«Применение в
работе молодого специалиста учителя-логопеда
информационно- коммуникативных технологий
(ИКТ)
Статья предназначена для начинающих
учителей-логопедов. В ней написано о преимуществе
использования ИКТ в работе логопеда; о том, что применение компьютера на логопедических занятиях позволяет
составлять наглядно-дидактическое сопровождение,
и
помогает молодым специалистам решать
затруднения в работе, которые связанны с недостаточным наполнением кабинета на начальном
этапе работы.
Очень важную и ответственную работу в
детских садах выполняют учителя-логопеды, которые должны не только научить
ребёнка правильно произносить звуки, развивать фразовую речь, память, внимание,
но и в целом привить интерес к учёбе, к познанию чего-то нового. Чему - бы мы
не учили ребёнка, и какие бы сферы не развивали, самая главная конечная цель -
это полноценная социализация в обществе. Для ребёнка каждое занятие с
логопедом должно быть очень интересным. Только тогда можно рассчитывать на
положительный результат. Часто беседуя с родителями можно услышать: «он не
хочет», или «совсем не старается», такая оценка родителей абсолютно неверна,
ведь ребёнок делает с желанием и хорошо, только то, что у него получается. А если
что то не получается, над этим надо работать, и чтобы это занятие ребёнку
стало интересно. Мне кажется, я нашла способ заинтересовать ребёнка.
Мой опыт работы
учителем-логопедом небольшой, и как молодой специалист я могу сказать, что при
проведении занятий на начальном этапе у меня возникли трудности из-за
недостатка развивающей среды в кабинете. Для плодотворной работы нужна большая
наполняемость кабинета. Это различные дидактические обучающие и развивающие
игры, наглядный материал по каждой лексической теме и много, много всего. Сразу
купить всё невозможно, и для себя я нашла выход в использовании в своей работе ИКТ.
Многие специалисты
используют ПК только для работы с документами, и не все знают какие огромные возможности
с появлением этой «чудо-техники» у нас есть.
Конечно, к каждому
занятию я добросовестно готовлюсь, выдумываю, клею, вырезаю, рисую,
но использование
ИКТ на занятиях делает их более продуктивными.
Презентационные
материалы могут применяться для:
v
развития речевого дыхания;
v
развития фонематического слуха;
v
\активизации артикуляционного аппарата;
v
формирования правильного звукопроизношения;
v
уточнения,
обогащения и активизации словаря;
v
коррекции
грамматического строя речи;
v
коррекции
просодической стороны речи;
v
автоматизации поставленных звуков в слогах,
словах, фразах и связной речи;
v
дифференциации акустически близких звуков и графически
сходных букв;
v
развития элементарных и сложных форм
фонематического анализа и синтеза;
v
развития навыков словообразования и словоизменения;
v
развития связной речи и познавательных способностей
и т.д.
Применение
компьютера на логопедических занятиях помогает:
1. Решить дефицит наглядных пособий;
2. Оптимизировать
запоминание изучаемого материала;
3. Создать ситуацию
занимательности, заинтересованности;
4. Задействовать как
визуальный канал восприятия информации дошкольников (цветовая палитра,
анимационные эффекты), так и слуховой (звуковые файлы - дикторский текст,
музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;
5. Повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей.
Благодаря последовательному
появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения
более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных
моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети
получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде
картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Хотелось бы
рассказать о некоторых заданиях подготовленных с использованием компьютерных
технологий.
Например, для
дифференциации кинетически сходных букв, которые дети иногда смешивают на
письме, предлагается следующий вид задания.
Существует известный
приём для дифференциации кинетически сходных букв Б-Д : данные буквы на основе
зрительных ассоциаций сравнивают с внешним образом животных и птиц (Б - белка,
Д - дятел).
Используя анимацию,
пишем прописную букву « Б» на изображении белки. Её пушистый хвост направлен
вверх, и она напоминает вторую букву алфавита.
Также используя анимацию,
пишем прописную букву «Д » на изображении дятла. Его хвост
направлен вниз, что
схоже с написанием данной буквы. Формирование ассоциаций таким способом дает
отличные результаты.
- На логопедическом
занятии проводится зрительная гимнастика. Предлагается очень интересная зарядка
для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. В работе
использую игру, которую все дети очень любят. Вниманию ребенка представляется
буквы алфавита. Гласные
выделены красным цветом, а согласные синим. Ребёнку предлагается выбрать букву.
После выбора буквы на экране появляется предмет на заданный звук и необходимо
собрать это слово по буквам. Когда слово собрано на экране появляется предмет
на заданную букву и ребёнок собирает его по частям, после сбора предмета малыш
может перекрасить предмет в любой предлагаемый цвет. Вся игра идёт с звуковым
сопровождение, что делает игру очень увлекательной и полезной..
- На занятиях по
постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную
гимнастику и выполнять задания вместе с человечком из « Сказки о веселом
язычке», когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.
- Выполнение
заданий на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в
названии которых есть дифференцируемые звуки. Ребёнку необходимо выбрать
изображение только тех предметов, где имеется заданный звук и т.д. Для
проведения индивидуальных занятий с детьми с ОНР, я использую дидактические
игры: "Дикие животные", "Кто на ферме живет", "Времена
года", "Посуда", "Бытовые приборы", «Овощи и фрукты»,
«Одежда» и др.
На интегрированных
занятиях используются презентации в соответствии с темой и планом занятия: "Космос",
"Защитники Отечества", "Поможем птицам". Физ. минутки,
физкультурные паузы, упражнения для глаз, упражнения на развитие силы голоса,
упражнения для развития мелкой моторики.
В работе я использую
дидактические игры, выполненные в программах Movie Maker и Power Point.
Это такие как: «Кому живется лучше», «Определи какое слово зашифровано»,
«Исключи лишнее слово», «Отгадай название цветка (гриба)», тренажер «Звуковой
анализ слова», «Игры для развития фонематического слуха». Для индивидуальной
работы скачиваю с интернета рабочие тетради, это более дешёвый вариант, чем
покупка в магазине. Интересной информацией делюсь с коллегами, представленной в
электронном виде, которую использую в своей работе. Это может быть методическая
литература, рабочие тетради, игры, которые помогают автоматизировать тот или
иной звук, это такие как: «Домашний логопед», «Азбука в картинках», «Алик»; картинки,
представленные в электронном виде на автоматизацию заданного звука; игры на
развитие общей, мелкой моторики рук; приемы самомассажа и т. д.
С помощью компьютера оформляю
карточки, создаю кроссворды, ребусы, таблицы, диаграммы, оформляю информационные
стенды для родителей.
Преимущества
использования ИКТ в работе логопеда:
1.Составление отчётов
в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями
информации;
2.Позволяет
составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее
коррекционную работу. Хочется отметить, что на групповых занятиях ПК можно
использовать
только тогда, если
есть мультимедийный экран, а во всех остальных случаях он будет использоваться
как аудиозапись (музыка, физминутки).
При проведении занятий, важно не
забывать о здоровьесберегающих технологиях
Индивидуальное логопедическое
занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. При
планировании такого занятия учитываются следующие правила:
·
Продолжительность занятия на компьютере - 10 минут;
·
Игра может быть включена, как часть занятия на
основном, или заключительном
этапе;
·
Периодичность - 2 раза в неделю;
·
Индивидуальные, дозированные нагрузки при
зрительных нарушениях;
·
Противопоказания – эпилепсия.
·
Устанавливать время и возможность занятия с
ребёнком на ПК, только после беседы
с врачом;
Данные правила были
разработаны в соответствии с Гигиеническими требованиями к ПЭВМ и организации
работы. По нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340-03, утв. Главным государственным
санитарным врачом РФ 30.05.2003 (в ред. От 25.04.2007 №22) приложение 7 и
СанПин 2.4.1.1249-03, (утв. 25.03.2003.) подп.2.12.10.
Особое внимание
необходимо уделить подбору компьютерных игр для занятий. В продаже много игр
сомнительного содержания, которые прививают ребёнку жестокость и агрессию.
При подборе игр я их
изучала и учитывала требования, предъявляемые к развивающим и обучающим
программам, применяемым на логопедических занятиях:
·
программа должна иметь указание на возраст ребенка;
·
программа должна быть яркой, красочной, со звуковым
оформлением;
·
объекты, отображенные на экране, не должны быть
мелкими или непонятными ребёнку;
·
программа должна быть на русском языке;
·
текст заданий, если он имеется, желательно должен
быть озвучен диктором;
·
задания - интересные, понятные, простые для
выполнения;
·
периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5
минут, желательно, чтобы
ребенок работал не только с клавиатурой, но и с мышкой;
·
программа должна развивать ребёнка, давать ему
знания, обучать навыкам в игровой форме.
У меня нет пока в
кабинете простых музыкальных инструментов, но я использую замечательную
логопедическую игру,
и мне хочется о ней рассказать. Называется она « Учимся говорить правильно». При запуске программы вы попадаете на главный экран, который включает
в себя четыре основных раздела:
1.Неречевые звуки;
2. Звукоподражание;
3. Речевые звуки;
4. Развитие связной речи.
Каждый раздел включает в себя набор интерактивных заданий,
для работы с которыми необходима мышь и колонки.
Разделы "Неречевые звуки" и
"Звукоподражание" представлены серией тематических и сюжетных
интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками
окружающего мира, мира неживой и живой природы. В каждом задании предлагается
два режима работы: "Изучение" и "Задание".
Раздел "Речевые звуки" представлен
мультимедийными играми-заданиями нескольких типов и
направлен на развитие навыков распознавания и правильного
произношения звуков русского
языка.
Игровые задания раздела
"Развитие связной речи" учат детей связно говорить, формулировать
целые предложения. В заданиях:
"Слово-действие", "Подбери действие", "Слово-признак",
"Подбери признаки", "Составляем описание».
Компьютерные технологии можно
использовать в разных видах работы с детьми, при прове-
дении не только логопедических, но и
других видов занятий другими педагогами: воспитате-
лями, психологами, дефектологами.
Таким образом, использование
компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи дошкольников,
позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать
преграды на пути достижения успеха дошкольника, и, конечно же, решать
трудности, возникающие в работе молодых специалистов из-за недостаточной
наполняемости логопедических кабинетов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.