Инфоурок Другое Другие методич. материалыСтатья -Влияние прошлого опыта на способ решения задач

Статья -Влияние прошлого опыта на способ решения задач

Скачать материал

Влияние прошлого опыта на способ решения задач.

Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Долгое время считалось, что мышление вообще может быть изучено только с помощью самонаблюдения.

Начальным моментом мышления школьника является проблемная ситуация, в которой он ориентируется и выбирает задачи, наиболее близкие и нужные ему. Для решения задач и скорейшего достижения цели субъект мыслительной деятельности должен найти наиболее  подходящие способы, правила, средства. Это первая фаза решения задачи, так называемое предрешение задачи, заканчивающееся формулированием гипотез, выбором подходящих средств и способов. Фаза предрешения  называется еще продуктивной фазой, поскольку именно на ней сосредоточенно создание новой продуктивной информации. Она заканчивается появлением чувства понимания: инсайт – внезапное озарение, догадка, эврика – «понял».

Длительность первой фазы различна у разных субъектов, кроме того, она зависит от степени трудности выбранных задач, стратегий мышления, эмоционального состояния субъектов, особенностей ситуации.

Многие методы исследования мышления посвящены первой и наиболее сложной фазе мыслительного процесса, например, методы выяснения влияния прошлого опта, установки ригидности – лабильности (подвижности), активности.

Экспериментально установлено, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мышлении, обеспечивая субъектов уже знакомыми им правилами решения и способами анализа, но может оказаться и тормозом на пути решения новых задач, создавая консервативную нерациональную основу для решения.

Дело в том, что в определенных условиях, а именно когда человек в процессе обучения и практической деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решения различных по сложности задач, у него можно обнаружить очень нежелательное качество мышления – ригидность. Это затрудненность переключения мышления на новые способы и правила, «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выбранную ранее программу деятельности. Например, если при решении двух похожих задач: «Даны три сосуда, ёмкость которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?» и «Даны три сосуда, ёмкость которых 26, 10 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?», ученик переносит усвоенный способ решения первой задачи на вторую, значит, у него выработан стереотип и он оказывается нечувствительным к изменениям условия задачи, т.е. он решает вторую задачу нерациональным способом. К сожалению 80% учащихся не находят новых, рациональных способов решения, в чём и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.

При дефиците времени или угрозе наказания, многие школьники, особенно тревожные или эмоционально неустойчивые, с готовностью используют подсказки, советы извне, в результате чего снижается критичность и результативность мышления, что тоже приводит к ригидности.

Перед каждым учителем стоит задача помочь каждому ученику: создать благополучную социальную ситуацию  развития, критически оценивать и анализировать проблемную ситуацию, переключаться на другие, более рациональные способы решения задач, находить новые связи и отношения между переменными, тем самым учитель поспособствует развитию активности и подвижности мышления ученика, что является важным показателем, свидетельствующим  о его сохранности, действенности, нормальном психофизиологическом  и эмоциональном состоянии.

В этом призвание учителя.

 

Думикян А.С.

учитель математики

Будлянского филиала Воробейнской СОШ

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья -Влияние прошлого опыта на способ решения задач"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Страховой брокер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Долгое время считалось, что мышление вообще может быть изучено только с помощью самонаблюдения.

Начальным моментом мышления школьника является проблемная ситуация, в которой он ориентируется и выбирает задачи, наиболее близкие и нужные ему. Для решения задач и скорейшего достижения цели субъект мыслительной деятельности должен найти наиболее  подходящие способы, правила, средства. Это первая фаза решения задачи, так называемое предрешение задачи, заканчивающееся формулированием гипотез, выбором подходящих средств и способов. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 960 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок Личное Финансовое Планирование
  • Учебник: «Экономика. Базовый и углублённый уровни (в 2-х частях) 10-11 классы», Лукашенко М.А., Пашковская М.В., Ионова Ю.Г., Потапова О.Н., Рубин Ю.Б., Соболева И.А., Михненко П.А., Турчанинова Е.В.
  • Тема: § 12.1. Финансы семьи, предприятия, государства
  • 03.10.2020
  • 1968
  • 120
«Экономика. Базовый и углублённый уровни (в 2-х частях) 10-11 классы», Лукашенко М.А., Пашковская М.В., Ионова Ю.Г., Потапова О.Н., Рубин Ю.Б., Соболева И.А., Михненко П.А., Турчанинова Е.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2014 706
    • DOCX 13.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Думикян Амест Суреновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Думикян Амест Суреновна
    Думикян Амест Суреновна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 91241
    • Всего материалов: 25

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 311 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 65 человек

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек