Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыСтатья «Применение в работе молодого специалиста учителя-логопеда информационно- коммуникативных технологий (ИКТ)

Статья «Применение в работе молодого специалиста учителя-логопеда информационно- коммуникативных технологий (ИКТ)

Скачать материал

        

 

                         «Применение в работе  молодого специалиста учителя-логопеда

информационно- коммуникативных технологий (ИКТ)

 

          Статья предназначена для  начинающих учителей-логопедов. В ней написано о преимуществе использования ИКТ в работе логопеда; о том, что  применение компьютера на логопедических занятиях позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение, и                                                                                                                                          помогает молодым специалистам решать затруднения в работе, которые связанны с недостаточным наполнением кабинета на начальном этапе работы.

 

    Очень важную и ответственную работу   в детских садах выполняют учителя-логопеды, которые  должны  не только  научить ребёнка правильно произносить звуки, развивать фразовую речь, память, внимание, но и в целом привить интерес к учёбе,  к познанию чего-то нового. Чему - бы мы не учили ребёнка, и какие бы сферы не развивали, самая главная конечная цель - это полноценная социализация в обществе.  Для ребёнка каждое занятие с логопедом должно быть очень интересным. Только тогда можно рассчитывать на положительный результат. Часто беседуя с родителями можно услышать: «он не хочет», или «совсем не старается», такая оценка родителей абсолютно неверна, ведь ребёнок делает с желанием и хорошо, только то, что у него получается. А если что то  не получается, над этим надо работать, и чтобы  это занятие ребёнку стало интересно. Мне кажется, я нашла способ заинтересовать ребёнка.

 Мой опыт работы учителем-логопедом небольшой, и как молодой специалист я могу сказать, что при проведении занятий на начальном этапе у меня возникли трудности из-за недостатка развивающей среды в кабинете. Для плодотворной работы нужна большая наполняемость кабинета. Это различные дидактические  обучающие и развивающие игры, наглядный материал по каждой лексической теме и много, много всего. Сразу купить всё невозможно, и для себя я нашла выход в использовании в своей работе  ИКТ.

Многие специалисты используют ПК только для работы с документами, и не все знают какие огромные возможности  с появлением этой «чудо-техники» у нас есть.

  Конечно, к каждому занятию я добросовестно готовлюсь, выдумываю, клею, вырезаю, рисую,  

  но использование ИКТ на занятиях делает их более продуктивными.

 

 Презентационные материалы могут применяться для:

v  развития речевого дыхания;

v  развития фонематического слуха;

v  \активизации  артикуляционного аппарата;

v  формирования правильного звукопроизношения;

 

 

 

 

v  уточнения, обогащения и активизации словаря;

v  коррекции грамматического строя речи;

v  коррекции просодической стороны речи;

v  автоматизации поставленных звуков в слогах, словах,  фразах и связной речи;

v  дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

v  развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

v  развития навыков словообразования и словоизменения;

v  развития связной речи и познавательных способностей и т.д.

 Применение компьютера на логопедических занятиях помогает:

  1.  Решить дефицит наглядных пособий;

  2.  Оптимизировать запоминание изучаемого материала;

  3.  Создать ситуацию занимательности, заинтересованности;

  4. Задействовать как визуальный канал восприятия информации дошкольников       (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и  слуховой (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;

5. Повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей. 

 Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.  Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.  Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

 Хотелось бы рассказать о некоторых заданиях подготовленных с использованием компьютерных технологий.

 Например, для дифференциации кинетически сходных букв, которые дети иногда смешивают на письме,  предлагается следующий вид задания.

Существует известный приём для дифференциации кинетически сходных букв Б-Д : данные буквы на основе зрительных ассоциаций сравнивают с внешним образом животных и птиц (Б - белка, Д - дятел).

Используя анимацию, пишем прописную букву « Б» на изображении белки. Её пушистый хвост направлен вверх, и она напоминает вторую букву алфавита.

Также используя анимацию, пишем прописную букву «Д » на изображении дятла. Его хвост

направлен вниз, что схоже с написанием данной буквы. Формирование ассоциаций таким способом дает отличные результаты.

- На логопедическом занятии проводится зрительная гимнастика. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. В работе использую игру, которую все дети очень любят. Вниманию ребенка представляется

 

 

 

 

буквы алфавита. Гласные выделены красным цветом, а согласные синим. Ребёнку предлагается выбрать букву. После выбора буквы на экране появляется предмет на заданный звук и необходимо собрать это слово по буквам.  Когда слово собрано на экране появляется предмет на заданную букву и ребёнок собирает его по частям, после сбора предмета малыш может перекрасить предмет в любой предлагаемый цвет. Вся игра идёт с звуковым сопровождение, что  делает игру очень увлекательной и полезной..

- На занятиях по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и выполнять задания вместе с человечком из « Сказки о веселом язычке», когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.

-    Выполнение заданий  на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд     предметов, в  названии которых есть дифференцируемые звуки. Ребёнку необходимо выбрать изображение только тех предметов, где имеется заданный звук и т.д. Для проведения индивидуальных занятий с детьми с ОНР, я использую дидактические игры: "Дикие животные", "Кто на ферме живет", "Времена года", "Посуда", "Бытовые приборы", «Овощи и фрукты», «Одежда»  и др.

На интегрированных занятиях используются презентации в соответствии с темой и планом занятия: "Космос", "Защитники Отечества",  "Поможем птицам". Физ. минутки, физкультурные паузы, упражнения для глаз, упражнения на развитие силы голоса,
 упражнения для развития мелкой моторики.

 В работе я использую дидактические   игры, выполненные в программах  Movie Maker и Power  Point. Это  такие как: «Кому живется лучше», «Определи какое слово зашифровано»,   «Исключи лишнее слово», «Отгадай название цветка  (гриба)», тренажер «Звуковой анализ слова», «Игры для развития фонематического слуха». Для индивидуальной работы скачиваю с интернета рабочие тетради, это более дешёвый вариант, чем покупка в магазине. Интересной информацией делюсь с коллегами, представленной в электронном виде, которую использую в своей работе. Это может быть методическая литература,  рабочие тетради,  игры, которые помогают автоматизировать тот или иной звук, это такие как: «Домашний логопед», «Азбука в картинках», «Алик»; картинки, представленные в электронном виде на автоматизацию заданного звука; игры на развитие общей, мелкой моторики рук; приемы самомассажа и т. д.

С помощью компьютера оформляю карточки, создаю кроссворды, ребусы, таблицы, диаграммы, оформляю информационные стенды для родителей.

 Преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

1.Составление отчётов в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями

информации;

2.Позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;                                                                                                                                            Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу. Хочется отметить, что на групповых занятиях ПК можно использовать

 

 

 

только тогда, если есть мультимедийный экран, а во всех остальных случаях он будет использоваться как аудиозапись (музыка, физминутки).

 При проведении занятий, важно не забывать о здоровьесберегающих технологиях

Индивидуальное  логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности.      При планировании такого занятия учитываются следующие правила:

·                          Продолжительность занятия на компьютере - 10 минут;

·                          Игра может быть включена,  как часть занятия  на основном,  или   заключительном

этапе;

·                          Периодичность - 2 раза в неделю;

·                          Индивидуальные,  дозированные нагрузки при зрительных нарушениях;

·                          Противопоказания – эпилепсия.

·                          Устанавливать время  и возможность занятия с ребёнком на ПК, только после беседы

              с врачом;

Данные правила были разработаны в соответствии с Гигиеническими требованиями к ПЭВМ и организации работы. По нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003 (в ред. От 25.04.2007 №22) приложение 7 и СанПин 2.4.1.1249-03, (утв. 25.03.2003.) подп.2.12.10.

Особое внимание необходимо уделить подбору компьютерных игр для занятий. В продаже  много игр сомнительного содержания, которые прививают ребёнку жестокость и агрессию.

 При подборе игр я их изучала и учитывала требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

 

·                          программа должна иметь указание на возраст ребенка;

·                          программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;

·                          объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными ребёнку;

·                          программа должна быть на русском языке;

·                          текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором;

·                          задания - интересные, понятные,  простые для выполнения;

·                          периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут, желательно, чтобы

ребенок работал не только с клавиатурой, но и с мышкой;

·         программа должна развивать ребёнка, давать ему знания, обучать навыкам   в  игровой форме.

У меня нет пока в кабинете  простых музыкальных инструментов, но я использую замечательную

логопедическую игру,  и мне хочется о ней рассказать. Называется она  « Учимся говорить правильно». При запуске программы вы попадаете на главный экран, который включает в себя четыре основных раздела:

  1.Неречевые звуки;

 

 

 

  2. Звукоподражание;

   3. Речевые звуки;

   4. Развитие связной речи.

Каждый раздел включает в себя набор интерактивных заданий, для работы с которыми необходима мышь и колонки.

Разделы "Неречевые звуки" и "Звукоподражание" представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. В каждом задании предлагается два режима работы: "Изучение" и "Задание".

Раздел "Речевые звуки" представлен мультимедийными играми-заданиями нескольких типов    и

направлен на развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского

 языка.

    Игровые задания раздела "Развитие связной речи" учат детей связно говорить,  формулировать

   целые предложения. В заданиях: "Слово-действие", "Подбери действие", "Слово-признак", "Подбери признаки", "Составляем описание».

   Компьютерные технологии можно использовать в разных видах работы с детьми, при   прове-

    дении не только логопедических, но и других видов занятий другими педагогами: воспитате-

    лями, психологами, дефектологами.

   Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи дошкольников, позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха дошкольника, и, конечно же, решать трудности, возникающие в работе молодых специалистов из-за недостаточной наполняемости логопедических кабинетов.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья «Применение в работе молодого специалиста учителя-логопеда информационно- коммуникативных технологий (ИКТ)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Статья предназначена для  начинающих учителей-логопедов. В ней написано о преимуществе использования ИКТ в работе логопеда. Применение компьютера на логопедических занятиях позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение,  и помогает молодым специалистам решать затруднения в работе, которые связанны с недостаточным наполнением кабинета на начальном этапе работы.

 Применение компьютера на логопедических занятиях помогает:

  1.  Решить дефицит наглядных пособий;

  2.  Оптимизировать запоминание изучаемого материала;

  3.  Создать ситуацию занимательности, заинтересованности;

  4. Задействовать как визуальный канал восприятия информации дошкольников       (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и  слуховой (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;

5. Повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей. 

 Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 685 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 557
    • DOCX 29.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Стекольникова Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8127
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ): основные положения

36 ч.

1580 руб. 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Оказание первой помощи в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2994 человека из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 788 человек

Курс повышения квалификации

Внедрение корпоративных стандартов в сфере туристического обслуживания

108 ч.

2070 руб. 1240 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек