ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНУЮ
ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Е.А. Иванова
Мы рассматриваем
внеурочную деятельность, как здоровье сберегающее внеурочное
пространство, в котором ребёнок в комфортной и безопасной эмоционально-благополучной
атмосфере становится субъектом собственного образования, полноценно проживает
детство, делает открытия, выбирает то , что близко его природе, что отвечает
его потребностям, удовлетворяет его разнообразные интересы. В этом пространстве
он сможет максимально проявить свои личностные качества в совместной
деятельности со своими сверстниками. Чтобы осуществить успешную социализацию
ребёнка, научить его игровому и социальному взаимодействию, не причиняя при
этом телесного и душевного вреда, помочь преодолеть школьные страхи и
сформировать потребность в здоровом образе жизни, укрепить веру в свои силы
мы применяем программный подход при организации внеурочной деятельности.
Использование программного подхода при организации внеурочной деятельности обеспечивает
получение результатов и эффектов внеурочной здоровьесберегающей
деятельности. При этом ребёнок становится активным субъектом своего
собственного образования, а не объектом множества воспитательных мероприятий,
не связанных между собой. Программный подход повышает образовательный
и здоровьесберегающий эффект внеурочной деятельности, объединяет усилия
многих педагогов в деле приобщения детей к здоровому образу жизни. При этом
каждый из педагогов может осуществлять деятельность в рамках собственных программ,
а также в рамках комплексной программы, что позволит проявиться уникальности
вклада каждого специалиста: классный руководитель создаёт безопасную комфортную
среду для жизнедеятельности классного коллектива; педагог-психолог и социальный
педагог помогут укрепить психологическое и социальное здоровье ребёнка в
преодолении школьных страхов; специалист по физической культуре поможет освоить
профилактические и восстановительные упражнения. Программный подход помогает
ребёнку удовлетворить индивидуальные интересы, раскрыть свои потенциальные
способности, а также разрешить затруднения, возникающие в процессе учебного
взаимодействия и межличностного общения.
В реализации
программ внеурочной здоровьесберегающей деятельности могут
принимать участие все педагоги образовательного учреждения. Классный
руководитель выстраивает воспитательную деятельность на основе программы. В
ходе освоения программы дети сами научатся самостоятельно формулировать
самые простые, общие для всех людей правила здорового образа жизни, смогут
оценивать жизненные ситуации, свои поступки и поступки одноклассников на основе
правил классного коллектива и ценностей здорового образа жизни. Организация
индивидуальной работы с «Дневником здоровья» и анализ выполненных заданий
позволят развить у детей самостоятельность действий и умений их оценивать.
Педагог-
психолог предлагает ребёнку освоить программу «Этот разноцветный мир»,
разработанную на основе методик арт-терапии и помогающую ему снизить школьные
страхи, познать свой внутренний мир, научиться групповому взаимодействию,
регулированию своего эмоционального состояния. Данные, полученные в результате
выполнения младшим школьником заданий раздела «Я и другие» в «Дневнике
здоровья», могут быть использованы в диагностических целях. Тест цветовых
отношений поможет выделить группу детей, требующих повышенного внимания,
определить круг значимых для ребёнка взрослых, его эмоциональное состояние и
психологическое самочувствие. Результаты могут быть использованы для
осуществления консультационной работы с классным руководителем и родителями.
Учитель
физической культуры во время каникул может реализовать
программу «Весёлые каникулы», направленную на формирование
двигательной активности младших школьников, на развитие умений игрового
взаимодействия, на освоение нетрадиционных игровых видов спорта. В процессе
игры и спортивно-оздоровительной деятельности младший школьник обучается
бесконфликтному поведению.
Педагог-организатор
может реализовывать программы по организации детей во время динамических
перемен, прогулок, экскурсий, школьных каникул, лагерей с дневным пребыванием.
В этих программах одной из важных составляющих является здоровьесберегающая
деятельность детей, направленная на овладение способами личной и
коллективной безопасности. Для того, чтобы ребёнок имел возможность и стремился
стать субъектом событийного образования, удовлетворить свои потребности в
эмоциональных контактах, сотрудничестве и достижении успеха, педагогам
необходимо проектировать внеурочное общение младших школьников.
Эффектами освоения
программ внеурочной деятельности станут знания, умения, приобретённые ребёнком,
пережитые им чувства и отношения, проявленные в самостоятельной деятельности.
Другие важные эффекты - это выполнение детьми правил здорового образа
жизни , умение взаимодействовать в группе , моделировать свое поведение и
поступки с точки зрения ценностей здорового образа жизни. Выполнение правил
здорового образа жизни становится для младших школьников ценностным
ориентиром и нормой.
Выбор педагогом
разнообразных и необычных образовательных форм способствует достижению
наилучших результатов и эффектов в здоровьесберегающей внеурочной деятельности:
-кинотренинг (форма группового проблемного анализа событий, происходящих на
экране. Проводя кинотренинг «Чистота – залог здоровья» предлагаем
посмотреть мультфильм «Мойдодыр», педагог помогает детям не только оценить
поступки главного героя, но и способствует формированию рефлексивных умений);
- этическая беседа (одна из распространенных форм в работе с младшими
школьниками, которая направлена на формирование у детей правильных
представлений о нравственных нормах, вызывает позитивное отношение к ним); -
тренинг психологический (форма, опирающаяся на психо-коррекционные и активные
методы обучения); - проектная задача (это образовательная форма ,в которой
через набор заданий целенаправленно стимулируется система действий группы детей
для получения нового для них результата); - фотоэкскурсия (форма групповой
образовательной деятельности,содержанием которой является визуальное и
эмоциональное восприятие фотоматериалов, с целью приобретения знаний и
впечатлений); - дидактическая игра (образовательная форма, выполняющая
дидактическую задачу в игровых действиях). Реализуя таким образом
программу внеурочной деятельности, результатами её освоения станут знания
младших школьников о видах здоровья, о позитивных факторах, влияющих на
его сохранение, о режиме дня, о правилах безопасного поведения дома, о
признаках безопасного игрового пространства.
Список литературы
1. Кучегура Л.А., Кривопаленко Е.И., ВасильеваН.В.
Школа здоровья : Методические рекомендации по формированию культуры здорового
образа жизни младшего школьника с использованием «Дневника здоровья» - Омск:
БОУДПО «ИРООО», 2011.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.