Вавилова Татьяна Георгиевна
учитель начальных классов
МБОУ «Комсомольская СОШ»
высшая категория
Пермский край, Кунгурский
район,
п. Комсомольский
Использование
проектного метода
в
деятельности учителя начальных классов
СЛАЙД 1 Титульный
лист
СЛАЙД 2 «Все,
что я познаю, - я знаю, для чего это мне надо и где и как
я могу эти знания применить» - это основной тезис современного
понимания метода проектов, который и привлекает многие
образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими
знаниями и прагматическими умениями.
СЛАЙД 3 (на фоне слайда 2 «ПРОЕКТ - ЭТО
РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ!»)
Словом, результаты
выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»,
т. е., если это теоретическая проблема - то конкретное её решение,
если практическая — конкретный результат, готовый к использованию
(на уроке, в школе, в реальной жизни).
СЛАЙД 4 (на фоне слайда 3 «Виды
презентационных проектов»)
Результатами проектов
могут быть: сообщения, доклады, альбомы, праздники, видеофильмы, книги и многое
другое.
Это
зависит от продолжительности их реализации, проекты могут быть как краткосрочными
так и длительными.
СЛАЙД
5
(на слайде титульный лист программы «Школа здоровья»)
Так
работа классных руководителей по реализации программ развития детских
коллективов является долгосрочным проектом, потому что рассчитана, как
правило, на 4-5 лет.
В них вовлечены не
только учащиеся и их родители, но и различные специалисты:
психологи, социальные работники, учителя-предметники, медики и т.д.
И
составляющими этих проектов будут как раз краткосрочные проекты (попросту
«классные мероприятия»): классные часы, праздники, походы,
экскурсии и т.д. и.т.п., которые требуют тщательной подготовки, и которые
невозможно реализовать без совместной деятельности педагога с детьми.
МАСТЕР - КЛАСС
Сейчас я предлагаю
вашему вниманию поэтапную разработку краткосрочного проекта,
которую мы сможем проследить на практическом примере.
СЛАЙД
6
(План проведения классного часа)
В этом учебном
году с учащимися 2 класса был проведен классный час
Классный
час на тему «Клички и прозвища»
- Думаю, что эта
тема будет всегда актуальна для школьников младшего школьного возраста.
Относиться к детским прозвищам и кличкам нужно с должной степенью внимания:
угроза конфликта из-за их употребления на самом деле очень серьезна.
Предварительно
перед классным часом был проведён письменный опрос. Дети отвечали на вопрос: «Давать клички и прозвища
– это хорошо или плохо?»
Ход
занятия
1.Определение
темы классного часа
Учитель читает небольшой текст
«Мелочь, карлик, клоп»
Мелочь, карлик, клоп
В
классе учится Коля. От своих сверстников он отличается маленьким ростом, за что
нередко подвергается насмешкам, слыша в свой адрес: «мелочь, карлик, клоп».
Особенно усердствуют Костя и несколько детей, которые поддерживают Костю. Им
нравится обижать и унижать своего товарища.
После
прослушивания этого текста учитель спрашивает:
- О чем мы
будем вести разговор на классном часе? («Клички и
прозвища детей»)
2.
Беседа по результатам опроса
Обсуждались
различные мнения детей класса и детские высказывания, взятые из методической
литературы.
К примеру:
«Катя
утверждает, что клички, желание обидеть словом возникают там, где класс
недружный и все друг другу безразличны».
-
Согласны ли вы с Катей?
«Маша
рассказала о том, что дома мама и бабушка зовут ее Зайкой. Ведь это тоже
получается кличка. Но она очень ласковая, и ей ничуть не обидно, а даже
наоборот, приятно».
-
Что вы об этом думаете?
«Настя
считает, что не все клички обидны: «Мне кажется, - говорит она, - не так уж все
страшно. Есть клички обидные: Очкарик, Жирный и т.д. Против этого надо бороться
– обижать человека нельзя!
Но
есть же прозвища добрые, смешные, в них нет зла. Моя фамилия Мурзина, а меня
зовут Мурзик – разве это обидно? Даже трогательно, когда сохраняют за людьми
детские прозвища и разные ласковые имена…»
-
Что вы думаете о высказывании Насти?
3.
Чтение стихотворения И.Пивоваровой
«Вежливый ослик» ребенком наизусть и его анализ.
В ходе
работы над содержанием стихотворения дети
делают вывод:
- Ослик дал зверям
обидные прозвища, потому что они указывают на их недостатки, и
ослик решил таким образом посмеяться над ними.
Затем учитель
предлагает детям самим придумать этим же зверям разные прозвища, которые
указывают на их достоинства и поэтому не могут быть обидными.
Например: Тюлень –
ловкач, слон – великан, силач.
Вывод: дети пришли к выводу, что общение должно быть искренним и
правдивым для того, чтобы общаться было приятно, унижение достоинства человека
непозволительно.
В
завершении повторяется совет автора, который адресован маленьким читателям:
И
я прошу тебя, Не будь похожим
Дружок,
На него.
Работа над
произведениями, обсуждение мнений, изложенных детьми в письменном
опросе, являлись подготовительным этапом
к реализации мини-проекта «Книга ласковых имен», в котором я вам сейчас
предлагаю поучаствовать. А также на практическом примере проследить его
поэтапную разработку.
СЛАЙД
7
5. Реализация мини-проекта «Книга ласковых имен».
Участники
проекта:
классный руководитель и уч-ся 2 б класса.
1
этап - Вводный (т.е. «погружение в проблему»)
- Я предлагаю вам послушать
одну удивительную историю, которая однажды произошла с детьми.
Чтение
произведения Олега Кириллова «Книга ласковых
имен»
Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела,
пригорюнившись, на скамейке.
- Ты чего горюешь? –
спросил я.
- О-о-о-х… - вздохнула Света и
пожаловалась: - Злодей - грубиян обозвал меня Светка - фигнетка и
заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня,
назвав семью ласковыми именами.
- Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, - пообещал
я.
Вернувшись с книгой, я открыл ее на странице с именем Светлана и
прочитал:
- Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка,
Светлячок.
Как только я произнес седьмое ласковое слово, девочка
заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось.
- Бежим расколдовывать девчонок! –
крикнула она.
- А разве они тоже?.. –
спросил я уже на бегу.
- Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть…
Светину подружку, Наташу, мы нашли в самом дальнем темном углу
двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.
- Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, -
прочитал я.
И Наташенька ожила, заулыбалась, ее бледные щеки зарумянились. А
потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь ее ласковых имен:
- Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Лёля, Ляля.
- Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем,
где мы найдем ласковые слова? – робко
спросила меня Оленька, еще не совсем поверившая в свое спасение.
2 этап - Обработка информации
-
Как вы думаете, что предложил девочкам главный герой?
Этот
вопрос становится проблемой проекта. (дети придумывают продолжение
рассказа в 1-2 предложения).
(Дети
продолжили рассказ: Можно самим создать подобную книгу
ласковых имен).
3 этап - Разработка
собственного варианта решения проблемы
– А
хотелось бы вам иметь такую книгу? (Предложение детей – создать
книгу для нашего класса).
4 этап - Реализация плана действий
- Возьмите
альбомный
лист бумаги и простой карандаш.
- Назовите
себя семью ласковыми именами и запишите эти имена на листе
(время
работы 3 мин).
- Объединитесь
со своими тезками в группы, если таковых нет, поработайте парой со своим
соседом или другом и помогите друг другу дописать списки имён (даётся
ещё 3 мин)
5 этап - Подготовка к защите проекта
- А теперь
переверните этот лист, сейчас вам предстоит красочно оформить свою страничку (показываю
образец имен из рассказа).
Воспользуйтесь
фломастерами, которые лежат у вас на столах.
- Более
понравившееся вам имя, которым вы хотели бы, чтоб вас называли, нужно выделить
крупнее и ярче остальных имен (с него я и советую начать в
центре листа).
6 этап - Презентация проекта
- Далее
ваша задача - показать классу свою оформленную страничку, зачитать все ласковые
имена, которые вы записали и выделить то имя, которое ему больше понравилось,
т.е. как Вы хотели бы, чтобы Вас называли одноклассники.
7 этап - Рефлексия
По
результатам работы учитель показывает скоросшиватель и говорит о том,
что все оформленные листы мы «вошьём в книгу» и таким образом у нас получится
книга под названием «Книга ласковых имен».
Педагог
дочитывает, что ответил девочке герой рассказа.
- Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских
личных имен», - сказал я. – В нем вы найдете все ласковые имена.
СЛАЙД
8
Знакомство со «Словарем русских личных имен».
Словарь адресован
тем, кто интересуется историей, развитием и употреблением личных имен.
–
А как мы можем использовать созданную нами книгу?
(Предложение
детей: Обзывающемуся однокласснику дадим в руки книгу для того, чтобы
он вспомнил, какими именами можно назвать того ученика, которого он обозвал)
Вывод: общение должно быть искренним и правдивым для того, чтобы
общаться было приятно, унижение достоинства человека непозволительно.
Классный
час завершается общей рефлексией, чтобы каждый имел возможность
высказаться. Итог в форме назидания должен подвести руководитель.
Итог мастер-класса
– Где классный
руководитель может применить материалы данного проекта? (на родительских
собраниях)
С
родителями
также необходимо проводить соответствующую работу, так как вывод, который
сделали дети на классном часе, должен найти поддержку и со стороны взрослых в
общении с их собственными детьми.
Родители должны
быть вооружены знаниями о путях разрешения конфликта, основанного на обзывании.
Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том,
как можно и нужно реагировать на обидные клички и прозвища. Можно вспомнить,
как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не
обижаться на сверстников - он будет готов к этому.
СЛАЙД
9
Мне очень понравилось высказывание Ж. Ж. Руссо —
«Дети должны
делать, что хотят,
а хотеть они
должны то, что хочет педагог»
СЛАЙД 10 И пусть в этом Вам сопутствует только удача!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.