Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыСтатья .I. Теоретические основы и проблемы обеспечения эмоционального благополучия младших школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в период адаптации в школе.

Статья .I. Теоретические основы и проблемы обеспечения эмоционального благополучия младших школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в период адаптации в школе.

Скачать материал

Теоретические основы и проблемы обеспечения эмоционального благополучия младших школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в период адаптации в школе.

 

С приходом в школу ребенок оказывается в новой для себя социальной ситуации. Изменяется его место в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, учится самостоятельно выстраивать отношения с окружающими. Начинает адаптироваться к новому социальному статусу.

Потому что именно в первые месяцы обучения в школе,  начинают формироваться все системы межличностных отношений ребёнка, которые в существенной мере определяют в дальнейшем возможности самореализации в школьной среде и социализации в обществе.

То, по какому пути пойдёт развитие школьника, будет ли он адекватно адаптирован, сформируется ли фундамент его дальнейшего обучения, во многом зависит от родителей, педагогов, воспитателей и психолога школы.

Известно, что в самом распространённом своём значении школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, режиму жизнедеятельности и т. д.

Но, несмотря на все усилия, предпринимаемые обществом, для успешного обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ в период адаптации, некоторая часть таких детей всё же оказывается плохо адаптированными к новой среде.

 

 

 

Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект (отклонение в развитие) развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, быть полезным обществу. 

В современной научной литературе нет устоявшегося термина для обозначения детей, имеющих дефекты развития. В одних случаях употреблялся термин « дети со специальными проблемами», в других – « дети с недостатками развития», «аномальные дети». Но за основу был взят термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», которое определяет специфику внутренней и внешней активности ребёнка в конкретных социальных условиях. У детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, виды активности ограничиваются, и ребёнок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.

В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с ОВЗ в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне законодательные акты, законы, в которых отражены проблемы, касающиеся обучения детей с ОВЗ в специальных коррекционных учреждениях. Складывается система нового вида специализированных учреждений, позволяющих комплексно решать многие проблемы. Осуществляется подготовка специалистов, призванных обеспечивать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако, проблема обучения, воспитания детей с ОВЗ остаётся сложной. На подходы к развитию специального образования, оказывает влияние теоретическая ограниченность, имевшая место в прошлом по идеологическим соображениям.

Прогрессивные научные взгляды, разработанные в 20-30-е годы прошлого столетия, на личность ребёнка с нарушениями развития, были забыты, но успешно использовались в зарубежной практике.

Односторонняя ориентация на обучение таких детей привела к сдерживанию поиска новых форм обучения, воспитания, социализации.

На сегодняшний день в России теория обучения детей с ограниченными возможностями здоровья значительно отстаёт от практики.

В настоящее время ведётся разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности детей с ОВЗ, вытекающая из глубокого анализа современных проблем специального образования, как в нашей стране, так и за рубежом.

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребёнка, помогает эффективно управлять формированием его личности.

Эти закономерности изучает психология, составляющая научную основу в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка с ОВЗ в школе были написаны такие труды великих учёных-психологов как:

Положения общепсихологической теории, разработанные такими учёными как: Л.С.Выготского,  А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М.Я Басова, П.Я Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б.Эльконина, а так же работы Л.И.Божович, В.С.Мухиной и других, изучавших личность ребёнка и её формирование в детском возрасте, являются теоретической основой в деятельностном и личностном подходах воспитания и обучения детей.

Деятельностный подход предполагает развитие и коррекцию ребёнка с ограниченными возможностями в процессе деятельности посредством специального обучения, в ходе которого ребёнок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью. 

Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется самим объектом, но не прямо, а через «внутренние» закономерности, то есть внешнее воздействие даёт тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние человека, сложившейся у него строй мыслей и чувств.

Личностный подход ориентирует специалиста (педагога, психолога)  на работу с конкретным ребёнком с его проблемами и особенностями, обусловленными ограниченными возможностями жизнедеятельности, на развитие его как личности. Благодаря такому подходу, ребёнок становится хозяином собственного «Я», субьектом деятельности и общения, саморазвивается и самореализуется. 

Данные подходы едины в системе воспитания, обучения ребёнка. Создают внутренние и внешние условия для продвижения и обеспечения эмоционального благополучия младших школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в период адаптации в школе.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья .I. Теоретические основы и проблемы обеспечения эмоционального благополучия младших школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в период адаптации в школе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

С приходом в школу ребенок оказывается в новой для себя социальной ситуации. Изменяется его место в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, учится самостоятельно выстраивать отношения с окружающими. Начинает адаптироваться к новому социальному статусу. Потому что именно в первые месяцы обучения в школе, начинают формироваться все системы межличностных отношений ребёнка, которые в существенной мере определяют в дальнейшем возможности самореализации в школьной среде и социализации в обществе. То, по какому пути пойдёт развитие школьника, будет ли он адекватно адаптирован, сформируется ли фундамент его дальнейшего обучения, во многом зависит от родителей, педагогов, воспитателей и психолога школы. Известно, что в самом распространённом своём значении школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, режиму жизнедеятельности и т. д. Но, несмотря на все усилия, предпринимаемые обществом, для успешного обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ в период адаптации, некоторая часть таких детей всё же оказывается плохо адаптированными к новой среде.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 558 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.11.2020 193
    • DOCX 34.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Акименко Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72105
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Трансформационные игры в работе психолога

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 197 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы медицинской психологии в деятельности педагога-психолога

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 186 человек

Курс повышения квалификации

Когнитивно-поведенческая терапия детей и подростков

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 313 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 204 человека

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе