История далекая и близкая…
5 мая 2005 года на здании
«Авиадома» по улице Вавилова, 35 состоялось торжественное открытие мемориальной
доски в память летчикам и технического персонала секретной авиаперегоночной
трассы «АлСиб», действовавшей с годы Великой Отечественной войны с 1942 по 1945
гг. Инициаторами события стали учащиеся лицея №11.
«Лишний человек» Печорин совершенно справедливо
говорил о том, что мы ленивы и нелюбопытны. Подтверждение этому мы получаем
каждодневно. В лучшем случае большинство из нас интересуют последние новости из
нашей общей сутолочной жизни. История же более отдаленная интересует совсем
небольшой круг людей зрелого возраста, молодежь же к ужасу старшего поколения
зачастую не знает элементарных вещей из истории Отечества, хотя предмет такой в
школьной программе есть. Да мало ли что есть в этой программе!
Вот и ходим мы по улицам, не зная, чьими именами они
названы. А почему, собственно? Меня, например, всегда интересовал такой вопрос:
откуда взялось название улицы «3-го августа»? Что было 3-го августа? В каком
году это было и было ли вообще? Я спрашивала об этом людей, всю жизнь проживших
на этой улице. Они только пожимали в ответ плечами. Полная бессмыслица
получается.
А чего стоит красноречивое название улицы «Диктатуры
пролетариата»? Старожилы уже до того свыклись с ним, что и не задумываются над
смыслом. А если задуматься? До каких же пор мы будем жить под диктатурой
победившего класса?
Мне приходилось довольно много ездить по Сибири и России в
целом, но нигде я не встречала такого названия улицы…
На правом берегу по улице Вавилова 35 стоит красивый
пятиэтажный дом, построенный в 1934 году для летчиков и технического персонала
полярной авиации. Он имеет не одно, а целых два «народных» названия – «Дом
Мазурука», и «Авиадом». Илья Мазурук – это легендарный полярный летчик,
полковник авиации, в годы войны возглавивший авиаперегоночную трассу
«Аляска-Сибирь», сокращенно «АлСиб»(1942-1945). Название «Авиадом» для
старожилов правобережья является общеупотребительным до сих пор: так долгое
время называлась и остановка транспорта по «Красноярскому рабочему». А откуда
взялось такое название, знают единицы, да и то только те, кто один за другим
сейчас уходят из жизни по причине преклонного возраста.
Лицей № 11 ( бывшая сороковая школа, старейшая на правом
берегу) соседствует в прямом смысле с этим знаменитым домом по улице Вавилова,
37. Сам бог велел заняться нам его историей. Мы и занялись. Раскопали
исторические сведения, отыскали старожилов-ветеранов, которые так или иначе
имели отношение к этому дому и авиаремонтному заводу в сороковые годы, вышли
даже на контакты с Аляской, откуда перегоняли самолеты в Красноярск по авиаперегоночной
трассе. А самолетов различных типов – Бостонов, Киттитаухов, Кингкобр и прочих
было перегнано больше 8 тысяч. Связались с музеем 149-й школы, инициативная
группа которой уже несколько лет занимается этой темой, договорились о
сотрудничестве.
Из интернета узнали, что в Иркутске, оказывается, регулярно
проводятся научно-практические конференции по теме «АлСиб», установлены
мемориальные доски, совершаются летние поисковые экспедиции к местам падения
самолетов. У нас же, в городе, где был начальный и конечный пункт этой трассы,
откуда американские бомбардировщики сами летели на фронт, а с истребителей
снимали крылья, грузили их на платформы и везли на Запад по железной дороге,
нет ни одного памятного знака. Издана, правда, книга – сборник статей по этой
теме под редакцией Н.И.Дроздова «Небо без границ» в 1995 году. И это все.
Лицеисты решили восполнить этот пробел: итогом их
исследовательской работы стала установка мемориальной доски в память погибшим
летчикам трассы «АлСиб» на Авиадоме в предпраздничные дни. А летом
планировалась поисковая экспедиция на восток Красноярского края, где в тайге
лежат два самолета, потерпевшие катастрофу в 1943 году. К сожалению, ни гороно,
ни администрация города не выделили нам на это средств, несмотря на
убедительный проект.
Мы вообще интересуемся историей места, в котором живем, событиями,
происходившими в недалеком прошлом, главными действующими лицами которых были
наши бабушки и дедушки. В нашем лицее создан музей поисково-исторического
направления, который так и называется «Моя малая Родина». Приоритетными темами
музея стали, помимо развития полярной авиации на территории Красноярского
края и секретной трассы «АлСиб», история школы и политрепрессий .
А для нас это и есть история повседневности.
Ольга Леонидовна
Подборская,
руководитель
музея « Моя малая Родина»
Материал был
опубликован в краевой газете «Красноярский рабочий» 4 мая 2005 года
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.