Здоровьесбережение
в образовательном процессе на примере МБОУ «СОШ№2» г.Емвы
Здоровье
школьников – одно из важных условий благополучия школы. С учётом тех
направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем
сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье
детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии».
Обеспечение
здоровья в школе включает в себя все средства, которые использует школа для
поддержания здоровья учеников и учителей, а также для пропаганды знаний о
здоровье в семьях и в обществе в целом. Особое внимание необходимо уделять
соответствию технологий обучения и воспитания индивидуальному
здоровьесберегающему потенциалу организма школьника.
Профилактика
здорового образа жизни среди обучающихся ведѐтся не только на уроках, но и в
воспитательной работе. Регулярно проводятся беседы по охране жизни и здоровья,
противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, опасности взрывчатых
предметов, ядовитых веществ и т.д. Кроме того использовать следующие здоровье
сберегающие технологии:
а)
Проведение ежедневной утренней гимнастики (перед первым уроком).
б)
Гимнастика для глаз. Учитывая специфику классов, т.е. наличие детей с
нарушением зрения, я ознакомилась с большим количеством литературы по вопросам
профилактики нарушения зрения.
в)
Упражнения на формирование правильной осанки. Нарушение осанки является одним
из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата
школьников.
г)
Пальчиковая гимнастика.
д)
Минутка релаксации под запись музыки с голосами птиц.
е)
Физминутки.
Мониторинг
здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной организации за 2014-2015
учебный год
Полное
название организации (с указанием типа и вида): МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №2» г. Емвы.
1. Использование здоровьесберегающих
программ и технологий, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки Российской Федерации:
Перечень
здоровьесберегающих программ и технологий
|
Дошкольники
|
Начальное
звено
|
Среднее
звено
|
Старшее
звено
|
В
целом по учреждению
|
групп
|
детей
|
класс
|
детей
|
класс
|
детей
|
класс
|
детей
|
класс
|
детей
|
Педагогика
здоровья (Касаткин В.Н.)
|
|
|
|
|
6,7
|
70
|
|
|
6,7
|
70
|
Полезные
привычки (Романова О.Л.)
|
|
|
|
|
7
|
47
|
|
|
7
|
47
|
Полезные
навыки (Романова О.Л.)
|
|
|
|
|
7
|
47
|
|
|
7
|
47
|
Познай
себя (Лазарев М.Л.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разговор
о правильном питании (Безруких М.М. и др.)
|
|
|
2,4
|
44
|
6,7
|
68
|
|
|
2,4,6,7
|
112
|
Технология
обучения и воспитания в условиях АРС (Уланова С.А. и др.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Программа
формирования здоровья детей «Здравствуй» (Лазарев М.Л.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здоровый
дошкольник (Змановский Ю.Ф.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как
воспитать здорового ребенка (Алямовская В.Г.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспитание
дошкольника. Расту здоровым (Зимонина В.В.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Старт
(Яковлева Д.В., Юдина С.В.)
|
|
|
|
|
7
|
22
|
|
|
7
|
22
|
Другие
здоровьесберегающие программы и технологии (указать, какие)
ОБЖ
Комплексная программа для общеобразовательных учреждений, раздел основы
здорового образа жизни (Смирнов А.Т., Хренников Б.О.)
|
|
|
|
|
8,9
|
107
|
10,11
|
41
|
8,9,10,11
|
148
|
Общее количество
классов (групп) /обучающихся, воспитанников, охваченных здоровьесберегающими
программами и технологиями
|
|
|
2
|
44
|
9
|
197
|
2
|
41
|
13
|
282
|
2. Наличие в расписании третьего
часа физкультуры
Начальное звено
|
Среднее звено
|
Старшее звено
|
В целом по организации
|
Классов (групп)
|
учащихся
|
Классов (групп)
|
учащихся
|
Классов (групп)
|
учащихся
|
Классов (групп)
|
учащихся
|
14
|
230
|
18
|
300
|
3
|
44
|
35
|
574
|
3. Индекс здоровья обучающихся
(воспитанников) за 2014-15 учебный год (отношение количества не болевших в
течение года обучающихся (воспитанников) к общему количеству обучающихся
(воспитанников) в образовательной организации)
|
Общее
количество обучающихся
(воспитанников)
|
Количество
обучающихся (воспитанников), не
болевших в течение года
|
Индекс
здоровья (в %)
|
Дошкольники
|
|
|
|
Начальное
звено
|
230
|
66
|
28%
|
Среднее
звено
|
300
|
35
|
11,6%
|
Старшее
звено
|
44
|
18
|
41%
|
В
целом по образовательной организации
|
574
|
119
|
20,7%
|
4. Группы здоровья обучающихся
(воспитанников) в 2014-2015 учебном году (кол-во/процент):
|
Первая
|
Вторая
|
Третья
|
Четвертая
|
Пятая
|
|
кол-во
|
%
|
кол-во
|
%
|
кол-во
|
%
|
кол-во
|
%
|
кол-во
|
%
|
В целом по образовательной организации
|
98
|
17%
|
318
|
55%
|
154
|
27%
|
4
|
1%
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Информация
«Совершенствование здоровьесберегающей деятельности в МБОУ «СОШ№2» г.Емвы в
2014-2015 учебном году»
В школе разработана программа по здоровьесбережению
«Быть здоровым здорово», основной целью которой является сохранение и
укрепление физического и психологического здоровья учащихся.
Задачи программы:
1.
Формирование
осознанного отношения к здоровому образу жизни;
2.
Создание
условий для двигательной активности учащихся;
3.
Диагностика
развития и коррекция психического состояния;
4.
Создание
условий для учения без стресса;
5.
Создание
условий для быстрейшей адаптации при переходе на разные ступени обучения.
В рамках
реализации программы продолжена работа по направлениям:
ü Совершенствование
учебно-воспитательного процесса с позиции здоровьесбережения:
Учителя
начальных классов используют элементы технологии активно сенсорноразвивающей
среды (АРС) – игровые моменты с движением, тренажеры для глаз;
ГПД
начинается с динамической паузы, ежедневной прогулки в любое время года;
Создание
на уроках учителями-предметниками комфортно психологического климата;
Проведение
на уроках физкультминуток в 1-5 классах;
Работа
социального педагога;
Работа
спортивных кружков (туристический, волейбол, ОФП) и танцевального класса;
Оборудован
тренажерный зал и класс для занятий ритмикой с детьми 1-4 классов;
Введен
третий час физкультуры в 1-11 классах.
ü Пропаганда
здорового образа жизни:
Проведение
классных часов по гигиене, организации правильного питания и соблюдение режима
дня;
Участие
в районных акциях по ЗОЖ;
Работа
по профилактике вредных привычек (рубрика «Ай-болит!» в школьной газете
«Школьные вести», беседы с медицинскими работниками, проведение тематических классных
часов и родительских собраний)
ü Обеспечение
двигательной активности:
Организация
игровых перемен (1-4 классы);
Соблюдение
санитарно-гигиенических норм для перемен (две перемены по 20 мин.);
Свободный
доступ учащихся на игровую спортивную площадку;
Поездки
и походы классов в бассейн, спортивные комплексы, лыжные и пешие походы, выезды
на соревнования;
Посещение
спортивных и танцевальных кружков;
Проведение
общешкольных Дней здоровья.
ü Диагностика и
мониторинг здоровья:
Проводится
в рамках ежегодных медицинских осмотров учащихся узкими специалистами (хирург,
невропатолог, окулист, дерматолог, стоматолог). Проведена 100% диспансеризация
учащихся, достигших 14 летнего возраста.
ü Профилактика
заболеваемости обучающихся (воспитанников):
Соблюдение
санитарно-гигиенических норм в учебных кабинетах (воздушный и тепловой режим);
Организация
горячего питания для всех участников учебно-воспитательного процесса;
Введены
в рацион питания учащихся молочные каши;
Проведение
уроков физической культуры на улице (весна, осень);
Использование
марлевых повязок в период роста вирусных инфекций;
Использование
бактерицидных свойств лука и чеснока (1-4 классы).
ü Доля
финансирования здоровьесберегающей деятельности:
На соблюдение санитарно-гигиенических требований,
организацию питания, работу кружков и ГПД в среднем ежемесячно на 1 ребенка
приходится 330 руб.
ü Предложения по
совершенствованию здоровьесберегающей деятельности:
Увеличение
суммы финансирования на организацию горячих завтраков;
Выделение
средств на витаминизацию;
Посещение
бассейна, возможно даже в рамках уроков физкультуры.
Конюшенко
Н.В.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.