Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья "Формирование здорового образа жизни младших школьников."

Статья "Формирование здорового образа жизни младших школьников."

Скачать материал

Формирование здорового образа жизни младших        школьников.

 

 

                                                                                  Здоровье -  не  все,

                                                                   Но  все  без  здоровья – ничто.

                                                                                       Сократ.

 

 

        В  соответствии  с  законом  РФ  «  Об  образовании»  здоровье  школьников  отнесено  к  приоритетным  направлениям  государственной  политики  в  области  образования.

        Уже  в  1905  году  Песталоцци  оповестил  мировую  педагогическую  общественность,  что  при  традиционно  сложившихся  формах  обучения  происходит  непонятное  «ухудшение»  развития  детей,  «убийство   их   здоровья».

        Развитие  школы  идет  по  пути  интенсификации,  увеличения  физических  и  психологических  нагрузок  на  ребенка.  И  сегодня  уже  необходимо  говорить   о  начале  глобальной  катастрофы  всей  современной  цивилизации.  По  данным  НИИ  педиатрии:

        -   14%  детей  практически   здоровы;

        -    50%   детей  имеют  отклонения  в  развитии  опорно-двигательного  аппарата;

        -  35-40 %  детей  страдают  хроническими  заболеваниями.

    

        Формирование   здорового  психолого-педагогического  пространства  в  образовательном  учреждении  сейчас  горячо  обсуждается  на  самых  разных  уровнях  образования  и  здравоохранения.

         Достаточно  очевидно,  что  состояние   здоровья  школьника  напрямую  зависит  от  процесса  обучения.  Поэтому  в  слагаемые  психолого-педагогической  среды   школы  входит  все  то,  с  чем  учащийся   соприкасается  в  течении  дня.  Это  и  родители,  и  их  взаимоотношения  с  ребенком,  и  окружающая  школьная  среда:  воздушная,  педагогическая   и  т.п.,  конкретный  процесс  на  уроках, общение  со сверстниками,  внеурочное  время, так  или  иначе  заполненное. Все  это  находится  в  постоянной  взаимосвязи  и  является  психолого-педагогическим  пространством. Оно  воспитывает, обучает,  формирует  картину мира, которая  прочно  укладывается  в  сознании  ребенка   и  остается  как  основа  культуры  человека  и  общества  в  целом. Заболеваемость   же  детей  и  окружающих  их  взрослых  автоматически  становится  лишь  показателем  грамотности  построенной  среды, в  которой  обучаются и  воспитываются  дети  и  находятся  взрослые.

   Специалисты  считают, что  20-40%  негативных  влияний, ухудшающих  здоровье  детей, связаны  со  школой, с  некомфортными  условиями  организации  учебно-воспитательного  процесса (УВП).

     Понятие  комфортных  условий  УВП, прежде  всего, означает  создание  в  школе  педагогических  условий, максимально  эффективно  обеспечивающих  не  только  умственные, нравственные, индивидуальные  качества личности  ребенка, но  и  его  физическое  и  психологическое  здоровье.

   Это  убедительно  доказывают данные  института возрастной  физиологии РАО, в соответствии  с  которыми   в   школу  приходит  около  20%  первоклассников, имеющих  нарушения  психического  здоровья  пограничного  характера.  Однако  уже  к  концу 1-го  класса  число  таких  детей  увеличивается  до  60-70%. За 8-9 месяцев  обучения  существенно  не  меняется  влияние  ни  гигиенических, ни  социальных, ни  экологических  факторов,  но  резко  ухудшается  состояние  психического  здоровья  детей, что  свидетельствует  о  негативном  влиянии,  которое  оказывает  именно  школа. Это  влияние  всей  совокупности  школьных  факторов: условий  обучения, учебной  и  внеурочной  нагрузки, стиля  взаимодействия с  педагогом,  со  сверстниками, адекватности  требований  и  методик  обучения.

От  правильной организации  урока, уровня  его  рациональности  во  многом  зависит  функциональное  состояние  школьников  в  процессе  учебной  деятельности, возможность  длительно  поддерживать  умственную  работоспособность  на  высоком  уровне   и  предупреждать  преждевременное  наступление  утомления.

Нельзя  забывать  и  о  гигиенических  условиях  урока, которые  влияют  на  состояние  здоровья  учащихся  и  учителя.

Анализ  научно-методической  литературы  и собственный  практический  опыт  позволяют  выделить  четыре  основных  правила  построения  урока  с  позиции  здоровьесберегающих  прав: 

1. Правильная  организация  урока.

Во-первых, это  учет всех  критериев здоровьесбережения  на  рациональном  уровне. Во-вторых, главной  целью  учителя  должно быть – научить ученика  запрашивать  необходимую  информацию  и  получать  требуемый  ответ. А  для  этого  необходимо  сформировать у  него  интерес, мотивацию  к  познанию,  обучению,  осознание  того, он  хочет  узнать, готовность  и  умение  задать (сформулировать) вопрос. Задавание  вопросов  является  показателем:

§  включенности  ученика  в  обсуждаемую  проблему, и, следовательно, хорошего  уровня  его  работоспособности.

§  проявлением  и  тренировкой  познавательной  активности.

§  показателем адекватно  развитых  коммуникативных  навыков.

Таким  образом, количество  и  качество  задаваемых  учеником вопросов  служит  одним  из  индикаторов его  психологического  состояния. Психологического  здоровья, а также  тренирует  его  успешность в  учебной  деятельности.

Организация  урока  должна  обязательно   включать  три  этапа:

1 этап:  учитель  сообщает  информацию (одновременно  стимулирует  вопросы)

2 этап: ученики  формулируют  и  задают  вопросы

3 этап: ученики  отвечают  на  вопросы.

Результат урока – взаимный интерес, который  подавляет  утомление.

    При  организации урока  выделяют  три  основных  этапа  с  точки  зрения  здоровьесбережения, которые  характеризуются  своей  продолжительностью,  объемом  нагрузки и характерными  видами  деятельности. Данные  представлены  в  таблице.

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1 этап.

Врабатывание

5 минут

Относительно  невелика

Репродуктивная, переходящая  в  продуктивную.

Повторение

2 этап.

Максимальная  работоспособность

20-25 минут

Максимальное  снижение  на  15  минуте

Продуктивная, творческая, знакомство  с  новым  материалом.

3  этап.

Конечный порыв

10-15 минут

Небольшое повышение  работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов  пройденного

 

 

·        5-25 минута – 80%

·        25-35 минута – 60-40%

·        35-40 минута – 10%

Практически  все  исследователи  сходятся  во  мнении, что  урок,  организованный  на  основе  принципов  здоровьесбережения, не  должен  приводить к  тому,  чтобы  учащиеся  заканчивали  обучение  с  сильными и  выраженными  формами  утомления.

   Обязательным  элементом  здоровьесберегающей   организации  урока, предотвращающим  утомление  учащихся  является  физкультминутка.

Физкультминутки  положительно  влияют  на  аналитико-синтетическую  деятельность  мозга, активизируют  сердечно-сосудистую и  дыхательные  системы, улучшают  кровоснабжение  внутренних  органов и  работоспособность  нервной  системы.  Время  начала  физкультминутки  определяется  самим  учителем. Физиологически  обоснованным  временем  для  ее  проведения  является  15-20-я минута  урока.

Длительность  физкультурных  минуток  обычно  составляет 1-5  минут. Каждая  физкультминутка  включает  комплекс  их  3-4-х  правильно  подобранных  упражнений, повторяемых  4-6 раз. За  такое  короткое  время  удается  снять  общее  или  локальное  утомление, значительно  улучшить  самочувствие  детей.

Виды  физкультминуток:

·        упражнения  для  снятия  общего  или   локального  утомления;

·        упражнения  для  кистей  рук;

·        гимнастика  для  глаз;

·        гимнастика  для  слуха;

·        упражнения, корректирующие  осанку;

·        дыхательная  гимнастика.

В  процессе  письма  школьник, как  правило, пишет  не  рукой, а  «всем  телом».Мышцы   ребенка, поддерживающие  позу  и  принимающие  участие  в  письме, находятся  в  состоянии  длительного  статического напряжения. Поэтому  рекомендуется:

·        упражнения  для  снятия  общего  или  локального  утомления;

·        упражнения  для  кистей  рук.

Преобладающий  вид  деятельности  на уроке – чтение

Нагрузка  на  глаза  у  современного  ребенка огромная, а  отдыхают  они  только  во  время  сна,  поэтому  необходимо  расширять  зрительно-пространственную  активность в режиме  школьного  урока  и  использовать:

гимнастику  для  глаз.

-  использование  разного  рода  фигур  и  линий,  по  которым  дети  «бегают»   глазами;

-  работа  с  расположенными  на  стенах  классной  комнаты  карточками.  На  них  мелкие  силуэтные  изображения  предметов,  буквы,  слоги,  слова,  цифры  и  т. д.( размер  от  1  до  3  см).  По  просьбе  учителя  дети  встают  и  выполняют  ряд  заданий:  отыскивают  картинки,  являющиеся  ответом  на  загадку;  находят  изображения  предметов,  в  названиях  которых  есть  нужный  звук  и  т.  д.;

-  рисование  носом;

-  раскрашивание  ( предлагается  закрыть  глаза  и  представить  перед  собой  большой  белый  экран.  Необходимо  мысленно   раскрасить  этот  экран  поочередно  любым  цветом.  Но  закончить  нужно  обязательно  сасым  любимым  цветом.  Раскрашивать  необходимо  не  торопясь,  не  допуская  пробелов.)

 

§  Преобладающий  вид  деятельности  на  уроке – слушание и говорение.

Работа  над  слухом  благотворно  воздействует на  органы  зрения, поэтому  на  данном  типе  урока  используют

дыхательную  гимнастику:

 -  дыхательная  медитация   (Сядьте  прямо.  Закройте  глаза.  Представьте,  что  вы  вдыхаете  аромат  цветка… Нжный  аромат  цветка…Старайтесь  вдохнуть  его  не  только  носом,  но  и  всем  телом.  Вдох.  Выдох.  Тело  превращается  в  губку:  на  вдохе  оно  впитывает  через  поры  кожи  воздух,  а  воздух  просачивается  наружу.  Вдох.  Выдох.)

-  «Каша  кипит»   (  Вдыхаем  через  нос,  на  выдохе  произносится  слово  «пых»)

-  «Ветерок» (  Поднять  голову  вверх,  вдох.  Опустить  и  сдуть  « ворсинку»  (подул  нежный  ветерок.

   Поднять  голову  вверх,  вдох.  Опустить  и  задуть  свечи.)

-  «Нырярие»

- « Шарик»  и  т.д.

    Понятие  « здоровьесберегающая  технология»  относится  к качественной  характеристике  любой  образовательной  технологии, показывающей  насколько  решается  задача  сохранения  здоровья  учителя  и  учеников.

   Таким  образом, здоровьесберегающие  технологии  -  это  технологии, удовлетворяющие  основным  критериям:

   Почему  и  для  чего?- однозначное  и  строгое  определение  целей  обучения,

   Что?- отбор и  структура  содержания,

    Как? – оптимальная  организация  учебного  процесса,

    С  помощью  чего? – методы, приемы и средства  обучения,

    Кто? – реальный  уровень квалификации учителя.

    Так  ли  это? – объективные  методы   оценки   результатов  обучения, - а  также  принципам  здоровьесбережения, которые  сформулировал   Н.К.Смирнов 

     « Не навреди!» - все  применяемые  методы, приемы,        используемые  средства  должны  быть обоснованными, проверенными  на  практике, не наносящими  вреда  здоровью  ученика  и  учителя.

Ø Приоритет  заботы  о  здоровье  учителя  и  учащегося – все используемое   должно  быть  оценено с  позиции  влияния  на  психофизиологическое  состояние  участников  образовательного   процесса.

Ø Непрерывность  и  преемственность – работа  ведется  не  от  случая  к  случаю, а  каждый  день  и  на  каждом  уроке.

Ø Субъект - субъектные  взаимоотношения – учащийся  является  непосредственным  участником  здоровьесберегающих   мероприятий  и  в  содержательном, и  в  процессуальном.

Ø Соответствие   содержания  и  организации  возрастным  особенностям  учащихся – объем учебной  нагрузки,  сложность  материала  должны  соответствовать  возрасту  учащихся.

Ø Комплексный, междисциплинарный   подход – единство  в  действии  педагогов,  психологов  и  врачей.

Ø Успех порождает  успех - акцент  делается  только  на  хорошее, в  любом  поступке, действии  сначала  выделяют  положительное, а  только  потом  отмечают  недостатки.

Ø Активность – активное  включение в  любой  процесс  снижает  риск  переутомления.

Ø Ответственность  за  свое  здоровье – у  каждого  ребенка  надо  стараться  сформировать  ответственность  за  свое  здоровье, только  тогда  он  реализует  свои  знания, умения  и  навыки  по  сохранности  здоровья

 

      Рациональная  организация  учебного  процесса  необходима  для  предотвращения   перегрузок,  перенапряжения  и  обеспечения  условий  успешного  обучения  школьников,  сохранения  их  здоровья..

 

 

 

Литература:

1.     . Оздоровительные технологии в школе.  - Е.В. Советова,  Ростов-на Дону, изд-во Феникс,2006

2.     Здоровьесбережение в дошкольном и школьном образовании и начальной школе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Формирование здорового образа жизни младших школьников.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

        Формирование   здорового  психолого-педагогического  пространства  в  образовательном  учреждении  сейчас  горячо  обсуждается  на  самых  разных  уровнях  образования  и  здравоохранения.

 

         Достаточно  очевидно,  что  состояние   здоровья  школьника  напрямую  зависит  от  процесса  обучения.  Поэтому  в  слагаемые  психолого-педагогической  среды   школы  входит  все  то,  с  чем  учащийся   соприкасается  в  течении  дня.  Это  и  родители,  и  их  взаимоотношения  с  ребенком,  и  окружающая  школьная  среда:  воздушная,  педагогическая   и  т.п.,  конкретный  процесс  на  уроках, общение  со сверстниками,  внеурочное  время, так  или  иначе  заполненное. Все  это  находится  в  постоянной  взаимосвязи  и  является  психолого-педагогическим  пространством. Оно  воспитывает, обучает,  формирует  картину мира, которая  прочно  укладывается  в  сознании  ребенка   и  остается  как  основа  культуры  человека  и  общества  в  целом. Заболеваемость   же  детей  и  окружающих  их  взрослых  автоматически  становится  лишь  показателем  грамотности  построенной  среды, в  которой  обучаются и  воспитываются  дети  и  находятся  взрослые.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 823 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 302
    • DOCX 70 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алфеева Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алфеева Татьяна Анатольевна
    Алфеева Татьяна Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 9192
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 31 региона

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 94 человека из 34 регионов

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 21 региона

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе