Взаимодействие
учителя начальных классов и семьи по
воспитанию младших школьников
Учитель
истории
МБОУ
СОШ № 20, г. Краснодара
магистрант Куб ГУ, Булгакова Т.Н.
научн.
консультант, д.п.н. Микерова Г.Г.
Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том,
что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ученика, раскрытии и
развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат
принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и
терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям
объединить свои усилия в создании условий для формирования у младшего школьника
тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации
в случае неудачи.
Сотрудничество семьи и школы – это результат
целенаправленной и длительной работы учителя начальных классов. Оно, прежде
всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание
особенностей и условий семейного воспитания учащегося. Семья рассматривается
как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными
отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную
ответственность.
Система семейного воспитания претерпевает значительные
изменения, и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном
понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин.
·
Однодетность
или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях,
дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими
сестрами и братьями.
·
Молодые
семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего
поколения снижается, остаются невостребованными их жизненный опыт, мудрость.
Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек.
·
Основательно
утрачены традиции народной педагогики, которые предполагают, что воспитывать
ребенка надо, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».
·
Осложнение
семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей
(низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум и т.д.).
·
Гипертрофированная
политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач
политического или остросюжетного характера (в виде различных сериалов), а
общением с детьми, т.е. на их воспитание, не остается времени.
Учитель должен быть заинтересован в том, чтобы
оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией
воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые
классифицируются:
·
по
количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные;
·
по
составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети),
межпоколенные (дети, родители и родители родителей);
·
неполная
семья: только один из родителей воспитывает ребенка;
·
внебрачная
семья: когда женщина рождает и воспитывает ребенка, не зарегистрировав брак.
Исследования психологов, социологов, педагогов показывают, что семейные
обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают
отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.
В педагогике рассматривается классификация семей и по
характеру взаимоотношений. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная;
средняя; негативная или скандально-раздражительная.
Исследователь М.И. Буянов называет следующие типы
семей: гармоничная; распадающаяся; распавшаяся; неполная.
У педагогов-практиков деление семей принято на
«благополучные» и «неблагополучные». Их признаки:
·
в
«благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное
материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
·
«формально
благополучные»: благополучие нередко несет видимый характер и определяется лишь
анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;
·
«неблагополучные»
семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания – постоянные окрики,
наказания детей. Создается надлом в душе ребенка, это делает его ущербным, он
не может найти свое место в семье, в потом и в жизни;
·
рождается
новый тип семьи «новых русских»: высокообеспеченные и сверхобеспеченные.
Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных
отношениях и воспитании детей.
Основными формами работы школы с семьей являются
групповые и индивидуальные. К индивидуальным формам относятся беседы с
родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи.
Учителю необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они заранее
обговорены или спланированы) необходимо готовиться.
Посещение семьи как форма работы с родителями сегодня
необходимо. С одной стороны, учитель лучше узнает условия, в которых живет
ребенок, но по возможности может влиять на их улучшение. Но, с другой стороны,
в этой форме можно увидеть вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить
взаимоотношения педагога с семьей. Такая форма может использоваться в
зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей
практике учитель, классный руководитель использует эту форму работы с семьей,
желательно соблюдать следующие условия: 1) не приходить в семью без предупреждения;
2) не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть
обременительным); 3) не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители
могут растеряться, придите им на помощь: «разрешите раздеться, где у вас можно
присесть и поговорить?»); 4) нельзя вести беседу в агрессивных тонах; 5) не
поучать родителей, а советовать; 5) желательно вести беседу при ученике, выбрав
щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ученика, то
зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).
Среди групповых форм наиболее эффективными в последнее
время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в
структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль
общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен
звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный
обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.
Совместная деятельность педагогов, родителей и
школьников может быть успешной, если все положительно настроены на совместную
работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги
деятельности. Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и
организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и школе с помощью
специальных методик и составления программ его развития.
Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть
дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия,
надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного
воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.