Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья "Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе"

Статья "Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе"

Скачать материал

Использование приемов  критического мышления на уроках в начальной школе

 

С 2011 года наша школа начала работать по новым образовательным стандартам. Начинать всегда сложно. Необходимо искать новые пути, которые требуют больших временных затрат.  Как следствие, возникло много вопросов, которые  предстояло и ещё предстоит решать в процессе реализации ФГОС.  Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию у обучающихся  УУД?  Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую технологию применить?

Я обратила внимание на один  из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, на  технологию развития критического мышления через письмо и чтение, которая как я думаю, помогает формировать УУД. Данная технология известна в России более 10 лет.

Особенность  этой педагогической технологии заключается в том, что школьник в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

 Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

          Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

ТРКМ дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.

     Технология РКМЧП решает следующие задачи:

·         Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

·         Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

·         Развитие аналитического, критического мышления.

Базовая модель технологии, состоит  из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи.

Вот некоторые приёмы стадии «Вызова».

Первый прием: Это «Верные и неверные утверждения».

Приведём пример. Урок «Окружающий мир» 3класс, по теме «Почва»

У каждого на парте таблица, как  на доске. Я читаю вопросы, а учащиеся ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

-      … ветер может разрушить горы?

-      … опавшие осенью листья вредят почве?

-      … 1см почвы образуется за 300 лет?

-      … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

-      … растения участвуют в образовании почвы?

-      … почва и камень родственники?

-      … почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В  течение урока мы обращаемся к таблице и видим, насколько были правы учащиеся.

2прием. Приём «Корзина идей»

Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода?»

- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода?

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Погода  – это …

… температура воздуха

… осадки и ветер

… изменения на улице

… облачность

… светит солнце или нет

На доске фиксируются все предположения. Потом подводим  итоги работы групп.

Следующая стадия  - это стадия Осмысления.

На этой стадии можно использовать приём «Кластер».

 «Кластер»  - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями

Окружающий мир. 2класс. «Какие бывают животные?»

 

Следующий прием - это прием  «Сводная таблица»:

Например, урок ОМ во 2 классе по теме «КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ»

При рассмотрении разнообразия животных – заполняется сводная таблица по определённым признакам.

 

Название группы

Количество ног

Покровы

Звери

4 ноги

шерсть

Птицы

2 ноги, 2 крыла

перья

Рыбы

плавники

чешуя

Насекомые

6 ног

-

Земноводные

голая кожа

Пресмыкающиеся

роговые чешуйки

 

 


Следующий приём - Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.

Для маркировки текста используем следующие знаки.

Вот пример «Инсерта» по предмету  «Окружающий мир». 2 класс,по теме  «В гости к осени»

Также существуют различные приёмы стадии  «Рефлексия»:

 Приём: таблица «ЗХУ» - знаем, хотим знать, узнали.

1 шаг: До знакомства с содержанием урока учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу знать».

Что знаем

Хотим узнать

Что нового узнали

Суффикс – незнакомое слово

Что такое суффикс?

Где он встречается в словах?

Для чего нужен суффикс в словах?

Как обозначается суффикс?

Какие бывают суффиксы?

?

 

 

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». (этап рефлексии)

Что знаем

Хотим узнать

Что нового узнали

Суффикс – незнакомое слово

Что такое суффикс?

Где он встречается в словах?

Для чего нужен суффикс в словах?

Как обозначается суффикс?

Какие бывают суффиксы?

Суффикс – часть слова.

Встречается в словах после корня.

Нужен для образования новых слов.

Обозначается

Суффиксы бывают ик ок ник ищ

Следующий приём – всем известный «Синквейн»

Слово синквэйн происходит от французского слова, которое обозначает пять. Таким образом, синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

4.  Четвертая    строчка   –    это   фраза    из   четырех     слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример синквейна:

Суффикс

ласкательный, новый,

образует, называет, обозначает.

Суффиксы образуют новые слова.

Часть.

Я привела примеры  лишь некоторых приемов  из множества  приёмов этой технологии.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом помогают приёмы технологии Развития критического мышления

  Работая по любой программе, можно  применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся начальной школы универсальных учебных действий.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист в области обращения с отходами

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данной работе описаны цели технологии развития критического мышления - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

А также задачи, которые решает данная технология: 

·         Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

·         Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

·         Развитие аналитического, критического мышления.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 292
    • DOCX 138.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Власова Любовь Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Власова Любовь Владимировна
    Власова Любовь Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4446
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 566 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 476 человек

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек