Главная / Другое / Статья -Влияние прошлого опыта на способ решения задач

Статья -Влияние прошлого опыта на способ решения задач

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

Влияние прошлого опыта на способ решения задач.

Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Долгое время считалось, что мышление вообще может быть изучено только с помощью самонаблюдения.

Начальным моментом мышления школьника является проблемная ситуация, в которой он ориентируется и выбирает задачи, наиболее близкие и нужные ему. Для решения задач и скорейшего достижения цели субъект мыслительной деятельности должен найти наиболее подходящие способы, правила, средства. Это первая фаза решения задачи, так называемое предрешение задачи, заканчивающееся формулированием гипотез, выбором подходящих средств и способов. Фаза предрешения называется еще продуктивной фазой, поскольку именно на ней сосредоточенно создание новой продуктивной информации. Она заканчивается появлением чувства понимания: инсайт – внезапное озарение, догадка, эврика – «понял».

Длительность первой фазы различна у разных субъектов, кроме того, она зависит от степени трудности выбранных задач, стратегий мышления, эмоционального состояния субъектов, особенностей ситуации.

Многие методы исследования мышления посвящены первой и наиболее сложной фазе мыслительного процесса, например, методы выяснения влияния прошлого опта, установки ригидности – лабильности (подвижности), активности.

Экспериментально установлено, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мышлении, обеспечивая субъектов уже знакомыми им правилами решения и способами анализа, но может оказаться и тормозом на пути решения новых задач, создавая консервативную нерациональную основу для решения.

Дело в том, что в определенных условиях, а именно когда человек в процессе обучения и практической деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решения различных по сложности задач, у него можно обнаружить очень нежелательное качество мышления – ригидность. Это затрудненность переключения мышления на новые способы и правила, «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выбранную ранее программу деятельности. Например, если при решении двух похожих задач: «Даны три сосуда, ёмкость которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?» и «Даны три сосуда, ёмкость которых 26, 10 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?», ученик переносит усвоенный способ решения первой задачи на вторую, значит, у него выработан стереотип и он оказывается нечувствительным к изменениям условия задачи, т.е. он решает вторую задачу нерациональным способом. К сожалению 80% учащихся не находят новых, рациональных способов решения, в чём и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.

При дефиците времени или угрозе наказания, многие школьники, особенно тревожные или эмоционально неустойчивые, с готовностью используют подсказки, советы извне, в результате чего снижается критичность и результативность мышления, что тоже приводит к ригидности.

Перед каждым учителем стоит задача помочь каждому ученику: создать благополучную социальную ситуацию развития, критически оценивать и анализировать проблемную ситуацию, переключаться на другие, более рациональные способы решения задач, находить новые связи и отношения между переменными, тем самым учитель поспособствует развитию активности и подвижности мышления ученика, что является важным показателем, свидетельствующим о его сохранности, действенности, нормальном психофизиологическом и эмоциональном состоянии.

В этом призвание учителя.



Думикян А.С.

учитель математики

Будлянского филиала Воробейнской СОШ

Статья -Влияние прошлого опыта на способ решения задач
Скачать материал
  • Другое
Описание:

Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Долгое время считалось, что мышление вообще может быть изучено только с помощью самонаблюдения.

Начальным моментом мышления школьника является проблемная ситуация, в которой он ориентируется и выбирает задачи, наиболее близкие и нужные ему. Для решения задач и скорейшего достижения цели субъект мыслительной деятельности должен найти наиболее  подходящие способы, правила, средства. Это первая фаза решения задачи, так называемое предрешение задачи, заканчивающееся формулированием гипотез, выбором подходящих средств и способов. 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Думикян Амест Суреновна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 954
Номер материала 8844
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓