладению всеми видами речевой деятельности. Новый материал
усваивается во всех четырех видах речевой деятельности (чтение, аудирование,
говорение, письмо) при участии всех анализаторов (зрительный, слуховой,
речедвигательный, моторно-графический).
Таким
образом, на первом году обучения закладываются основы овладения АЯ. Необходимо
помнить, что учение представляет собой двусторонний процесс, где ученик
является активным участником в получении образования, а учитель - организатор,
фасилитатор (to facilitate –
облегчать; содействовать; способствовать; продвигать). Свои способности ученик
развивает сам, а главным «инструментом» является именно познавательная
деятельность. Дело педагога - создать для этого определенные условия. И прежде
всего нужно пробуждать в детях радость открытия, предоставляя им достаточное
количество материала. Согласитесь с А. Ферраном: «Наилучшим учителем бывает
тот, кто пробуждает в нас желание учиться и доставляет нам средства к этому».
Список использованных материалов:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
2. http://www.yanglish.ru/art/english_school.htm
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.