Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья. Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями

Статья. Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями

Скачать материал

Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с особыми

образовательными потребностями.

«Даже ёлки мы вначале

                              От сосны не отличали:

                              Раз торчат иголочки,

                             Значит, это ёлочки.

 

                              А когда на ветку ели

                              Мы получше поглядели,

                              Оказалось, что она

                              Не такая, как сосна…»

 

 

Каменская Н.В.

Учитель начальных классов.

 

 

Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами при восприятии, в психических образах отражаются такие свойства предметов и явлений, для которых нет специфических анализаторов, например  величина, вес, форма, регулярность,- что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а живой человек), поэтому в восприятии обязательно сказываются особенности личности воспринимающего. Отсюда следует, что внешняя "среда воспринимается   под углом зрения потребностей, интересов, под давлением необходимости выбирать адекватную форму поведения. Можно сказать, что восприятие - это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней.

Работая в диагностическом классе, я поняла, что детям с особыми образовательными потребностями особенно необходимо развивать тактильно-двигательное восприятие.

Так как всестороннее представление об окружающей действительности у детей не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, именно оно лежит в основе чувственного познания. Становится ясно, что первоначальная роль в познании отводится активному осязанию. А важным компонентом процесса осязания является мышечно - двигательная чувствительность.

Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

С этой целью я использую различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно - двигательных ощущений у детей с особыми образовательными потребностями, постоянно их усложняя.

Большое внимание я уделяю пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм, так как они, несомненно, способствуют повышению тактильной чувствительности.

Тренировка пальцев рук и ног стимулирует умственное развитие. Пальчиковые гимнастика и игры очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Пальчиковые гимнастику и игры всегда подбираю к теме урока и слежу, чтобы они имели развивающее значение.

                                             

Например:

                                       «Перелетные птицы».

Тили-тели, тили-тели-                              Скрестив большие пальцы,

С юга птицы прилетели!                          помахать ладошками.

Прилетел к нам скворушка-                     Поочередно сгибать пальцы

Серенькое перышко:                                 на обеих руках, начиная с 

Жаворонок, соловей                                  мизинца левой руки.

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,                      Снова скрестив большие

Аист, ласточка и чиж -                               пальцы, помахать ладошками.

Все вернулись, прилетели,                        Указательным и большим паль-

Песни звонкие запели!                               цами сделать «клюв» - «птицы                    

                                                                      поют».

 

«Судорога»

Распрямить ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за большой палец.

Хороший эффект дает использование следующих игр:     

 * «Осязательная» ванна – в небольшой коробке рассыпаю горох, фасоль, желуди, камушки, ракушки.                                                                             Поиск мелких предметов в такой «ванне», способствует активизации пальцевого гнозиса.

*        Игры «Угадай, что в мешочке», «Ящик ощущений» - такие упражнения развивают не только сенсорные навыки, но и речь, мышление.

*        Игры с цифрами и буквами из бархатной и наждачной бумаги «Определите на ощупь», «Найди нужную цифру» и т.д. Ребенок многократно проводит рукой по цифре или букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры или буквы, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать данную цифру или букву, предоставляется такая возможность. Игры данного типа провожу с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под моим руководством – к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами.

*       


Игра «Пишу и рисую цветными камушками» - из камушков составляются рисунки, буквы, цифры, детям предлагается найти одинаковые камушки.

 

*       


«Сенсорная тропа для ног»  - это дорожка из резинового коврика с неострыми шипами, на которой закреплены мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, поролон, мелкие камушки, горох и т.п.). Ходьба по такой тропе полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений дети ходят босиком или в тонких носках.

 

*       


«Подушечки с камушками для массажа стоп». Дети  с удовольствием ставят ноги на мешочки с мелкими камушками во время уроков.

 

Такие упражнения и игры учат детей прислушиваться к себе и проговаривать вслух свои ощущения, которые возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела детей и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета, что очень важно для развития речи, внимания, памяти.

Практика работы с детьми с особыми образовательными потребностями подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включении восприятия в практическую деятельность. Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление у детей.

Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.

Учитывая недоразвитие двигательной чувствительности и тесно связанной с ней координации движений, я большое внимание уделяю таким видам деятельности, как:

*Лепка из пластилина, теста;


*Аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга, макароны и т.д.);

 

*Аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином).


 Эти задания очень любят выполнять и ученики индивидуального обучения- Захарова Полина и Гранкин Дима.     

 

Такие упражнения направлены на развитие чувствительности рецепторов руки, и органом осязания служит рука.

Но самое любимое занятие моих учеников - это рисование при помощи ног. Такие занятия приводят детей в восторг и остаются в памяти как праздник.

Ступни ног обладают высокой чувствительностью, на них расположено много различных по функциональной направленности активных точек, которые так или иначе привязаны к внутренним органам и внешним частям тела.

Активируя чувствительные точки ступней, нормализуется кровообращение во всем теле, появляется комфортное ощущение, улучшается настроение, усиливаются защитные и восстановительные функции организма, снимается усталость, повышается иммунитет.

Рисование ногами дает ощущение свободы. Перед началом работы мы обязательно делаем гимнастику для пальцев ног и рассказываем о своих ощущениях.


Рисовать ногами можно все что угодно, все, что захочется.                             Вот наш вернисаж:


Рисование ногами повышает опорную роль нижних конечностей, активно вступает в работу портняжная, ягодичная мышцы бедра, мышцы живота и спины.

Но главное - это удовольствие от самого процесса, это активный отдых и хорошо проведенное время, отличное настроение – и неоценимая польза для здоровья.     



Положительные эмоции стимулируют активность детей, и это переходит в заинтересованность самой учебной работой, в познавательный интерес. И моя задача – помочь каждому ребенку преодолеть ошибки, вселить уверенность в своих возможностях, так как успех формирует у детей веру в себя, желание получать новые знания. Радостный жизнеутверждающий тонус рождает энергию для преодоления трудностей.

 

Именно такие уроки дают глубину восприятия и эмоциональную окрашенность. Дети, увлеченные замыслом работы, сталкиваясь с трудностями, не замечают скрытой учебной задачи, что позволяет им раскрепоститься. Эти уроки делают жизнь детей в школе более эмоциональной и привлекательной, дают чувство уверенности в своих силах. Школьники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья. Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами при восприятии, в психических образах отражаются такие свойства предметов и явлений, для которых нет специфических анализаторов, например  величина, вес, форма, регулярность,- что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а живой человек), поэтому в восприятии обязательно сказываются особенности личности воспринимающего. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 267 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.12.2014 590
    • DOCX 18.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Каменская Наталья Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13918
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе