- 30.09.2020
- 462
- 5
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Полежаева Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классовМОУ СОШ № 20 г. Мурманск
Статья посвящена проблеме использования интерактивных средств обучения в образовательном процессе. Автор освещает, как новые информационные технологии помогают в достижении целей образования, учитывая реалии XXI века. В статье дана классификация всех средств обучения и отдельно рассматриваются интерактивные СО. Особый акцент ставится на широкие возможности интерактивности для влияния на курс и содержание информации. Благодаря анализу различных форм интерактивности и описанию основных интерактивных средств обучения, автором делаются выводы о высокой эффективности использования ИСО в образовательном процессе и о необходимости их разнообразного и широкого применения в современной школе.
В наше время мы можем наблюдать процесс становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Содержание образования обогащается новыми умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ, административных работников.
Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию и традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. Но в XXI веке достичь цели образования помогут новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Возрастает роль и значимость информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивных средств обучения.
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, то есть приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. П.И. Пидкасистый понимает под средством обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний.
Условно все средства обучения можно разделить на следующие группы:
1. Учебники и учебные пособия на печатной основе.
2. Средства наглядности.
3. Вспомогательные средства учебного процесса.
4. Средства осуществления практических действий.
5. ТСО
Интерактивные средства обучения – средство, которое обеспечивает возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Смолянинова О.Г. рассматривает три формы интерактивности:
1. Реактивная интерактивность: ученики отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность задания определяется строго (линейная модель обучения). Приложения такого типа в качестве демонстрации или первоначального знакомства с изучаемым материалом.
2. Действенная интерактивность: ученики управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют структуру электронных справочников, энциклопедий, баз данных. Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении.
3. Взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы и др.
Интерактивность содержит широкий диапазон возможностей для влияния на курс и содержание информации:
• Управление объектами на экране с помощью мыши;
• Линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;
• Иерархическая навигация с использованием гиперссылок;
• Диалоговая функция справки, которая наиболее эффективна, если приспособлена к мгновенному информационному представлению;
• Обратная связь, то есть реакция программы, дающая оценку качеству действий пользователя, и выводящаяся на экран, если дальнейший ход развития программы зависит от этой оценки;
• Конструктивное взаимодействие, то есть обеспечение программой возможности для построения объектов (целей) на экране;
• Рефлексивные взаимодействия, то есть хранение программой индивидуальных действий ученика для дальнейших исследований.
В настоящее время аппаратное и программное обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием. Мультимедиа – это комплекс аппаратных программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация). Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивная доска – устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор.
Использование интерактивной доски на уроках информатики способствует эффективно провести занятие по таким темам как «MicrosoftOffice», при изучении пакетного приложения программного обеспечения «AdobePhotoshop», «AdobePremier» и других.
Использование интерактивных средств обучения на уроках информатики в школе дает возможность:
• Повысить у учащихся интерес к предмету;
• Подготовить к самостоятельному усвоению материала;
• Овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
• Интеллектуально развивать учащихся;
• Подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
• Расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;
• Повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся.
Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.
Список литературы:
6 663 155 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Полежаева Татьяна Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.