Инфоурок Биология Другие методич. материалыСтатья Исследовательский подход в обучении биологии

Статья Исследовательский подход в обучении биологии

Скачать материал

Учитель биологии МБОУ Ширинская ООШ№17 Рагзина Г.Г.

«Бесталанных детей нет, а есть занятые  не своим делом»

 

      Работа с одаренными детьми - это прежде всего реализация социального заказа со стороны общества на формирование ценностно-значимых ориентиров и активной жизненной позиции, а также поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала через организацию исследовательской деятельности.

      Наиболее ярко исследовательская деятельность проявляется как на уроках, так и во внеурочной сфере. При хорошей организации она  существенно расширяет интерес к предметам.

      Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в биологии и химии  это могут быть сведения первоисточников), анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

      Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, т.е. ученики не являются пассивными реципиентами информации. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.  Научное мировоззрение, формирующееся на основе такой деятельности, выступает как основа воспитания.

       Наиболее полно этапы исследовательской деятельности  проявляются в ходе  работ моих учениц:  «Эта удивительная артемия», (работа о животном мире озера Тус); Эта работа была лучшей на научно-практической конференции школьников; на республиканской эколого-биологической олимпиаде отмечена свидетельством и опубликована в сборнике 2-х Катановских чтений. Другая работа, выполненная учащейся: «Все о сладком с точки зрения химии», которая снова была лучшей в районе и опубликована в сборнике 4-х Катановских чтений. Имя этой девочки занесено в энциклопедию «Одаренные дети - будущее России» в раздел «Им принадлежит будущее». Научная работа «Флора побережья озера Белё, малый плёс» стала победителем в республиканской эколого-биологической олимпиаде, и учащаяся стала участницей финала всероссийской научной  эколого-биологической  олимпиады обучающихся 2009года.

        Более подробно я остановлюсь на последней работе: "Флора  побережья озера Белё, малый плёс».

        Актуальность выбранной темы заключается в том, что территория Республики Хакасия представляет собой своеобразную и переходную зону, где западные флористические и фаунистические элементы встречаются с восточными. Сюда проникают как южные, так и арктические виды. Все это определяет большой набор ботанических и зоологических объектов, сосредоточение большого числа редких видов. Для сохранения девственных лесов и восстановления нарушенной структуры степей в 1991 году на территории Хакасии был учрежден первый государственный природный заповедник «Чазы», который в настоящее время переименован в заповедник «Хакасский». Исследуемая  территория  окрестностей  озера Белё (малый плёс) в состав  заповедника «Хакасский» по непонятным причинам  не входит, поэтому одной из первостепенных задач ботанических исследований явилась инвентаризация флоры.

               Также в последние годы на видовой состав растительности влияет антропогенный фактор,  в связи с тем, что побережье озера отдано в аренду частным лицам для постройки летних баз и домов отдыха. Это в свою очередь приводит к интенсивным нагрузкам на  растительный покров т.к. в течение летнего периода на озере отдыхает сотни тысяч людей.

 Целью данной работы явилось изучение    видового разнообразия высших сосудистых растений, произрастающих в окрестностях озера Белё (малый плёс). В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи.

       1.Провести литературный обзор,  в ходе которого мы определили, что история исследования флоры  территории современной Хакасии и Ширинского района делится на три периода( Ι-период  18век экспедиция Мессершмидта, Палласа Петра Симона;  ΙΙ-й период -19век, экспедиция К.Шмидта, Мартьянова Н.М., Смирнова и ΙΙΙ-й период 20век, исследованиями занимались В.В. Ревердатто, Л.М. Черепнин (КПИ) –А.В.Куминова, О.А Липаткина.

        2.Провести сбор гербарного материала и его оформление, собранные растения высушивались и гербаризировались, ученица познакомилась с методикой оформления гербарного материала по Скворцову.

       3.Провести определение собранных видов и составить список видов высших сосудистых растений - пользовались определителем растений юга Красноярского края под редакцией Красноборова И.М. Составлен флористический список, в котором указаны принадлежность к семействам, экологическая группа, жизненная форма, а также их практическая значимость.

       4.Провести анализ выявленных видов в систематическом, экологическом, биоморфологическом плане;

        5. Провести анализ практической значимости выявленных растений, а также выявить редкие и исчезающие виды растений;

       Научная новизна: проведена инвентаризация флоры  побережья  озера Белё, малый плёс, не входящей в состав заповедника «Хакасский». Составлен список видов, уточнено распространение и экологическая приуроченность видов.

           Практическая значимость: сведения о видовом составе могут быть основой для мониторинга за изменением растительного покрова под воздействием антропогенного фактора; гербарные сборы с территории  используются  при проведении занятий в учебных учреждениях.

Объектом исследований явились высшие сосудистые растения

Предметом - видовое разнообразие В.С.Р., их систематика, экология и биоморфология, а также влияние антропогенного фактора на растительный покров.

Методы исследования: Сбор проводился в летние месяцы, в периоды массового цветения растений и осуществлялся в разных фитоценозах. Сбор растений проводился маршрутным методом. При разработке маршрутов учитывалось разнообразие природно-климатических режимов на исследуемой территории.

На основе полученных результатовбыли сделаны следующие выводы:   1. На исследуемой территории было выявлено 156  экземпляров растений. Наиболее многовидовыми семействами являются Fabaceae, Asteraceae, Poaceae, Rosaceae .  

      2. В результате систематического анализа выявлено преобладание в исследуемой флоре покрытосеменных растений 99,5%, среди которых лидирующее положение занимают двудольные 80,44%. Семейственный спектр показал преобладание семейств Asteraceae (14,22%), Fabaceae (13,77%), Poaceae и  Rosaceae (22,22%)

       3.При проведении экологического анализа (экологические группы устанавливались согласно классификации А.В.Куминовой) в окрестностях озера Белё (малый плёс) выявлено преобладание мезофитов 33,77% (76 видов), что свойственно растениям средних по увлажненности местообитаний.

        4.Биоморфологический анализ показал, что в биологической структуре преобладают поликарпические растения 164 видов, остальные жизненные формы представлены меньшим количеством видов. Среди поликарпиков преобладают стержнекорневые, кистекорневые и короткокорневищные растения. На долю монокарпических приходится 32 вида.(классификация Серебрякова И.Г.)

       5.На исследуемой территории произрастает 17 видов растений из числа редких и исчезающих в растительном покрове республики Хакасия (Astragalus ionae Palib, Astragalus   rytidocarpus Ledeb, Oxytropis bracteata Basil,  Lilium pumilum Delile, Oxytropis nuda Basil, Adenophora  rupestris Reverd).

6. Изученные растения в окрестностях оз.Белё обладают широкой практической значимостью. Преобладающими группами являются лекарственные, кормовые, медоносные.

      Результаты проведенного исследования внедрены в практику образовательного процесса биологии МБОУ Ширинская ООШ №17.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья Исследовательский подход в обучении биологии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Учитель биологии МБОУ Ширинская ООШ№17 Рагзина Г.Г.

«Бесталанных детей нет, а есть занятые  не своим делом»

 

      Работа с одаренными детьми - это прежде всего реализация социального заказа со стороны общества на формирование ценностно-значимых ориентиров и активной жизненной позиции, а также поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала через организацию исследовательской деятельности.

      Наиболее ярко исследовательская деятельность проявляется как на уроках, так и во внеурочной сфере. При хорошей организации она  существенно расширяет интерес к предметам.

      Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в биологии и химии  это могут быть сведения первоисточников), анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

      Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, т.е. ученики не являются пассивными реципиентами информации. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.  Научное мировоззрение, формирующееся на основе такой деятельности, выступает как основа воспитания.

       Наиболее полно этапы исследовательской деятельности  проявляются в ходе  работ моих учениц:  «Эта удивительная артемия», (работа о животном мире озера Тус); Эта работа была лучшей на научно-практической конференции школьников; на республиканской эколого-биологической олимпиаде отмечена свидетельством и опубликована в сборнике 2-х Катановских чтений. Другая работа, выполненная учащейся: «Все о сладком с точки зрения химии», которая снова была лучшей в районе и опубликована в сборнике 4-х Катановских чтений. Имя этой девочки занесено в энциклопедию «Одаренные дети - будущее России» в раздел «Им принадлежит будущее». Научная работа «Флора побережья озера Белё, малый плёс» стала победителем в республиканской эколого-биологической олимпиаде, и учащаяся стала участницей финала всероссийской научной  эколого-биологической  олимпиады обучающихся 2009года.

        Более подробно я остановлюсь на последней работе: "Флора  побережья озера Белё, малый плёс».

        Актуальность выбранной темы заключается в том, что территория Республики Хакасия представляет собой своеобразную и переходную зону, где западные флористические и фаунистические элементы встречаются с восточными. Сюда проникают как южные, так и арктические виды. Все это определяет большой набор ботанических и зоологических объектов, сосредоточение большого числа редких видов. Для сохранения девственных лесов и восстановления нарушенной структуры степей в 1991 году на территории Хакасии был учрежден первый государственный природный заповедник «Чазы», который в настоящее время переименован в заповедник «Хакасский». Исследуемая  территория  окрестностей  озера Белё (малый плёс) в состав  заповедника «Хакасский» по непонятным причинам  не входит, поэтому одной из первостепенных задач ботанических исследований явилась инвентаризация флоры.

               Также в последние годы на видовой состав растительности влияет антропогенный фактор,  в связи с тем, что побережье озера отдано в аренду частным лицам для постройки летних баз и домов отдыха. Это в свою очередь приводит к интенсивным нагрузкам на  растительный покров т.к. в течение летнего периода на озере отдыхает сотни тысяч людей.

 Целью даннойработы явилось изучение   видового разнообразия высших сосудистых растений, произрастающих в окрестностях озера Белё (малый плёс). В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи.

       1.Провести литературный обзор,  в ходе которого мы определили, что история исследования флоры  территории современной Хакасии и Ширинского района делится на три периода( Ι-период  18век экспедиция Мессершмидта, Палласа Петра Симона;  ΙΙ-й период -19век, экспедиция К.Шмидта, Мартьянова Н.М., Смирнова и ΙΙΙ-й период 20век, исследованиями занимались В.В. Ревердатто, Л.М. Черепнин (КПИ) –А.В.Куминова, О.А Липаткина.

        2.Провести сбор гербарного материала и его оформление, собранные растения высушивались и гербаризировались, ученица познакомилась с методикой оформления гербарного материала по Скворцову.

       3.Провести определение собранных видов и составить список видов высших сосудистых растений - пользовались определителем растений юга Красноярского края под редакцией Красноборова И.М. Составлен флористический список, в котором указаны принадлежность к семействам, экологическая группа, жизненная форма, а также их практическая значимость.

       4.Провести анализ выявленных видов в систематическом, экологическом, биоморфологическом плане;

        5. Провести анализ практической значимости выявленных растений, а также выявить редкие и исчезающие виды растений;

       Научная новизна: проведена инвентаризация флоры  побережья  озера Белё, малый плёс, не входящей в состав заповедника «Хакасский». Составлен список видов, уточнено распространение и экологическая приуроченность видов.

           Практическая значимость: сведения о видовом составе могут быть основой для мониторинга за изменением растительного покрова под воздействием антропогенного фактора; гербарные сборы с территории  используются  при проведении занятий в учебных учреждениях.

Объектом исследований явились высшие сосудистые растения

Предметом - видовое разнообразие В.С.Р., их систематика, экология и биоморфология, а также влияние антропогенного фактора на растительный покров.

Методы исследования: Сбор проводился в летние месяцы, в периоды массового цветения растений и осуществлялся в разных фитоценозах. Сбор растений проводился маршрутным методом. При разработке маршрутов учитывалось разнообразие природно-климатических режимов на исследуемой территории.

На основе полученных результатовбыли сделаны следующие выводы:   1. На исследуемой территории было выявлено 156  экземпляров растений. Наиболее многовидовыми семействами являютсяFabaceae, Asteraceae, Poaceae, Rosaceae

      2. В результате систематического анализа выявлено преобладание в исследуемой флоре покрытосеменных растений 99,5%, среди которых лидирующее положение занимают двудольные 80,44%. Семейственный спектр показал преобладание семейств Asteraceae (14,22%), Fabaceae (13,77%), Poaceae и  Rosaceae (22,22%)

       3.При проведении экологического анализа (экологические группы устанавливались согласно классификации А.В.Куминовой) в окрестностях озера Белё (малый плёс) выявлено преобладание мезофитов 33,77% (76 видов), что свойственно растениям средних по увлажненности местообитаний.

        4.Биоморфологический анализ показал, что в биологической структуре преобладают поликарпические растения 164 видов, остальные жизненные формы представлены меньшим количеством видов. Среди поликарпиков преобладают стержнекорневые, кистекорневые и короткокорневищные растения. На долю монокарпических приходится 32 вида.(классификация Серебрякова И.Г.)

       5.На исследуемой территории произрастает 17 видов растений из числа редких и исчезающих в растительном покрове республики Хакасия (AstragalusionaePalib, Astragalus   rytidocarpusLedeb, OxytropisbracteataBasilLiliumpumilumDelile, OxytropisnudaBasil, Adenophora  rupestrisReverd).

6. Изученные растения в окрестностях оз.Белё обладают широкой практической значимостью. Преобладающими группами являются лекарственные, кормовые, медоносные.

 

      Результаты проведенного исследования внедрены в практику образовательного процесса биологии МБОУ Ширинская ООШ №17.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 543 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 307
    • DOCX 22.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рагзина Галина Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рагзина Галина Геннадьевна
    Рагзина Галина Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 29421
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 166 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 47 человек