Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья. Дидактические игры на уроках математики.

Статья. Дидактические игры на уроках математики.

Скачать материал

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Одно из эффективных средств развития интереса учащихся к изучению мате­матики, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - ди­дактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательно­сти, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, трени­роваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, на­ходчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры;

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интерес­ным и занимательным, создает у детей бодрее рабочее настроение, облегчает пре­одоление трудностей в усвоении учебного материала.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные во­просы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мысли­тельной деятельности.

Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрей?», «Не зевать! Отвечай сразу » и т.д. Значи­тельная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать пра­вило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в сис­теме, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 мож­но использовать игру «Самый быстрый почтальон»,

Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с  номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие отве­ты выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Эти игра позволяет в увлекательной форме повторить таб­лицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более соб­ранными и быстрыми.

Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Например, можно самостоятельную работу провести в форме игры «Кто первый добежит до финиша?» Поскольку это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом присту­пают к работе. Каждый получает карточку с заданием-задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная. Хорошо подготовленным учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, соста­вив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Цель игры: тот, кто решит задачу быстро и пра­вильно, может считать себя спортсменом.

 

 

Карточка 1

 

Цена

Количество

Стоимость

1-й  покупатель

Одинаковая

7

на 18 больше

2-й  покупатель

Одинаковая

5

?

Составь задачу по краткой записи и реши ее выражением.                                                                       |

 

Карточка 2

 

 

Цена

 

Количество

Стоимость

1-й  покупатель

 

ковая

Одинаковая

 

7

на 18 больше

2-й  покупатель

 

ковая

Одинаковая

 

 

5

?

Решение:

1)7-5=____(метров)

2)18: ___=_____(рублей)

3)

На таких уроках ставится цель привить любовь к математике учащимся с разны­ми математическими способностями. Все стараются выполнить задание, все хотят быть спортсменами. В завершении задания на доске можно написать фамилии учащихся, справившихся с задачей. А тем, кому не удалось решить задачу, необходимо дать индивидуальную помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе.

Успешное овладение многими видами деятельности тесно связано с развити­ем у учащихся ориентировки в пространстве, умением определять положение пред­метов по отношению к себе и свое положение по отношению к различным объек­там. В школе дети определяют левую и правую сторону страницы, верхнюю и ниж­нюю часть листа, проводят линии в указанном направлении и т.д. Полезно в игровой деятельности постоянно и систематически упражнять детей в ориентировке в пространстве. Для этой цели предназначены игры «Лучший разведчик», «Прятки с цифрами».

Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобрета­ют определенные знания, умения и навыки по математике.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средст­вом развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

2.  Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3.  Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

4. Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

Ход игры:

l  На  доску  прикреплены  домики  и  сказочные  герои. У  каждого персонажа математическое выражение, которое  нужно  решить.

l  На  каждом  домике  записано число, которое  будет  являться решением   одного из выражений.

l  Вычислив  значения  выражений, дети смогут  узнать  номера  домиков, в которых  живут  герои.

 

 

 

 

 

 

В маршрутном листе даны задания:

l  Начинай  движение от объекта, число которого в 5 раз меньше 250. Если твой ответ правильный, то твое число в 2 раза больше 25.

l  Прокладывай дорогу  к объекту, число которого получится от частного чисел 720 и 90. Если это число в 2 раза меньше 16, то ты  движешься  по верному пути.

l  Далее реши задачу:

Глубина Ладожского озера –260 метров, Онежского 237 метров. На сколько метров Онежское озеро мельче, чем Ладожское?

l  Двигайся к этому числу. Замени это число суммой разрядных слагаемых, сложи первые цифры этих чисел и  узнаешь оценку, на которую ты выполнил задание.

 

 

Условия игры:

l  С помощью фигур сделать заплаточки на одежду.

l  Игру можно проводить по группам или в парах, Детям раздаются шаблоны кукол, одежды, различные фигуры. По сигналу ведущего нужно подобрать одежду для кукол и соответствующие  заплаточки.

l  Выигрывает пара или команда, которая быстрее и правильно подберет заплаточки к одежде и расскажет правила ухода за одеждой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход игры:

У каждого футболиста соответствующий номер. Начинает игру футболист, номер которого в 3 раза меньше числа 27 (27:3=9). Тот, кто ответил первым, выходит к доске и решает выражение, которое помещено под №9. Решив его, он задает любой вопрос классу по математической терминологии, получив правильный ответ, передает эстафету следующему участнику игры и т. д.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья. Дидактические игры на уроках математики."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

        Одно из эффективных средств развития интереса учащихся к изучению мате­матики, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - ди­дактическая игра. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интерес­ным и занимательным, создает у детей бодрее рабочее настроение, облегчает пре­одоление трудностей в усвоении учебного материала.Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные во­просы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мысли­тельной деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 791 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 319
    • DOCX 4.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Соколова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Соколова Елена Викторовна
    Соколова Елена Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3541
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 610 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 187 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе