В каждом ребенке свои собственные колокольчики
в душе
Смотрите, каким может быть
ребенок... В нем будто бы смешались воедино друг друга исключающие свойства:
агрессия бок о бок с добротой, общительность и аутичность, гиперактивность и
медлительность, уступчивость с упрямством...
То он боится даже маленькой
букашки, то не боится абсолютно ничего. То он какой-то умственный
"обжора", то не желающий даже мечтать лентяй. В нем уживаются как
добрые соседи веселый звонкий смех и горький плач. Он очень бурно переносит
радость и так же бурно погружается в печаль…
В настоящее время широкую
известность приобрел метод "изотерапии" в работе с детьми, имеющими
проблемы в развитии. Коррекционная значимость этого метода проявляется в
синхронном развитии многих анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный,
кинестетический и д.р.), формировании устойчивости зрительного внимания,
глазомера, цветовосприятия и координации движений, умения ориентироваться в
пространстве. Ребенку предоставляются практически неограниченные возможности
для самовыражения и творчества в продуктах деятельности (рисунок, поделки), он
тренируется в общении с окружающими, получает позитивный результат в процессе деятельности.
Продуктивные виды деятельности
– это знакомое детям, "комфортное" и главное безопасное действие, на
основе которого можно решать многие детские проблемы, строить
коррекционно-развивающую работу по психофизическому развитию детей, учить их
осознавать свою личность в рамках деятельности.
Продуктивные виды деятельности
в образовательном учреждении – это лепка, рисование и аппликация, оригами и
бумажная пластика и т.д.
Ведущее
значение имеет лепка, она
оказывает большое влияние на развитие мелкой мускулатуры рук.
Тактильно-зрительное обследование предметов и их лепка способствует развитию
сенсомоторных координаций, а лепка с опорой на показ, схему, словесную
инструкцию способствует развитию сенсомоторного восприятия и воспроизведения.
Гибкость и податливость глины делает
ее пригодной для удовлетворения самых разнообразных потребностей. Это
замечательный материал, потому что он не имеет определенной формы, обладает
мягкостью, гибкостью и привлекателен для детей любого возраста. С глиной каждый
может легко стать мастером. Во время работы с глиной удается проникнуть через
барьер на пути к ребенку. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут дать
выход своему раздражению, испытывающие чувство неуверенности и страха, обретают
ощущение контроля и владения собой. Для ее использования не существует строгих
специальных правил. Крайне трудно сделать ошибку при работе с глиной. Дети,
испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное
ощущение «Я» в процессе использования глины.
Этот вид творчества — самый наглядный из всех видов искусства
и позволяет наблюдать за состояние ребенка. Педагог может видеть, что
происходит с ребенком, наблюдая за тем, как тот работает с глиной. Эта работа —
хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не
достает таких способностей. В то же время этот вид работы позволяет детям
чрезмерной склонностью к вербализации, включая тех, которых родители и другие
дети обвиняют в болтливости, избавиться от избытка слов. Ребенок может получать
удовольствие от использования глины как от самостоятельной деятельности, но
лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе такой
деятельности дети ведут замечательные беседы друг с другом. Они часто
взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся друг с другом
соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.
Большое значение имеет
рисование, при обследовании его объектов ребенок
познает в совокупности сенсорные свойства, качества и признаки. Работа по
смешиванию красок и получению оттенков цвета оказывает влияние на формирование
чувства цвета, способствует расширению спектра различаемых глазом цветов и
оттенков. Составление орнаментов с чередующимися элементами обеспечивает
развитие концентрации и переключения внимания.
В более старшем возрасте
ведущее значение приобретает живопись и графика. Работа акварелью и гуашью,
графическим материалом (мел, сангина, уголь, пастель) на доске и на мольберте,
способствует развитию умения фиксировать руку в лучезапястном суставе и
рисовать без опоры на запястье.
В аппликации дети приобретают навыки работы с бумагой, овладевают приемами работы с
ножницами. Дети учатся задумывать и создавать самостоятельно орнаменты и композиции.
Экспериментируя с различными материалами, дети получают опыт творческой
деятельности, познают и воссоздают окружающий мир.
Среди современных средств и
направлений все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное
направление – оригами.
Занятия
оригами улучшают память, развивают внимание, воображение, логическое и абстрактное мышление, усидчивость, мелкую
моторику, уменьшают уровень тревожности, повышают самооценку, способствуют налаживанию
дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе.
Занимаясь
оригами, ребенок становится участником захватывающего действия - превращения
бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку,
динозавра и т.д. Этот процесс напоминает фокус, маленькое
представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем последовательного
несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель,
которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное
состояние ребенка. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить
что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение.
Уникальность
влияния оригами заключается также в том, что ребенок имеет возможность вести диалог
с собой, со своим интеллектом. Это приносит огромное удовольствие.
Создание доброжелательной,
спокойной и творческой атмосферы на занятиях способствует поддержанию интереса
детей к творческой деятельности. Использование игровых приёмов, упражнений,
дидактических игр и соревновательных моментов оказывают благоприятное влияние
на организм ребёнка: повышается общий тонус, улучшается моторика, тренируется
подвижность центральной нервной системы, снимается напряжение.
Продуктивность занятий творчеством
во многом зависит не только от психофизических возможностей каждого ребёнка, а
от способа преподнесения материала педагогом, эмоционально-творческого настроя
на занятие. Этот вид детской деятельности вызывает работу души и сердца всех
участников педагогического процесса, помогают осознанию ребёнком своей роли в
мире. Оценка результатов деятельности важна не только малышу, но и педагогам и
родителям.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.