Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСтатья. Повышение мотивации к чтению как результат проектно- исследовательской деятельности на уроках литературы.

Статья. Повышение мотивации к чтению как результат проектно- исследовательской деятельности на уроках литературы.

Скачать материал

 

Повышение мотивации к чтению как результат проектно- исследовательской  деятельности на уроках литературы

 

В наше время, когда телевидение, радио, видео и компьютерная техника стали доступны каждому, перед учителем литературы встает проблема падения интереса к чтению литературной классики. Учащиеся предпочитают посмотреть полуторачасовой фильм, вместо того, чтобы читать литературное произведение. Из книг же их больше привлекают боевики, любовные романы и прочая бульварная продукция.

Проработав в школе 26 лет,  я поняла, что основным противоречием образовательного процесса является противоречие между наличием в школьных учебных планах достаточного количества предметов гуманитарно-эстетического  цикла и совершенным неумением выпускников, особенно сельских школ, разбираться в искусстве,  понимать художественную литературу.

Школьники не просто не любят читать, но подчас на долгие годы сохраняют отвращение к литературным произведениям, входящим в школьную программу.

Какой же должна быть методика преподавания литературы, чтобы произведение «ожило» для учащегося, чтобы в полной мере проявилась особая сила духовного воздействия  литературного произведения? Как помочь учащемуся всей душой, всем существом своим воспринять то главное, что хотел сказать писатель, ради чего создавалось то или иное творение.

Как научить, не просто прочитывать книгу, а получать от неё эстетическое наслаждение,

т.е. осваивать основную идею произведения в собственных переживаниях – размышлениях?

Занимаясь данной проблемой уже около 10 лет, сравнивая и анализируя результаты, я пришла к выводу, что привлечение читателя к литературному наследию, развитие познавательного интереса, повышение культурного уровня, эмоциональное и духовное общение учащегося, без которого невозможно воспитание гармоничного человека, возможно при взаимодействии литературы и музыки. Ведь, по словам М.Мусоргского, «музыка – художественное восприятие человеческой речи во всех тончайших изгибах ее». 

Но нравственно-эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.

Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем нравственноэстетического воспитания в школе. Это недостатки существующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка методик, слабая оснащенность учебного процесса.

Эти проблемы требуют скорейшего решения, т. к. нравственно-эстетическое воспитание играет огромную роль для формирования личности  школьника. 

 Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа и вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

Широко известный американский педагог И. Гудлэд так высказывается относительно роли школы в современном постиндустриальном обществе: «Школа и только школа создается для того, чтобы обеспечить систематический, постоянно поддерживаемый процесс образования, суть которого заключается в передаче знаний, умений, отношений, ценностей, чувствований». И.Гудлэд обосновывает двенадцать приоритетных целей, которые отвечают современным требованиям к школе. Среди них — «овладение учащимися базовыми навыками и фундаментальными процессами (чтение, письмо, речь, математические понятия и действия); интеллектуальное развитие (развитие мышления, умения решать проблемы, способностей к самостоятельному суждению и принятию решений); подготовка к выбору профессии и дальнейшему образованию. Другие цели включают в себя: гражданское воспитание; формирование позитивной Я-концепции и навыков межличностных отношений; развитие творческих способностей; эмоциональное и физическое развитие; нравственное воспитание»

В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании многомерного человека с полифоническим мышлением. В связи с чем ученые (например, Р.Пол) отмечают, что многомерный мир не может быть освоен людьми с монологическим типом мышления, что возрастающее число проблем, ввиду их полимодального характера, требует междисциплинарного анализа и синтеза. При их решении необходим поиск связей между различными альтернативными позициями и образами мышления.

Указанные обстоятельства и целый ряд внешних и внутренних факторов инициируют процессы превращения интеграции в ведущую закономерность развития педагогики. Что находит признание у исследователей (А.С.Белкин, А.П.Беляева, М. Н. Берулава, Г. И. Ибрагимов, В. Д.Семенов, Ю. С. Тюнников, И. П. Яковлев).

Соответствующим образом данный факт отражается в законодательных актах, нормативных документах, научно-исследовательских программах в виде социального заказа на усиление внимания к проблемам педагогической интеграции. Так  в новых стандартах образования подчеркивается необходимость построения различных предметов в едином психологическом и смысловом ключе с целью формирования у детей целостной картины мира, чувства взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы и человека.

Главная особенность художественного восприятия произведений искусства - его необычайно сложная структура. Главная роль принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов. 

Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникают результаты перцептивных[1] и интеллектуальных актов, постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия. Из этого вытекает еще одна особенность художественного восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики — непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно. 

Художественное восприятие протекает сложно. В нем различают обычно несколько фаз (или стадий): предкоммуникативную, т. е. предшествующую контакту ребенка с произведением и подготавливающую его к этому контакту; коммуникативную, объединяющую время этого контакта; и посткоммуникативную, когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.

Эту стадию можно условно назвать художественным последействием. Главное в ней — подготовка психики к активному и глубокому художественному постижению произведения искусства, т. е. психологической установки на художественное восприятие. Как и установка на создание произведений искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной. 

В любой психологической установке, так или иначе, выражены определенные потребности и опыт их удовлетворения. Художественная потребность личности при всей своей неоднозначности выступает на поверхности, прежде всего как жажда художественного наслаждения. Полученное при частом общении с искусством, оно рождает ожидание радости от новых встреч с ним, что, в свою очередь, вызывает тягу к искусству, активную готовность к его восприятию, концентрацию душевных сил для предстоящей встречи с ним. Так выступает на поверхности общая установка на восприятие художественных произведений.

При восприятии произведений литературы смысл восприятия не исчерпывается извлечением информации, таящейся в этих значениях, оно и здесь носит духовно-практический характер, а потому, как и в других сферах искусства, не может не обладать всеми рассмотренными выше особенностями художественного восприятия. Возможность использования проектно- исследовательского метода на уроках позволяет повысить уровень развития речевых умений и творческих способностей у детей, мотивацию обучения и, как результат, качество знаний, приводит к формированию интеллектуальных, коммуникативных компетенций. 

 

 



[1] Перцепция [ лат.  percipere] – психол. Восприятие, непосредственное отражение  объективной действительности органами чувств.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья. Повышение мотивации к чтению как результат проектно- исследовательской деятельности на уроках литературы."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 402 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 290
    • PDF 88.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мымрина Эмилия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мымрина Эмилия Владимировна
    Мымрина Эмилия Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2051
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 313 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 662 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 536 человек

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек