Инфоурок Другое Другие методич. материалыСтатья Использование диалоговых технологий обучения на занятиях в системе дополнительного образования.

Статья Использование диалоговых технологий обучения на занятиях в системе дополнительного образования.

Скачать материал

          ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ДИАЛОГОВЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ  НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 


       В ходе педагогической практики студенты  нашего колледжа отделения « Дополнительное  образование « достаточно часто используют диалоговые технологии обучен

Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество При применение студентами на практике диалоговой технологии появляется возможность  организовать разнохарактерную и разноуровневую деятельность учащихся, , активное общение. Это способствует саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и культуры. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему.

Для организации диалога в процессе занятия  необходимо найти  интересную тему, выбрать форму и структуру диалога.   Структура учебного диалога :

          1Сообщение темы

          2 Постановка учебных задач

          3.Совместный поиск решения, имеют место быть разные точки зрения

4.     Достижение совместного решения.

5.     Обобщение

Большое значение в диалоге имеет равноправное общение. Для его организации будущий

педагог должен уметь:

·     формулировать проблему

·     выражать собственную точку зрения в контексте иных;

·     уметь слушать и понимать собеседников;

уметь выделить смысл, сопоставить различные мнения;

·     оценивать смысл и значение поступающей информации;

·     если учащимся трудно, уметь вовремя задать наводящий вопрос, помочь

·     .

В ходе диалога формируется речевая культура общения,  формируются, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.

             В нашем колледже студенты проходили практику в подростковом клубе, где

 организовывали для учащихся одной из школ Невского района интеллектуальную игру

«Дебаты».    Тема  «Что важнее  для молодого человека  в современном обществе образование или  воспитание»   .  В ходе  групповой подготовки к выступлению ,  наши студенты руководили учащимися,:  приглашали к участию в обсуждении позиции всех

учащихся, подбадривали их, старались получить как можно больше информации, Ориентировали детей на общение друг с другом , руководствовались следующими

правилами:

1.     Каждый ученик имеет право высказать свое мнение

2.     Каждый имеет право на свою версию

3.     Каждый имеет право поддерживать либо критиковать версию товарища

При подготовке школьников к выступлению наши студенты использовали

следующии вопросы: это интересная мысль Оля, а что думает об этом Саша?   А кто  думает иначе?     Кто может ответить на этот вопрос ?

Мы со студентами договорились  избегать оценочных реакций на ответы

учащихся, хвалили высказывающих свое мнение,  стараясь вовлечь всех в

обсуждение проблемы. Давали , по мере возможности , время на размышление, избегали соблазна самим давать ответы на вопросы. 

 

Подготовившись с помощью , наших студентов (для подготовки к выступлению командам давалось по10 минут)  учащиеся достаточно

аргументированно отстаивали свою версию .Мероприятие прошло успешно.  

      Таким образом наши студенты использовали на практике диалоговые

технологии обучения.

 

При использовании диалоговой технологии особое значение приобретают диалогическая позиция учителя - терпимое отношение к различным взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога.    Это возможно только при создании позитивной эмоциональной среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения.

Одна из целей обучения в диалоге состоит в создании комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс овладения знаниями. Все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, приводит её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

Активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки учителя и обучения школьников приёмам ведения дискуссий и диспутов умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.

На этапе подготовки учителя и учащихся к диалогу мы обращаем особое внимание на выбор темы и проблем, форм проведения диалога. При проведении диалога важны чёткая организация и вовлечение каждого учащегося в диалог, управление процессом.

При подведении итогов необходимо проанализировать и оценить усвоение знаний и умений в рамках изучаемой на занятии темы, уровень  коммуникативной  культуры учащихся     и         достижение целей занятия. Приведу несколько положений, характеризующих культуру ведения диалога

·     Критиковать идеи, а не человека. Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.

·     Побуждать каждого участвовать в обсуждении и усваивать нужную информацию.

·     Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен.

·     Пытаться разобраться в том, что непонятно.

·     Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так чтобы это способствовало пониманию проблемы.

·     Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему.

·     Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов. В работе  можно использовать  следующие формы деятельности: дискуссию, диспут, групповую проектную деятельность, защиту  проектов, обсуждение и решение комплексных экологических проблем и др. Диалоговая технология может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.

Практика показывает, что внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного занятия, пониманию учащимися предметного содержания , усвоению большего  количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.

 



 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья Использование диалоговых технологий обучения на занятиях в системе дополнительного образования."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  В статье раскрывается важность и необходимость использования диалоговой технологии обучения  для наболее полного понимания и закрепления  учащимися материала изучаемого на занятии. Раскрываются условия ,  методы организации  и особенности учебного диалога.  В ходе педагогической практики студенты нашего колледжа  достаточно успешно используют различные педагогические технологии, что в дальнейшем помогает им в их дальнейшей педагогической работе. Материал статьи может быть интересен для преподавателей и студентов педагогических колледжей.  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 205 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 492
    • DOCX 27 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Суворова Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Суворова Ирина Васильевна
    Суворова Ирина Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18573
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе