«Эффективные
формы и методы формирования у детей экологических представлений посредством
проектного метода».
« Мир,
окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир
природы с
безграничным богатством явлений,
с
неисчерпаемой красотой».
В.А.Сухомлинский
Экологическое воспитание – одна
из задач нашего детского сада, которая рассматривается через воспитание любви к
природе родного края. Ухудшающее экологическое положение в современном мире
побуждает к новому пониманию взаимоотношений природа - человек. В связи с этим
ясно, что экологическое образование – это необходимость и понимание этого не
только у экологов, педагогов, но и значительной части простого населения.
Главное воспитание правильного отношения к природе, экологического самосознания
надо начинать с самого раннего детства. С самого рождения ребёнок является
первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё
впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти
ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги, родители.
Комплексно реализовать ряд педагогических задач при взаимодействии ребёнка с
окружающим миром помогает метод проектов.
Специфика метода проекта заключается в
том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка
с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие
осуществляется в совместной ребёнком деятельности, опирается на его
собственный опыт. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой
требуется исследовательский поиск.
Проект – это «игра всерьёз»,
результаты её значимы для детей и взрослых. Проект можно рассматривать как
дополнение к любым общеразвивающим комплексным
программам. Экологический
проект – это решение задач, поставленных педагогами в процессе практической
и исследовательской деятельности, способствующий формированию экологически
грамотной личности.
В ходе работы по проекту дети ведут
наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся
с литературным произведением, сочиняют свои рассказы и сказки. Этот метод
идущий от детских потребностей и интересов.
В нашем дошкольном учреждении широко
используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое
мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование,
опытно-исследовательская деятельность.
Интегрированный метод обучения является
инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и
творческих способностей.
Основной целью проектного метода является
развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами
развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. Обеспечение психологического благополучия и
здоровья детей.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Развитие творческого воображения.
4. Развитие творческого мышления.
5.Развитие коммуникативных навыков.
Проблема исследовательской деятельности
дошкольников состоит в повышении эффективности формирования экологической
культуры дошкольников за счёт использования дидактических игр с экологическим
содержанием. Её решение определило цель исследования – изучить влияние
экологизированных игр на процесс формирования
экологических представлений и экологической
культуры воспитанников.
Объектом исследования выступают
дидактические игры с экологическим содержанием , используемые в формировании
экологической культуры детей дошкольного возраста. Предметом исследования
является роль экологических игр в процессе формирования экологических знаний
детей об объектах живой и неживой природы.
Если применять дидактические игры с
экологическим содержанием не только в детском саду, но и в семье, в сочетании
их с другими методами работы по экологическому воспитанию, то формирование
экологической культуры будет проходить более эффективно.
Учитывая объект, предмет, цель исследования,
можно выделить следующие задачи:
1. Проанализировать научную и методическую
литературу по исследовательской проблеме.
2. Определить значение игры в процессе
воспитания и развития дошкольников.
3. Определить влияние дидактических игр с
экологическим содержанием на формирование экологической культуры и
экологических представлений об объектах живой и неживой природы.
4. Предложить технологию формирования
экологической культуры детей, основанную на использовании дидактических игр в
экспериментальном исследовании.
Для решения поставленных задач можно
использовать следующие методы исследования:
- анализ
психологической, педагогической и методической литературы;
- статистическое
процентирование;
- диагностирование
дошкольников;
- анкетирование
родителей;
- наблюдение;
- индивидуальный
контакт с детьми;
-
экспериментирование.
Практическая значимость методов
исследований определяется тем, что они дают возможность совершенствовать
педагогический процесс в формировании экологической культуры
детей.
Одной из интересных форм работы стало
проведение экологических акций с детьми.
Экологическая акция – ряд
действий, предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования
у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания,
экологического мировоззрения.
Акция
«Ёлочка - зелёная иголочка».
Эта
акция включает следующие мероприятия:
- Изготовление плакатов на тему: «Сохраним
ёлку – красавицу наших лесов».
- Оформление группы плакатами с детьми и
родителями.
- Проведение циклов занятий, наблюдений.
- Новогодние праздники вокруг ёлки в зале.
Экологическое образование - это
непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на
формирование его экологической культуры, которая проявляется в
эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в
ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в
соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Тематические наблюдения, прогулки в
природу не только расширяют познания детей об окружающем мире, но и
активизируют родителей, помогают лучше понять своего ребёнка, осознать то, что
окружающий мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны.
Необходимо защищать и оберегать мир, в котором мы все живём.
Экологический
проект: «Цветочные часы».
Природа - богатейшая кладовая,
неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития
ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает
малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает
любознательность. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа
является вечным источником детского разума. Познание природы возможно только
при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее
эффективный метод – метод экологических проектов.
Экологический проект – это
решение задач, поставленных педагогами в процессе практической и
исследовательской деятельности, способствующей формированию экологически
грамотной личности. Проект разработан на основе интегрированного подхода.
Цель: обогащать знания детей о
цветах.
Задачи.
- Обобщать представление детей о
необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Учить детей устанавливать связи:
зависимость состояния растения от условий среды и степени
удовлетворения потребностей.
- Учить детей ухаживать за комнатными
растениями.
- Развивать эмоционально-эстетическое
отношение к окружающему миру.
- Закреплять умение использовать модели для
составления рассказов.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
1 этап. Подготовитель
- Беседы: о труде садовода, когда цветут
цветы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение художественной литературы: «Золотой
луг» М. Пришвин, «В живой комнатке» Н. Павлова.
2 этап. Содержание проекта.
- Игры: «Собери
цветок», «Что сначала, что потом?», «Магазин цветов», «Четвертый лишний».
- Занятия: ознакомление с окружающим
«Первоцветы»;
художественная деятельность: рисование
«Весенние цветы», «Нарисуй букет»;
лепка: «Красивый цветок»;
экология: «Сравнение герани с фиалкой»;
исследовательская деятельность: «В чем
нуждается растение?», «Посадка семян цветов» (прорастание, отслеживание роста,
ведение дневника наблюдений).
3этап. Итог.
«Праздник цветов».
Работа с родителями.
- Родительское собрание в форме круглого стола
«Мир вокруг нас».
- Создание макета «Цветочные часы».
В рамках проекта будет проводиться акция
«Цветочный сад».
Составление паспортов комнатных растений.
Проведение мастер-класса по изготовлению
цветочных композиций из бросового материала. Планируемый
результат: дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с
условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту окружающего мира,
научатся ухаживать за комнатными растениями.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.