Простакишина О.А.,
учитель математики МБОУ СОШ № 6,
г.Балей
Исследовательская
деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся
мире.
Настоящее открытие
преподносит человеку
больше, чем он ожидал найти.
Качественные структурные и
социально-экономические изменения последних десятилетий ведут к смене
традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ
интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и
творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности,
инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. Человек
- существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому, совершая
тот или иной поступок, мы, так или иначе, оглядываемся на общество, надеясь на
их поддержку и опасаясь их осуждения. Ведь общество- это сложный
организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из
них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.
Процесс,
посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и
ценности, овладевая теми или иными социальными ролями, это и есть социализация.
Особая роль в
современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии.
Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек
научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать
новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект
самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные
способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, и в чём
он сможет достигнуть уровня высокого профессионализма.
Проблема социализации школьников и
посей день остается одной из самых актуальных проблем. Современное общество
требует от школы воспитания «нового» человека, то есть выпускники должны
обладать определенным набором качеств, знаний и навыков. Таким образом, ФГОС
предъявляет нам новые требования к результатам усвоения образовательных
программ в школе: личностные, предметные и метапредметные. В связи с этим,
перед педагогами встает ряд вопросов: «Как учить? Чему учить? Как добиться
высоких результатов?».
В своей педагогической деятельности,
как учителю математики, мне приходится тоже искать ответы на поставленные вопросы.
Начиная свою деятельность учителя, я фактически обучала детей по принципу
«слушай, смотри, запоминай и повторяй». Часто в процессе преподавания процессы
запоминания преобладали над процессами мышления. Учащиеся, принимая готовый
материал, запоминали механически, но в нестандартных ситуациях применить их не
могли. Низкая познавательная мотивация, слабая успеваемость заставили
задуматься о том, что надо вводить новые способы организации обучения. Таким
образом, я определила для себя приоритетом задачу формирования мыслительных
способностей, через проблемное обучение, которое реализую в исследовательской
деятельности на уроке и во внеурочное время.
Более полноценно и продуктивно
проведение исследований учащихся во внеурочной деятельности, где работу можно
выполнить за больший промежуток времени, ученик получает больше возможности
проявить самостоятельность. В своей практике организую исследовательскую работу
с учащимися индивидуально, или же малыми группами. Одной из таких работ стало исследование
на тему: «Математические иллюзии в окружающем мире», которое провели учащиеся
7 класса. Свою работу по организации исследовательской деятельности я начинала
с мотивации обучающихся. На уроках геометрии ребятам был представлен материал,
на примере которого попробовала детям показать необходимость обоснования и
доказательства своих рассуждений. Ребята убедились, что не всегда можно
наедятся на собственное восприятие. Мы привыкли доверять собственному зрению,
однако оно нередко обманывает нас, показывая то, чего в действительности не
существует. Учащиеся были заинтересованы данной темой и некоторые ребята решили
провести исследование, выявить и объяснить причины возникновения несоответствий
между видимыми предметами и действительностью. В результате с детьми была
спланирована совместная деятельность. Мы вместе определили проблему, поставили
цели и задачи исследования. После чего учащиеся приступили к изучению и сбору
теоретического материала. Анализируя собранный материал, ребята учились выделять
наиболее существенные факты для решения поставленной проблемы. Кроме
теоретической части, в работе была представлена практическая составляющая в
виде видео ролика, где учащиеся сами продемонстрировали некоторые из
математических иллюзий. После полного исследования, учащиеся выступили с
результатами работы на районной научно-практической конференции, где заняли
первое место в области математики. Данная работа способствовала формированию
следующих умений:
-проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению
подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих
из этой проблемы);
-целеполаганию и планированию содержательной
деятельности ученика;
-самоанализу и рефлексии (результативности
и успешности решения проблемы проекта);
-представления результатов своей деятельности
и хода работы;
-работы с компьютерными технологиями;
- поиску и отбору актуальной информации
и усвоению необходимого знания;
-практическому применению школьных знаний
в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
-проведению исследования (анализу, синтезу,
выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Овладение самостоятельной проектной
и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном
учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической
работы на всех ступенях образования. Только в таком случае, данный метод
будет работать на развитие личностных качеств ученика, его способностей.
Помимо всего прочего, нельзя
забывать и о том, что юный исследователь, в процессе работы понимая, каким
огромным трудом добывается новое знание, учится ценить свою и чужую «интеллектуальную
собственность», что очень важно в настоящее время.
Несомненно, целью общества должно стать формирование
зрелой личности, обладающей такими качествами, как самостоятельность,
ответственность, активность, независимость. Эти характеристики присущи чаще
всего взрослому человек, однако их фундамент закладывается уже в детстве.
Поэтому все усилия педагогов, общества в целом должны быть направлены на
формирование обозначенных качеств.
Интернет-ресурсы
1.
http://festival.1september.ru Аверина М.А. Научно-исследовательская
деятельность учащихся старших классов
2.
www.one-school.info Иванчихин В.Г. Организация
научно-исследовательской деятельности школьников.
3.
www.one-school.info Швецов С.П. Научно-практические конференции
как один из аспектов научно-исследовательской деятельности учащихся.
Список литературы
1.
Бородина
Н.Я. Главное в образовании – воспитание.// Воспитание школьников
№1-2011. – с.12
2.
Герасименко
В.И. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе работы над
проектом// Воспитание школьников №4-2010
3.
Лисина
К.Л. Воспитательные возможности проектной деятельности школьников// Воспитание
школьников №2-2010
4.
Пахомова Н. Ю. Учебные
проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
5.
Савенков
А.И. Детская одаренность и проблема жизненной успешности.// Завуч №8-2009
6.
Шик
С.В. Проблема становления самопонимания у подростков//Воспитание школьников
№8-2010
7.
Шмачилина
С.В. Исследовательская культура старшеклассников: формирование и диагностика//
Воспитание школьников №1-2010
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.