И.В.Трегубова, учитель начальных классов
МКОУ СОШ №2 с. Ладовская Балка Красногвардейского района
Ставропольского края
НАШ ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ
Здоровье – высшая награда
Среди всех современных педагогических технологий,
здоровьесберегающая
технология не теряет своей актуальности, а наоборот получает ещё большую
популярность, так как последнее время относится к числу глобальных проблем.
Сегодня
в России только 2,5 % выпускников школ практически здоровы, остальные за годы
обучения получают заболевания различной степени тяжести, в том числе и
нервно-психические.
Бережное
отношение к здоровью человека, а тем более ученика начальной школы важно
сегодня, как никогда. Все без исключения, и родители, и учителя, и дети,
понимают, что надо заниматься спортом, делать ежедневную утреннюю зарядку,
закаляться и больше двигаться. Но нам все время некогда в потоке нашей
сегодняшней быстротечной жизни. Родители считают, что их главная задача – это
лишь материальное обеспечение и пытаются зарабатывать с утра до позднего вечера
и иногда им даже некогда обратить внимание на своих собственных детей.
Если бы мы,
учителя и родители, уделяли ежедневно хотя бы 15 минут оздоровлению наших
детей, то многие недуги миновали бы их.
Большую часть
времени ребенок проводит в школе. И я, как учитель, должна привить им умение
бережного отношения к своему здоровью и сформировать навыки по его укреплению,
начиная с первых дней их школьной жизни. Так как своевременное формирование
устойчивых ценностных ориентаций на здоровье, позволит избежать учащимся
приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в
двигательной активности, укрепить растущий организм.
В нашей школе
проблема сохранения здоровья решается давно и успешно. Мы несколько лет были
краевой экспериментальной площадкой по применению здоровьесберегающих
технологий. И этот опыт не прошёл
зря.
С самых первых
дней в школе ребенок учится «беречь свое здоровье», для этого я использую в
своей работе элементы здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного: режим
динамической смены поз, массажные коврики для ног, офтальмотренажер, «сенсорные
кресты».
Учебные занятия
проводятся в режиме смены динамических поз, для этого используются специальные
настольные конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит
за конторкой, причем в носочках и на массажном коврике. Тем самым сохраняется и
укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики
человеческого организма
Максимально
допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут.
Ребенок сидит на уроке 40 минут. Это большое напряжение, а благодаря режиму
«динамической смены поз», это напряжение снимается.
В процессе
урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а
также на развитие внимания и быстроты реакции использую специальное упражнение
«Бегущий огонек».
С помощью
лазерного фонарика учащиеся следят за «бегущим огоньком» или как они сами
любят называть его – «зайчиком». Упражнения сочетают в себе движения глазами,
головой и туловищем, выполняются под ритмичную музыку в позе свободного стояния
и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе
мотивационно-активизирующий заряд для всего организма.
Режим
динамической смены поз Упражнение «Бегущий огонек»
Для разминок и
упражнений глаз используются также и специальные геометрические зрительные
траектории, расположенные на стене (офтальмотренажер): глаза детей отдыхают,
пробегая несколько раз по разноцветным линиям.
Занимают эти
упражнения не более 1,5- 2 минуты урока и проводятся на материале учебного
предмета.
Работа с тренажерами для глаз «Сенсорный крест»
«Сенсорный крест» висит под
потолком в классной комнате. На нем закрепляются различные учебные объекты (буквы,
словарные слова, плоские и объёмные геометрические фигуры, формулы и пр.). В
ходе урока периодически обращаю внимание детей на то или иное пособие, прошу
что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут
глазами нужный материал, тем самым тренируют зрение, устраняют усталость и
напряжение с глаз.
Игровая
ситуация почти всегда снимает напряжение и соответственно снижает вероятность
появления ошибок. Ребёнок работает спокойно.
Так же я
использую специальные каллиграфические минутки перьевой ручкой, которые
совершенствуют состояние зрительно-ручной координации.
Учащиеся пишут
перьями, обмакивая их в чернила. При письме шариковой ручкой (безотрывном),
через 20 минут у ребёнка появляются все признаки стенокардии, потому что
нарушается естественный синусоидальный ритм организма ребёнка. А при письме
сначала карандашом, а потом пёрышком, по принципу «нажал – отпустил», такого не
происходит. Недаром, говориться в поговорке, что всё новое - это хорошо забытое
старое.
Важная
особенность применения элементов технологии доктора Базарного, состоит в их
общедоступности, поскольку внедрение почти не требует дополнительных
материально-финансовых затрат.
Главное - это
понимание трагичности нынешней ситуации, желание и добрая воля к её изменению
со стороны педагогов и родителей, отвечающих за жизнь, здоровье и безопасность
наших детей.
В нашей школе,
благодаря энтузиазму педагогов и родителей, сделавших всё технически
необходимое своими руками, давно перешли на здоровьесберегающие технологии.
Поэтому в сфере материально-финансовой принципиальных препятствий для
внедрения здоровьесберегающих технологий нет.
Методика В.Ф.
Базарного дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в
целом.
Список
литературы
1. Базарный В.
Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома.
Издательство: АРКТИ, 2005. –
176 с.
2. Базарный В. Ф.
Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического
и физического развития
учащихся в
структурах учебного процесса. Сергиев Посад, 1995. – 31с.
3. Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в
традиционной
школьной среде.
Истоки, подходы к профилактике. Сергиев Посад, 1995. – 41с.
4. Базарный В.Ф. - официальный сайт [Электронный ресурс].
– Режим
доступа: http://yandex.ru/yandsearch?text=bazarny.ru&lr=36.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.