Инфоурок Другое Другие методич. материалыСтатья "Сравнительный анализ образовательных программ ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О У/О. Проектирование рабочих программ учебных предметов, коррекционно-развивающих программ, программ дополнительного образования."

Статья "Сравнительный анализ образовательных программ ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О У/О. Проектирование рабочих программ учебных предметов, коррекционно-развивающих программ, программ дополнительного образования."

Скачать материал

Сравнительный анализ образовательных программ ФГОС НОО,

ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О У/О.

Проектирование рабочих программ учебных предметов, коррекционно-развивающих программ, программ дополнительного образования.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Чем отличается ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ от ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)?

      В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) могут быть разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) или специальные требования к организации образовательного процесса. Образовательные возможности и специфические потребности обучающихся с ОВЗ значительно варьируются в зависимости от ведущих нарушений развития и существует множество нюансов интеграции учащихся с ОВЗ в систему общего образования, связанных с необходимостью выравнивания стартовых возможностей получения образования.

      Для всех категорий обучающихся с ОВЗ, которые обозначены в ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), требуется отдельный федеральный образовательный государственный стандарт (далее – ФГОС) начального общего образования.

      Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее – приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598) обязателен для реализации в отдельных образовательных организациях (далее – ОО) (ранее специальные (коррекционные) учреждения), которые создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (п. 5. ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), а также в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы.

    Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (далее – приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599), охватывает весь период получения образования, потому что для этой категории обучающихся (с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), сложными и множественным нарушениями развития) не определены уровни образования, а учитываются их специфические образовательные потребности.

    Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 и приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 также определяют варианты адаптированных образовательных программ и сроки реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ.

Алгоритм составления программы

1.                 Предварительная оценка образовательных потребностей ребёнка и запроса родителей. Изучение комплексного психолого-педагогического обследования, определение  его возможностей  в изучении данного курса

2.                 Выбрать программу по учебному курсу и соответствующее ей учебно-методическое обеспечение.

3.                 Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей Примерной программы по учебному курсу и целями и задачами образовательного учреждения.

4.                 Определить уровень подготовки обучающихся к концу изучения курса в соответствии с требованиями, прописанными в Примерной программе и с требованиями, прописанными в основной образовательной программе учреждения.

5.                 Прописать цели ориентиры освоения учебного курса.

6.                 Прописать цели ориентиры формирования базовых учебных действий.

7.                 Прописать краткое содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу.

8.                 Определить разделы и темы из Авторских программ курсов и дополнить ими рабочую программу.

9.                 Определить последовательность изучения тем и количество часов, составить календарно тематическое планирование.

10.            Составить перечень дидактического, справочного материала.

11.            Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимых для реализации Рабочей программы.

12.            Определить средства контроля освоения учащимися Рабочей программы

13.            Представить Рабочую программу  методическому объединению учителей образовательного учреждения.

14.            Представить Рабочую программу на утверждение руководителю образовательного учреждения.

15.            Доработать программу с учетом рекомендаций членов методического объединения учителей  и/или руководителя образовательного учреждения.

16.            Использовать Рабочую программу после приказа об её утверждении руководителем образовательного учреждения

Структура программ отдельных учебных предметов, курсов для различных вариантов АООП приведена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ и Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью с учетом специфики образования различных категорий обучающихся с ОВЗ.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО (пункт 19.5. в редакции от 31.12.2015 г.):

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения первого варианта АООП НОО.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (пункт 2.9.5.):

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ (второй – четвертый вариант).

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:

·                   требований к результатам освоения АООП НОО;

·                   программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:

1.                 пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;

2.                 общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;

3.                 описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;

4.                 описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5.                 личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП НОО программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать только личностные и предметные результаты, указанные в приложениях №№ 1-8 стандарта);

6.                 содержание учебного предмета, коррекционного курса;

7.                 тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8.                 описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения АООП НОО с учётом основных направлений программ, включённых в структуру ПАООП НОО.

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (пункт 2.9.5.):

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью.

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:

·                   требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП;

·                   программы формирования базовых учебных действий.

Программы учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:

1.                 пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;

2.                 общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;

3.                 описание места учебного предмета в учебном плане;

4.                 личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса;

5.                 содержание учебного предмета, коррекционного курса;

6.                 тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7.                 описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

 Пояснительная записка конкретизирует:

·                   нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная АООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа);

·                   общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса, категории обучающихся с ОВЗ;

·                   роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса), а также решения задач коррекции развития;

·                   обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательных отношений/компонента образовательной организации.

Общая характеристика учебного предмета, курса

В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей образования категории обучающихся с ОВЗ (с опорой на концепцию Стандартов специального образования), современных требований к результатам освоения АООП. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами социализации и дальнейшей социальной адаптации лиц с ОВЗ.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Данный раздел предполагает указание классов, в которых планируется освоение данной рабочей программы, и количества часов, выделенных на освоение программы, а также разделение на инвариантную и вариативную (формируемую участниками образовательных отношений/компонент образовательной организации) части. Возможна разбивка общего количества часов по неделям и годам обучения в табличном виде.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в соответствующем ФГОС, а формулировки результатов из ПАООП. В данном разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса (далее третьего и четвертого вариантов АООП НОО и вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью – только личностные и предметные), согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы. Результаты отражают как общие (общественные и государственные), так и особые (для данной категории обучающихся с ОВЗ) образовательные потребности, сформулированы в деятельностной форме, что позволяет затем разрабатывать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов. Необходимо показать связь планируемых образовательных результатов с достижением коррекционных целей образования в ходе освоения содержания учебного предмета обучающимися с ОВЗ.

В данном разделе могут фиксироваться элементы общей стратегии, направления и технологии, а также специальные требования к условиям формирования УУД (БУД) у обучающихся с ОВЗ, раскрыты ожидаемые результаты сформированности УУД (БУД) в учебном предмете, курсе. Кроме того, в данном разделе рабочих программ педагогам рекомендуется представить особенности содержания индивидуально ориентированной работы, определенные программой развития УУД (БУД) образовательной организации.

Содержание учебного предмета, курса включает:

·                   наименование разделов учебной программы и характеристику основных содержательных линий;

·                   перечень планируемых видов деятельности, экскурсий;

·                   направления проектной деятельности обучающихся;

·                   использование резерва учебного времени.

Проектирование содержания (порядок изучения разделов и тем) учебного предмета, количество часов на изучение каждой темы осуществляется в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью индивидуально учителем (автором или коллективом авторов рабочей программы) с учётом используемого УМК, особенностей образовательной организации и категории обучающихся с ОВЗ.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) включает:

·                   разделы программы (должны совпадать с наименованиями разделов, указанными в предыдущем компоненте рабочей программы «Содержание учебного предмета»);

·                   темы, входящие в данный раздел;

·                   основное содержание по темам;

·                   характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на уровень образования или на учебный курс по предмету. Указывается разбивка содержания образования по часам и годам обучения.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

·                   печатные пособия (учебники указываются с теми годами издания, которые имеются в школьной библиотеке и будут выданы обучающимся для освоение тем и разделов рабочей программы по учебному предмету);

·                   экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);

·                   технические средства обучения (средства ИКТ);

·                   цифровые и электронные образовательные ресурсы;

·                   учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

·                   натуральные объекты;

·                   демонстрационные пособия;

·                   музыкальные инструменты;

·                   натуральный фонд.

Рабочая программа может включать систему оценки планируемых результатов обучения, выраженную в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности обучающихся и их индивидуальных достижений в соответствии с утвержденной в образовательной организации системой оценивания личностных, предметных и метапредметных результатов, представленной в целевом разделе АООП.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Сравнительный анализ образовательных программ ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О У/О. Проектирование рабочих программ учебных предметов, коррекционно-развивающих программ, программ дополнительного образования.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Страховой брокер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 254 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.05.2020 1406
    • DOCX 34.4 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ахмедова Эльвиза Рустемовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ахмедова Эльвиза Рустемовна
    Ахмедова Эльвиза Рустемовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80219
    • Всего материалов: 242

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Управление техническими ресурсами и экономикой предприятия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе