ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Одно из
эффективных средств развития интереса учащихся к изучению математики, наряду с другими методами и приемами,
используемыми на уроках, - дидактическая
игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того,
чтобы процесс познания был более
продуктивным.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют
различные упражнения, где им самим
приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра
ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе,
следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры;
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс
обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрее
рабочее настроение, облегчает преодоление
трудностей в усвоении учебного материала.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности,
занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности
способствуют активизации мыслительной
деятельности.
Очень
многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию,
например: «Кто быстрей?», «Не зевать! Отвечай сразу » и т.д. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное
обобщение, осознать правило, которое только что
изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению
пройденного.
Для закрепления знаний таблицы
сложения и вычитания в пределах 10 можно
использовать игру «Самый быстрый почтальон»,
Учитель
раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на
сложение и вычитание. Дети, сидящие
за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны
должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и
разнести письма в соответствующие
дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто
быстро и правильно разнесет письма по
назначению, тот самый быстрый почтальон.
Эти игра
позволяет в увлекательной форме повторить таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент
соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся,
обязывает их быть более собранными
и быстрыми.
Многие
игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход,
обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Например,
можно самостоятельную работу провести в форме игры «Кто
первый добежит до финиша?» Поскольку это игра,
учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с
заданием-задачей. Задача у всех одна и
та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная. Хорошо подготовленным
учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам -
составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Цель игры:
тот, кто решит задачу быстро и правильно,
может считать себя спортсменом.
Карточка 1
|
|
Цена
|
Количество
|
Стоимость
|
1-й покупатель
|
Одинаковая
|
7
|
на 18
больше
|
2-й покупатель
|
Одинаковая
|
5
|
?
|
Составь задачу по краткой записи и реши ее выражением.
|
|
Карточка 2
|
|
|
Цена
|
|
Количество
|
Стоимость
|
1-й покупатель
|
ковая
|
Одинаковая
|
|
7
|
на 18 больше
|
2-й покупатель
|
ковая
|
Одинаковая
|
|
5
|
?
|
Решение:
1)7-5=____(метров)
2)18: ___=_____(рублей)
3)
|
На таких
уроках ставится цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются
выполнить задание, все хотят быть спортсменами.
В завершении задания на доске можно написать фамилии учащихся, справившихся с задачей. А тем, кому не удалось решить
задачу, необходимо дать индивидуальную помощь, чтобы в следующий раз смелее
приступали к работе.
Успешное овладение многими видами деятельности тесно
связано с развитием у учащихся ориентировки в пространстве, умением определять
положение предметов по отношению к себе и свое положение по
отношению к различным объектам. В
школе дети определяют левую и правую сторону страницы, верхнюю и нижнюю
часть листа, проводят линии в указанном направлении и т.д. Полезно в игровой деятельности постоянно и систематически
упражнять детей в ориентировке в пространстве.
Для этой цели предназначены игры «Лучший разведчик», «Прятки с цифрами».
Следовательно,
включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что
учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить
средством развития интереса к предмету, поэтому
при ее организации следует придерживаться следующих требований:
1.
Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
2.
Дидактический материал должен быть прост и по
изготовлению, и по использованию.
3.
Игра интересна в том случае, если в ней
участвует каждый ребенок.
4.
Подведение результатов игры должно быть
справедливым и четким.
Ход
игры:
l
На доску прикреплены домики и сказочные герои. У каждого
персонажа математическое выражение, которое нужно решить.
l
На каждом домике записано число, которое будет являться
решением одного из выражений.
l
Вычислив значения выражений, дети смогут узнать номера
домиков, в которых живут герои.
В маршрутном листе даны
задания:
l
Начинай движение от объекта, число которого в 5 раз меньше 250.
Если твой ответ правильный, то твое число в 2 раза больше 25.
l
Прокладывай дорогу к объекту, число которого получится от частного
чисел 720 и 90. Если это число в 2 раза меньше 16, то ты
движешься по верному пути.
l
Далее реши задачу:
Глубина Ладожского озера –260
метров, Онежского 237 метров. На сколько метров Онежское озеро мельче, чем
Ладожское?
l
Двигайся к этому числу. Замени это число суммой разрядных
слагаемых, сложи первые цифры этих чисел и узнаешь оценку, на которую ты
выполнил задание.
Условия
игры:
l
С помощью фигур сделать заплаточки на одежду.
l
Игру можно проводить по группам или в парах, Детям раздаются
шаблоны кукол, одежды, различные фигуры. По сигналу ведущего нужно подобрать
одежду для кукол и соответствующие заплаточки.
l
Выигрывает пара или команда, которая быстрее и правильно подберет
заплаточки к одежде и расскажет правила ухода за одеждой.
Ход
игры:
У
каждого футболиста соответствующий номер. Начинает игру футболист, номер
которого в 3 раза меньше числа 27 (27:3=9). Тот, кто ответил первым, выходит к
доске и решает выражение, которое помещено под №9. Решив его, он задает любой
вопрос классу по математической терминологии, получив правильный ответ,
передает эстафету следующему участнику игры и т. д.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.