Инфоурок Литература Другие методич. материалыСтатья "МЕТОДИКА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА ТЕМУ «ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Статья "МЕТОДИКА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА ТЕМУ «ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Скачать материал

 

Власова Вера Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 88

 

МЕТОДИКА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА ТЕМУ «ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Повторительно-обобщающие уроки русского языка в старших классах нуждаются в особом методическом подходе и строятся на более сложном дидактическом материале.

Опыт показывает, что прежде чем приступить к разработке конкретной методики повторения и обобщения сведений по тому или иному изучаемому материалу, учитель должен ясно представить себе, какие именно умения и навыки следует совершенствовать, чтобы достичь поставленной перед уроком цели.

Тема «Пунктуация в сложноподчиненном предложении» требует, на наш взгляд, отработки следующих умений и навыков:

1) навыка различения синтаксических конструкций. Названный навык предполагает целенаправленное совершенствование умения видеть «костяк», «скелет» анализируемого предложения. Одной из эффективных форм достижения желаемого результата является формирование у учащихся способности воспринимать предлагаемый им дидактический материал в его устном предъявлении. Как свидетельствует практика, восприятие синтаксических конструкций на слух предельно мобилизует внимание обучающихся, активизируя их аналитическую деятельность.

В качестве дидактического материала целесообразно использовать усложненные варианты предложений. Приводим образцы такого материала к заданию: среди предложенных синтаксических структур вычленить СПП.

1. Он (Ленский) из Германии туманной

Привез учености плоды: вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

(А.С. Пушкин)

2.  Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река.

(М. Горький)

3. Но Малышка крикнула, чтоб он ехал, тем громким, не допускавшим возражения голосом, который появлялся у нее тогда, когда дело касалось раненых и когда окружающие не понимали, что она, Малышка, лучше кого бы то ни было знает, что нужно делать, чтобы раненым было лучше.

Упрочнению навыка безошибочно определять синтаксическую структуру способствует также составление схем предложений. Составляя, в частности, схему многочленного сложноподчиненного предложения, ученики мысленно расчленяют эту конструкцию на составляющие ее предикативные части, учатся видеть границы простых предложений, входящих в СПП, и связывающие их формально-грамматические средства (подчинительные союзы и союзные слова), что создает благодатную почву для осознанной, адресной расстановки знаков препинания и правильного применения пунктуационных правил.

2) навыка обнаружения в анализируемом предложении сложных случаев постановки пунктуационных знаков. Применительно к СПП это: а) соседство сочинительной и подчинительной либо двух подчинительных скреп (и когда, что если и т.п.); б) объединение двух однородных придаточных одиночным

сочинительным союзом (что... и... что; как... и... как и т.п.); в том числе объединение сочинительным союзом «и» двух однородных придаточных, обслуживаемых одной скрепой, например: Смотришь вниз, и кажется, что на тебя несутся прибрежные скалы и волны вот-вот докатятся до самолета.

Навык отрабатывается на многочленных предложениях типа «Когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я.» (А.П. Чехов).

Учащиеся самостоятельно анализируют воспринятое на слух, а затем записанное в тетради предложение, расставляют знаки препинания, находят и подчеркивают «опасные» места, формулируют соответствующие пунктуационные правила.

Закрепляется указанный выше навык и на предложениях, скрепы-соседи в которых представлены различными их конфигурациями (что когда, которые хотя, которая чтобы, и хотя и др.). Цель учителя – ознакомить и закрепить в памяти учеников различные варианты стечения союзов, обеспечивая тем самым оперативность и безошибочность их опознания;

3) навыка самостоятельного выведения пунктуационного правила на основе предложенного учителем дидактического материала. В качестве последнего считаем целесообразным использовать для отработки упомянутого навыка СПП, придаточная часть которых начинается с отрицательной частицы «не» либо с одного из повторяющихся сочинительных союзов (или, либо, и, ни...ни и т.д.).

Ниже даются при­меры СПП описываемого типа: 1) Важно теперь выяснить не что он уже сделал, а что он собирается делать дальше; 2) Ученик не мог вспомнить ни как называ­ется это произведение, ни кто его автор; 3) Шум стоял на улице и когда проез­жали машины с оружием, и когда опасный груз был уже вывезен за черту горо­да; 4) Ты обязательно должен мне сказать или куда ты едешь, или когда плани­­руется твое возвращение. В беседе, предшествующей выведению правила, ученикам следует сообщить о наличии в русском языке СПП, придаточная часть в которых не отделяется от главной запятой. Задача обучающихся – установить отличительные особенности придаточных в таких СПП, сосредоточив  внимание на служебных словах, стоящих перед подчинительными союзами и союзными словами придаточных, следующих непосредственно за главной частью. Эти особенности и должны лечь в основу выводимого правила.

Процесс самостоятельного формулирования правила эффективен тем, что он учит каждого ученика вдумываться в сущность анализируемого языкового явления, а значит – постигать его глубинный смысл.

И последнее. Речь пойдет о совершенствовании навыка соотнесения интонационного рисунка фразы со смыслом, смысловыми оттенками высказывания и пунктуационной нормой.

Совершенствование названного навыка способствует развитию речевого слуха, что, как неопровержимо установлено наукой, положительно влияет на повышение уровня пунктуационной грамотности. Материалом для отработки этого навыка при обобщении и систематизации знаний но теме «Пунктуация в СПП» могут служить предложения, придаточная часть которых присоединяется к главной при помощи сложных подчинительных союзов: потому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, вместо того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и др., способных в зави­симости от смысловых оттенков предложения (намерений говорящего) расщеп­ляться, в результате чего запятая может ставиться либо перед союзом, т.е. на своем обычном месте, либо перед её второй частью. Безусловно, при этом ме­няется и интонационный рисунок фразы. Задача учителя – научить «слышать» предложение в единстве с ее смысловыми оттенками и пунк­туацией. Положительные результаты работы в этом направлении дает сопос­тавление одной и той же фразы, но с разным местом в ней постановки знака препинания. Имеются в виду предложения типа: «Мне грустно, потому что весело тебе» и «Мне грустно потому, что весело тебе». Осмысление наводящих вопро­сов учителя приводит класс к верным умозаключениям: во втором варианте предложения, где фразовое ударение падает на указательное слово потому, причина грусти выражена гораздо четче, нежели в первом.

Этот навык «чувствовать» интонацию можно вырабатывать и на СПП – периодах. Учитель с предъявления на слух предлагает обучающимся предложение типа: «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел, когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, – то, верно б, кроме Вас одной невесты не искал иной» (А С. Пушкин), предварительно дав ученикам задание – определить, опираясь на интонацию и смысл, место постановки двойного знака.

Многолетняя практика показывает, что совершенствование описанных выше умений и навыков положительно влияет на рост пунктуационной грамотности учеников.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "МЕТОДИКА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА ТЕМУ «ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Повторительно-обобщающие уроки русского языка в старших классах нуждаются в особом методическом подходе и строятся на более сложном дидактическом материале. Опыт показывает, что прежде чем приступить к разработке конкретной методики повторения и обобщения сведений по тому или иному изучаемому материалу, учитель должен ясно представить себе, какие именно умения и навыки следует совершенствовать, чтобы достичь поставленной перед уроком цели. Тема «Пунктуация в сложноподчиненном предложении» требует, на наш взгляд, отработки следующих умений и навыков: 1) навыка различения синтаксических конструкций. Названный навык предполагает целенаправленное совершенствование умения видеть «костяк», «скелет» анализируемого предложения. Одной из эффективных форм достижения желаемого результата является формирование у учащихся способности воспринимать предлагаемый им дидактический материал в его устном предъявлении. Как свидетельствует практика, восприятие синтаксических конструкций на слух предельно мобилизует внимание обучающихся, активизируя их аналитическую деятельность.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 882 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Технологическая карта урока по теме "Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева "Живые мощи")
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.
  • Тема: Живые мощи
  • 01.01.2021
  • 453
  • 17
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.07.2020 126
    • DOCX 93.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бауэр Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бауэр Марина Владимировна
    Бауэр Марина Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 63700
    • Всего материалов: 208

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление техническими ресурсами и экономикой предприятия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе