Формирование здорового образа жизни младших школьников.
Здоровье - не все,
Но все без здоровья – ничто.
Сократ.
В
соответствии с законом РФ « Об образовании» здоровье школьников
отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области
образования.
Уже в 1905
году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что
при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное
«ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».
Развитие
школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и
психологических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо
говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации.
По данным НИИ педиатрии:
- 14%
детей практически здоровы;
- 50%
детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
- 35-40 %
детей страдают хроническими заболеваниями.
Формирование здорового психолого-педагогического пространства в
образовательном учреждении сейчас горячо обсуждается на самых разных
уровнях образования и здравоохранения.
Достаточно
очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса
обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы
входит все то, с чем учащийся соприкасается в течении дня. Это и
родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая школьная
среда: воздушная, педагогическая и т.п., конкретный процесс на уроках,
общение со сверстниками, внеурочное время, так или иначе заполненное.
Все это находится в постоянной взаимосвязи и является
психолого-педагогическим пространством. Оно воспитывает, обучает, формирует
картину мира, которая прочно укладывается в сознании ребенка и
остается как основа культуры человека и общества в целом.
Заболеваемость же детей и окружающих их взрослых автоматически
становится лишь показателем грамотности построенной среды, в которой
обучаются и воспитываются дети и находятся взрослые.
Специалисты
считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей,
связаны со школой, с некомфортными условиями организации учебно-воспитательного
процесса (УВП).
Понятие
комфортных условий УВП, прежде всего, означает создание в школе
педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только
умственные, нравственные, индивидуальные качества личности ребенка, но и
его физическое и психологическое здоровье.
Это убедительно
доказывают данные института возрастной физиологии РАО, в соответствии с
которыми в школу приходит около 20% первоклассников, имеющих
нарушения психического здоровья пограничного характера. Однако уже к
концу 1-го класса число таких детей увеличивается до 60-70%. За 8-9
месяцев обучения существенно не меняется влияние ни гигиенических, ни
социальных, ни экологических факторов, но резко ухудшается состояние
психического здоровья детей, что свидетельствует о негативном влиянии,
которое оказывает именно школа. Это влияние всей совокупности школьных
факторов: условий обучения, учебной и внеурочной нагрузки, стиля
взаимодействия с педагогом, со сверстниками, адекватности требований и
методик обучения.
От правильной
организации урока, уровня его рациональности во многом зависит
функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,
возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на
высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и
о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья
учащихся и учителя.
Анализ
научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют
выделить четыре основных правила построения урока с позиции
здоровьесберегающих прав:
1. Правильная
организация урока.
Во-первых, это учет
всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых,
главной целью учителя должно быть – научить ученика запрашивать
необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого
необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению,
осознание того, он хочет узнать, готовность и умение задать
(сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является показателем:
§
включенности ученика в
обсуждаемую проблему, и, следовательно, хорошего уровня его
работоспособности.
§
проявлением и
тренировкой познавательной активности.
§
показателем адекватно
развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов
служит одним из индикаторов его психологического состояния.
Психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной
деятельности.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
1 этап:
учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы)
2 этап:
ученики формулируют и задают вопросы
3 этап:
ученики отвечают на вопросы.
Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки
зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей
продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Данные представлены в таблице.
Часть урока
|
Время
|
Нагрузка
|
Деятельность
|
1 этап.
Врабатывание
|
5 минут
|
Относительно
невелика
|
Репродуктивная,
переходящая в продуктивную.
Повторение
|
2 этап.
Максимальная
работоспособность
|
20-25 минут
|
Максимальное
снижение на 15 минуте
|
Продуктивная,
творческая, знакомство с новым материалом.
|
3 этап.
Конечный порыв
|
10-15 минут
|
Небольшое
повышение работоспособности
|
Репродуктивная,
отработка узловых моментов пройденного
|
·
5-25 минута – 80%
·
25-35 минута – 60-40%
·
35-40 минута – 10%
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок,
организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен
приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и
выраженными формами утомления.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока,
предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую
деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы,
улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной
системы. Время начала физкультминутки определяется самим учителем.
Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15-20-я
минута урока.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут.
Каждая физкультминутка включает комплекс их 3-4-х правильно подобранных
упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять
общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Виды физкультминуток:
·
упражнения для снятия
общего или локального утомления;
·
упражнения для кистей
рук;
·
гимнастика для глаз;
·
гимнастика для слуха;
·
упражнения,
корректирующие осанку;
·
дыхательная гимнастика.
В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а
«всем телом».Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие
в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому
рекомендуется:
·
упражнения для снятия
общего или локального утомления;
·
упражнения для кистей
рук.
Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают
они только во время сна, поэтому необходимо расширять
зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и
использовать:
гимнастику для глаз.
-
использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают»
глазами;
-
работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них
мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры и
т. д.( размер от 1 до 3 см). По просьбе учителя дети встают и
выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на
загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный
звук и т. д.;
- рисование носом;
- раскрашивание ( предлагается закрыть глаза и представить
перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот
экран поочередно любым цветом. Но закончить нужно обязательно сасым
любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская
пробелов.)
§
Преобладающий вид
деятельности на уроке – слушание и говорение.
Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения,
поэтому на данном типе урока используют
дыхательную гимнастику:
- дыхательная медитация (Сядьте прямо. Закройте глаза.
Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нжный аромат
цветка…Старайтесь вдохнуть его не только носом, но и всем телом.
Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через
поры кожи воздух, а воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.)
- «Каша кипит» ( Вдыхаем через нос, на выдохе произносится
слово «пых»)
- «Ветерок» ( Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «
ворсинку» (подул нежный ветерок.
Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи.)
- «Нырярие»
- « Шарик» и т.д.
Понятие «
здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике
любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача
сохранения здоровья учителя и учеников.
Таким образом,
здоровьесберегающие технологии - это технологии, удовлетворяющие основным
критериям:
Почему и для
чего?- однозначное и строгое
определение целей обучения,
Что?- отбор и структура содержания,
Как? – оптимальная организация учебного
процесса,
С помощью
чего? – методы, приемы и
средства обучения,
Кто? – реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? – объективные методы оценки результатов
обучения, - а также принципам здоровьесбережения, которые сформулировал
Н.К.Смирнов
« Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые
средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не
наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Ø
Приоритет заботы о
здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с
позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного
процесса.
Ø
Непрерывность и
преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день
и на каждом уроке.
Ø
Субъект - субъектные
взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником
здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном.
Ø
Соответствие содержания
и организации возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки,
сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Ø
Комплексный, междисциплинарный
подход – единство в действии педагогов, психологов и врачей.
Ø
Успех порождает успех -
акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала
выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Ø
Активность – активное
включение в любой процесс снижает риск переутомления.
Ø
Ответственность за свое
здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность
за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и
навыки по сохранности здоровья
Рациональная
организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок,
перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения
их здоровья..
Литература:
1.
. Оздоровительные
технологии в школе. - Е.В. Советова, Ростов-на Дону, изд-во Феникс,2006
2.
Здоровьесбережение в
дошкольном и школьном образовании и начальной школе. Материалы Всероссийской
научно-практической конференции
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.