Занятия
бумагопластикой в начальной школе
Младший
школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются
критерии красоты эстетической и духовной. Как в прошлые годы, так и сегодня в
структуре содержания образования доля эстетического воспитания более чем
скромна. Поэтому учителя - практики ищут и разрабатывают новые подходы к
приобщению к искусству.
Особенностью
младших школьников является то, что они не могут долго заниматься одним видом
деятельности. В этом плане очень хороши занятия бумагопластикой, т.к. она включает
в себя различные виды деятельности
( техники):
оригами, изонить, квиллинг и т.д. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Не перечислить
всех достоинств занятий по бумагопластике . Доступность бумаги как материала,
простота ее обработки привлекают детей. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить
себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично
творческим человеком.
Изделия из
бумаги находят широкое применение: они используются при оформлении класса, для
украшения новогодней ёлки, в проведении выставок и конкурсов. Дети с
удовольствием делают подарки своим близким. Ребята гордятся своими работами и
готовы демонстрировать их всем. Поэтому очень важно получить красочное
изделие.
Важно научить ребенка проговаривать свои действия, используя при
этом специальную терминологию. Укрепление между наглядными, практическими
и словесными источниками действия значительно активизирует мыслительные
процессы.
Воспроизведение действий, показанных учителем , не является для ученика
простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять
свои движения. При слабой координации мелкой мускулатуры, при неразвитом
глазомере эти действия требуют от ученика известного волевого и мыслительного
напряжения. Поэтому надо хвалить ребенка за малейшие успехи.
Постоянно, в
конце занятия, необходимо устаивать выставки всех работ, чтобы ребенок мог
ощутить гордость за свое произведение. При подведении итога занятия (или
отдельного этапа), рассматриваются и обговариваются допущенные ошибки и пути
их устранения. Впрочем, работа над исправлением недостатков в работах
учащихся, идет постоянно, главное , чтобы ребенок понимал – его не ругают , а
учат творить чудеса.
Необходимо
помнить, что на качество изделия влияет не только выбор заготовки, а, в первую
очередь, тщательность, точность и аккуратность исполнения. Поэтому, прежде
всего, нужно научить детей приёмам работы с ножницами, клеем, линейкой,
карандашом. Причем необходимо брать клей ПВА и обязательно с кисточкой, в этом
случае поделки получаются более аккуратными
.
Обязательно
повторение правил ОБЖ на каждом занятии.
Например:
«Иголки, ножницы, ножи –
колют больно, как ежи!»
Большое
значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования
материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
Цвет в
декоративных композициях играет важную роль. Являясь одним из основных средств
выражения, он способствует раскрытию идеи произведения. При помощи цвета
передается определенное настроение или состояние человека или природы.
Поэтому, чтобы дети лучше понимали природу цвета, учите своих детей наблюдать
сочетание цветов в природе, расскажите о воздействии цвета на эмоциональное
состояние человека.
В процессе
создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии,
представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно
располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами,
расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует
изменения величины фигур. Так дети осваивают законы перспективы.
Оригинальность
композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют
дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Очень часто я
объясняю как изготовить центральную фигурку, а оформление и цветовое решение
ребенок принимает сам.
Таким образом, создание композиций при обучении способствует
применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования,
природоведения.
Для начала
выбираются самые простые поделки: мозаика, «рваная» аппликация. Важно само
обучение вести от простого к сложному, по «восходящей спирали», то есть
периодически возвращаться к определенным темам на более высоком и сложном
уровне. Все задания должны соответствовать по сложности детям определенного
возраста. А сколько интересных поделок можно сделать научившись вырезать круг.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Применение на
занятиях игровых сенсомоторных тренингов оказывает благотворное влияние на
развитие эмоционально – волевой сферы детей.
2-Весело
в доме работа идет.
А почему? Это дело понятное:
Весело делать.
Друг другу приятное.
|
|
Например:
1- Мы ребята
– мастерилки,
Любим клеить и
лепить.
Наши чудные
поделки
Могут всех вас
удивить!
Ребята с
большим удовольствием проговаривают данные четверостишия, они дают им
возможность настроиться на продуктивную работу, повысить настроение.
Занятия могут
опираться на использование пословиц, поговорок, крылатых выражений, которые
созданы разными народами.
Например: - Только
труд кормит человека,
-
Без труда нет и покоя,
- Начало работы терпкое, конец же сладок и т.д.
Также
повысить интерес к началу работы помогут и загадки,
Например:
- Он
в безбрежном океане туч касается крылом, развернется – под лучами отливает
серебром (самолет);
- Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте
(часы)
Проходя пути
развития в начальной школе, ученики легче адаптируются, переходя в среднее
звено. С большим удовольствием посещают художественную школу, всевозможные
кружки, становятся главными помощниками для классных руководителей , играя на
сцене в спектаклях, сценках.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.