Инфоурок Другое Другие методич. материалыСтатья "Эффективные формы и методы формирования у детей экологических представлений по средством проектного метода"

Статья "Эффективные формы и методы формирования у детей экологических представлений по средством проектного метода"

Скачать материал

«Эффективные формы и методы формирования у детей   экологических  представлений посредством проектного метода».

« Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир

природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой».

                                                                        В.А.Сухомлинский

      Экологическое воспитание – одна из задач нашего детского сада, которая рассматривается через воспитание любви к природе родного края. Ухудшающее экологическое положение в современном мире побуждает к новому пониманию взаимоотношений природа - человек. В связи с этим ясно, что экологическое образование – это необходимость и понимание этого не только у экологов, педагогов, но и значительной части простого населения. Главное воспитание правильного отношения к природе, экологического самосознания надо начинать с самого раннего детства. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги, родители. Комплексно реализовать ряд педагогических задач при взаимодействии ребёнка с окружающим миром помогает метод проектов.

     Специфика метода проекта заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется  в совместной ребёнком деятельности, опирается на его собственный опыт. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

     Проект – это «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим  комплексным программам.                                                                                                                       Экологический проект – это решение задач, поставленных педагогами в процессе практической и исследовательской деятельности, способствующий формированию экологически грамотной личности.

     В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературным произведением, сочиняют свои рассказы и сказки. Этот метод идущий от детских потребностей и интересов.

     В нашем дошкольном учреждении широко используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность.

     Интегрированный метод обучения является инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

     Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

                  Задачи развития:

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

2. Развитие познавательных способностей.

3. Развитие творческого воображения.

4. Развитие творческого мышления.

5.Развитие коммуникативных навыков.

     Проблема исследовательской деятельности дошкольников состоит в повышении эффективности формирования экологической культуры дошкольников за счёт использования дидактических игр с экологическим содержанием. Её решение определило цель исследования – изучить влияние экологизированных  игр на процесс формирования

экологических представлений и экологической культуры воспитанников. 

     Объектом исследования выступают дидактические игры с экологическим содержанием , используемые в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста. Предметом исследования является роль экологических игр в процессе формирования экологических знаний детей об объектах живой и неживой природы.

     Если применять дидактические игры с экологическим содержанием не только в детском саду, но и в семье, в сочетании их с другими методами работы по экологическому воспитанию, то формирование экологической культуры будет проходить более эффективно.

     Учитывая объект, предмет, цель исследования, можно выделить следующие задачи:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по исследовательской проблеме.

2. Определить значение игры в процессе воспитания и развития дошкольников.

3. Определить влияние дидактических игр с экологическим содержанием на формирование экологической культуры и экологических представлений об объектах живой и неживой природы.

4. Предложить технологию формирования экологической культуры детей, основанную на использовании дидактических игр в экспериментальном исследовании.

     Для решения поставленных задач можно использовать следующие методы исследования:

- анализ психологической,  педагогической и методической литературы;

- статистическое процентирование;

- диагностирование дошкольников;

- анкетирование родителей;

- наблюдение;

- индивидуальный контакт с детьми;

- экспериментирование.

        Практическая значимость методов исследований определяется тем, что они дают возможность совершенствовать педагогический процесс в формировании экологической культуры детей.                                                 

      Одной из интересных форм работы стало проведение экологических акций с детьми.

      Экологическая акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.

Акция «Ёлочка - зелёная иголочка».

Эта акция включает следующие мероприятия:

- Изготовление плакатов на тему: «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов».

- Оформление группы плакатами с детьми и родителями.

- Проведение циклов занятий, наблюдений.

- Новогодние праздники вокруг ёлки в зале.

     Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

     Тематические наблюдения, прогулки в природу не только расширяют познания детей об окружающем мире, но и активизируют родителей, помогают лучше понять своего ребёнка, осознать то, что окружающий мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны. Необходимо защищать и оберегать мир, в котором мы все живём.

Экологический проект: «Цветочные часы».

     Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов.

      Экологический проект – это решение задач, поставленных педагогами в процессе практической и исследовательской деятельности, способствующей формированию экологически грамотной личности. Проект разработан на основе интегрированного подхода.

      Цель: обогащать знания детей о цветах.

Задачи.

 - Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

 - Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени

 удовлетворения потребностей.

- Учить детей ухаживать за комнатными растениями.

- Развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру.

- Закреплять умение использовать модели для составления рассказов.

 Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

1 этап. Подготовитель

 - Беседы: о труде садовода, когда цветут цветы.

 - Рассматривание иллюстраций.

 - Чтение художественной литературы: «Золотой луг» М. Пришвин, «В живой комнатке» Н. Павлова.

2 этап. Содержание проекта.

 - Игры: «Собери цветок», «Что сначала, что потом?», «Магазин цветов», «Четвертый лишний».

 - Занятия: ознакомление с окружающим «Первоцветы»;

художественная деятельность: рисование «Весенние цветы», «Нарисуй букет»;

лепка: «Красивый цветок»;

экология: «Сравнение герани с фиалкой»;

исследовательская деятельность: «В чем нуждается растение?», «Посадка семян цветов» (прорастание, отслеживание роста, ведение дневника наблюдений).

3этап. Итог.

«Праздник цветов».

Работа с родителями.

- Родительское собрание в форме круглого стола «Мир вокруг нас».

- Создание макета «Цветочные часы».

 В рамках проекта будет проводиться акция «Цветочный сад».

 Составление паспортов комнатных растений.

 Проведение мастер-класса по изготовлению цветочных композиций из бросового материала.            Планируемый результат: дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту окружающего мира, научатся ухаживать за комнатными растениями.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Эффективные формы и методы формирования у детей экологических представлений по средством проектного метода""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная статья составлена с целью повышения уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников посредством проектного метода. Она расскрывает наиболее эффективные формы и методы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности, где экологический проект рассматривается как дополнение к любым общеразвивающим комплексным программам. В статье представлены интересные формы работы с детьми и родителями: экологическая акция "Ёлочка - зеленая иголочка"; экологический проект "Цветочные часы".

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 081 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.11.2020 125
    • DOCX 20.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ермакова Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ермакова Елена Алексеевна
    Ермакова Елена Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70823
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе