Использование
здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания
Преподаватель
ГБОУ ООШ с.Старое Максимкино, Самарская область
Захарова
Ю.Г.
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий
философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.
В
современном информационном мире мы добились новых достижений в науке и
технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой,
научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая
революция приводит и к отрицательным явлениям.
Повсеместно
наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся
дети.
Многие
годы дети проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное
отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время
наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию
здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое
состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения
здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным
мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила:
судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относится к числу
здоровых.
Модернизация содержания общего образования сопровождается внедрением различных
образовательных программ и технологий воспитания и обучения на основе
Федеральных государственных образовательных стандартов. Закон РФ « Об
образовании» определяет охрану здоровья обучающихся как приоритетное
направление деятельности образовательного учреждения.
В пакет
документов ФГОС впервые вошла Программа формирования ценности здорового образа
жизни.
Одна из
целей нашей новой школы- подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире с сохранением собственного здоровья.
Впервые
стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового
образа жизни ребенка умений регуляции своей ведущей деятельности – учения,
общения, познания, социальной практики – и формулирует требования к
формированию у учащихся средств осознанного понимания ценности собственного
здоровья.
Ключевая
задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания
образования – формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания,
саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных
траекторий обучений. Предусматривается развитие у учащихся универсальных
учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний
о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных
ситуациях.
«Здоровьеформирующие
образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, – это все те
психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на
воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности,
мотивацию на ведение здорового образа жизни.
У
современно педагога есть возможность через урок и внеурочное время снизить
влияние школьных факторов риска на здоровье детей. При этом фиксируется внимание
не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.
В начале урока оценивается и в дальнейшем удерживается внимание на
гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум,
доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не
слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Для таких оценок не
требуется приборов — вполне хватит органолептических возможностей учителя. Но
пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению
учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье.
Не менее
важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так или иначе
связано с влиянием на их здоровье.
Первичную экспресс-оценку эмоционально-психологической атмосферы в
классе на уроках истории можно провести по следующим показателям:
возбуждены
(перевозбуждены), например после урока физкультуры;
утомлены,
выглядят уставшими;
взволнованы,
тревожны, чем-то обеспокоены;
сосредоточены,
деловиты, настроены на урок;
насторожены,
напряжены, враждебны (обычно — установка на конкретного учителя).
В
дальнейшем подобными индикаторами состояния класса выступают ученики, которые:
быстрее
других утомляются, отключаясь от учебного процесса;
отличаются
трудностью концентрации и удержания внимания, повышенной двигательной
активностью, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических
особенностей;
более
склонны к нарушениям дисциплины;
опережают
других учеников в темпах выполнения классных заданий;
вообще не
включены в учебный процесс, присутствуют на уроке по необходимости.
Использование
работы в режиме двигательной активности это одно из направлений работы. С первых
уроков в 5 классах нужно следить за осанкой детей, проводить физическую паузу с
комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз. Иногда физические
паузы полезно проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает
сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение
оставшееся в них с предыдущего урока (особенно после контрольной работы).
Другими
формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование»
исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач,
работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При
этом значительную роль играет эмоциональный фактор, как правило, школьники
садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями
сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся.
Коррекцию
позы проводить мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и то же
приходится повторять по нескольку раз за урок. Когда в такой коррекции
нуждается один ученик, подойти к нему, не прерывая объяснения. Иногда
достаточно и выразительного взгляда. Если же несколько учеников нуждаются в
корректировке позы, попросить весь класс «подтянуться, выпрямить спинки». Это
также удачный момент для того, чтобы предложить всему классу сделать
физкультминутку.
К
воздействию на физическое здоровье во время урока относится, прежде всего,
сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их
сохранению способствует смена деятельности на уроке. Например, сначала устно
обсуждали какое-либо историческое событие, потом законспектировали в тетрадь,
затем послушали учителя и т.д. Благодаря смене деятельности, урок, во-первых,
проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, пестр по
содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке
истории.
Другое
направление работы: передача знаний по предотвращению отдельных болезней
осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например:
при изучении
темы «Древний Египет» (5 класс) обязательно рассматривается вопрос «Почему в
ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»;
при
выяснении причин вымирания американских индейцев (7, 8 классы) заостряется
внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие
иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина,
унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам
удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;
при
изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и
эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё,
регулярная смена белья.
Пропагандируется
здоровый образ жизни и на уроках истории и обществознания. Например:в 5
классах при рассматривании темы «Спарта» акцентируется внимание учащихся на
том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться
над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие
вина;
на уроках
обществознания в 5,7 классах обязательно рассматривается статья 23 УК РФ.
«Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии
опьянения»;
на уроках
обществознания в 7 классах, изучая психологические и возрастные особенности
подросткового возраста, подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни
– всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям,
единственный путь избежать эти последствия - осознанные понимание и контроль
своего поведении;
при
изучении глобальных проблем человечества подростки понимают, что
демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и
экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему
здоровью предшествующих поколений.
С целью
пропаганды здорового образа жизни на уроках обществознания можно провести такие мероприятия
как:
- «Улыбка,
спорт, здоровье – нам в жизни ценное подспорье» (Спортивный,
оздоровительно-познавательный журнал).
- «Курить
- здоровью вредить!», «Мифы об алкоголе», «Дело по обвинению табака, алкоголя и
наркотика в нанесении вреда человечеству». Для учеников оформить "Уголок
здоровья"
Наблюдения показывают, что использование
здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более
успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть
свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику
асоциального поведения.
Здоровьесберегающая
направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а
так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических
процедур оценки качества урока.
Здоровьесберегающее
обучение
Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся
Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности,
прагматичности (практической ориентации).
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека);
создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов,
способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание
условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности;
предупреждение гиподинамии.
Приводит
к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной
деятельности; прирост учебных достижений.
Задача
образовательного процесса должна состоять в том, чтобы помочь каждому ученику
развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е.
осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании.
Если
мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным
примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно
надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только
личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Здоровая
школа- здоровья желает!
Здоровая
школа- друзей набирает!
Пусть
льется повсюду
Друзей
звонкий смех,
Учитель
улыбкой пусть радует всех.
Здоровье
не купишь, его не продать.
Про
это давно уже нужно всем знать!
Информационные
источники
Нормативные документы
Закон
РФ об образовании
Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской
Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
Федеральные
требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010
г. № 2106.
Дополнительные источники
Образовательные
технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56
с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).
Шмелькова
Л. В. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. – 2011. – № 10. –
С. 79-82.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.