«Возможные
резервы педагогического коллектива,
направленные на повышение качества знаний учащихся.
Истоки качества:
«Качество знаний, умений и навыков».
Качество знаний, умений и навыков учащихся
зависит от следующих факторов:
1)Подбор учащихся (сколько мальчиков и сколько
девочек в классе, тип темперамента у большинства учащихся, расположенность
учащихся к гуманитарным или математическим наукам).
2) Специфика класса (учащиеся
класса развития намного отличаются от учащихся простого класса).
3)Наполняемость класса.
4) Уровень подготовки
учащихся к обучению.
5) Подготовка учителя к
работе с данным классом.
6) Желание родителей
сотрудничать со школой и качественное выполнение своих обязанностей.
Когда я начинаю работать
в первом классе, то передо мной стоит проблема не только научить детей читать,
писать, считать, но прежде всего, в первую
очередь, научить учащихся соблюдать
дисциплину, которая напрямую связанна с качеством знаний и социализацией
личности. Я убежденна, если нет тишины и порядка на уроке, то не может
быть и речи о качественных знаниях.
Каждый день (и на
уроках, и на переменах, во внеурочное время) на протяжении всех лет я систематически
довожу до их сознания позитивные правила и нормы поведения в школе, в
общественных местах, помогаю им понять, что можно делать, а что нельзя. Так
постепенно, в процессе воздействия учителем на учеников, вырабатывается
привычка соблюдать «заведённый порядок». Уже со второго полугодия дети выбирают
себе поручения, а я их веду ежедневный контроль над их выполнением.
Созданная в классе
психологическая атмосфера самым непосредственным образом влияет на поведение
детей, состояние комфортности. Сначала я вместе с учениками формирую
порядок в классе, затем созданный порядок формирует коллектив класса и даёт
возможность детям получать качественные знания.
Фактором повышения
результативности образования также является мониторинг учебных достижений
школьника. В последнее время это слово пришло и в педагогический процесс.
Здесь спецификой мониторинга является отслеживание результативности
усвоения учебного материала, учебных достижений учащихся и на основе этого
прогнозируются результаты образования на четверть, полугодие, год. Мониторинг
способствует увеличению числа школьников, усваивающих учебный материал на более
высоких уровнях.
Проведение
мониторинга учителей начальных классов отличается от учителей старших классов.
Мы с одним классом проводим в школе целый день. Мы знаем их темперамент,
способности, возможности, ситуацию в семье, их мам, пап и родственников. У нас
есть возможность более тщательно отслеживать результативность учащихся, так
как мы можем иногда вместо второй прогулки (когда на улице дождь, мороз),
самоподготовки провести дополнительные уроки. У нас задача не поставить двойку
ученику, а восполнить его пробелы в знаниях. Например: ученик написал контрольную
работу (диктант) на два. Я никогда не поставлю её в журнал, поставлю точку и
задам ученику подобные задания на дом, или на уроке. Даю возможность её
исправить. Если я вижу, что ученик и эти задания не выполнил, значит, он совсем
не понял темы. Тогда я на перемене или на самоподготовке объясняю ему решение
этих заданий. Если таких в классе несколько человек, то на уроке, уже всему
классу заново объясняю эту тему, а сильные ученики работают по индивидуальной
программе. В своём личном журнале я отмечаю, в каких заданиях (словах) делают
ошибки ученики. А на следующих уроках даю подобные задания, а к доске вызываю тех,
у кого были ошибки в этих заданиях.
Вместо точки в журнале
появляется отметка только тогда, когда ученик понял тему или исправил её сам
(например: по литературе выучил стихотворение).
Конечно, это сложно отследить результативность каждого ученика, заставить его
исправить свою отметку. Приходиться по несколько дней напоминать ему, в
буквальном смысле зажать его за парту, чтобы он выучил нужную тему. Но это
стоит тех сил и времени учителя, которое он потратил на проведение
мониторинга. Ведь незнание одного материала, порождает незнание другого. Это
как снежный ком, который может подавить желание ученика к учебной деятельности,
его творческие способности, занизить его самооценку
Фактором успешности
обучения учеников является опережение материала. Уже сейчас во втором
классе, я детям даю полный фонетический разбор слов, частичный морфологический
разбор частей речи, главные и второстепенные члены предложения: подлежащее,
сказуемое, определение, обстоятельство и многое другое. А в следующих классах
уже этот материал идёт как закрепление и повторение. И почти все учащиеся к
концу 4-го класса прекрасно знают эти разборы. Повторение – мать учения.
Учащимся я часто говорю: знание не цель, а средство развития ума и души.
Главное чтобы они выросли умными, добрыми, порядочными людьми.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.