Система внутришкольного контроля
как инструмент повышения качества
подготовки к ЕНТ
Заместитель директора по УВР
Воскресеновской средней школы
Андрюхина Лариса Иосифовна
Одним из ключевых моментов, обеспечивающих эффективное
развитие школы, является оценка качества образования, основанная на
достоверных и сопоставленных данных. В течение последних 10 лет с целью оценки
качества знаний выпускников школ используется независимый внешний контроль в
форме единого национального тестирования (ЕНТ). Анализ и интерпретация
результатов ЕНТ может способствовать успешному решению многих проблем повышения
качества обучения, принятию превентивных мер в совершенствовании учебной
деятельности школы.
Модернизация отечественного образования
созвучна словам Нурсултана Абишевича Назарбаева: «Мы прекрасно понимаем, что
перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с
промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать
подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о
перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не
подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому
веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу
сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны».
Только системная работа, осуществляемая в
школе, может дать определенный результат. Особое внимание в процессе
деятельности школы по подготовке учащихся к ЕНТ занимает мониторинг качества
обученности по учебным предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме и по
материалам ЕНТ.
Подготовка учащихся к ЕНТ возможна в условиях использования
перспективных форм, методов, средств обучения. Основная цель ЕНТ объективно
оценить уровень и качество подготовки выпускников.
Для успешной сдачи выпускных экзаменов и ЕНТ в нашей
школе запланирована организационно-методическая работа с учащимися, учителями,
родителями. Эта работа включает следующие направления деятельности:
1.
Посещение администрацией
уроков учителей-предметников, методическая помощь.
2.
Включение в планы работы
деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕНТ.
3.
Посещение учителями
семинаров, курсов повышения квалификации.
4.
Индивидуальные
консультации учителей-предметников для учащихся.
5.
Привлечение ресурсов
дистанционного обучения и Интернета для подготовки к ЕНТ.
6.
Психологическая поддержка
учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к
ЕНТ.
7. Родительские собрания с целью
информирования родителей и учащихся о порядке подготовки и проведения итоговой
аттестации и ЕНТ.
8. Проведение пробных , тренировочных
и проверочных тестирований по учебным предметам и дальнейший анализ их
результатов на педсоветах, совещаниях при директоре.
9. Проведение с учителями-предметниками
совещаний по подготовке учащихся к сдаче ЕНТ.
Подготовка к ЕНТ процесс, длительный,
трудоемкий и очень важный, который нужно начинать задолго до окончания школы.
Ежегодно, для определения уровня готовности будущих выпускников к итоговому
контролю, проводим в школе комплексное тестирование учащихся 10 класса по
четырем предметам, обязательным для ЕНТ: русскому, казахскому языкам, математике,
истории Казахстана. Результаты этого тестирования помогают проанализировать
различные стороны подготовки будущих выпускников, определить слабые и сильные
стороны в преподавании предметов.
Заместителем директора по
учебно-воспитательной работе и классным руководителем выпускного класса, в начале
года проводится инструктаж по выбору предметов и форме экзаменов, ознакомление
с Положением об итоговой аттестации, с Правилами ЕНТ, правилами поступления в
высшие учебные заведения и колледжи.
Кроме того, подготовка к итоговой аттестации поставлена
на внутришкольный контроль, т.е. постоянно отслеживаются результаты обученности
учащихся, их подготовка к итоговой аттестации, а также отслеживался выбор
предметов учащимися.
Надо отметить, что на контроль ставятся и вопросы
соблюдения санитарно-гигиенических требований по отношению к учащимся с
ослабленным здоровьем во время экзаменов, защиты от перегрузок.
Параллельно с работой по организации
итоговой аттестации проводится работа по профессиональной ориентации учащихся.
В процессе методической
работы решаются актуальные тактические вопросы, касающиеся теории и практики
организации и подготовки к ЕНТ, разработки системы формирования ключевых
компетенций, критериев контрольно-измерительных материалов для оценки текущих
достижений учащихся, организации внутришкольного мониторинга учебных достижений
учащихся.
Учителя-предметники
планируют работу с различными типами заданий, предлагаемых в ЕНТ. Это несложно
выполнить, так как включение таких заданий в каждую программную тему расширяет
спектр учебной деятельности, с помощью которой вырабатываются умения. На этапе
промежуточного, текущего контроля, а также и на завершающем этапе изучения
темы, при подготовке, например, к тематическому контролю, предлагаются задания
с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом. В то же время
подготовка к ЕНТ не должна подменять систематическое изучение школьных
предметов; как любая традиционная подготовка к экзамену, она должна включать
планомерное повторение, обобщение, систематизацию знаний, варьировать
стандартные условия заданий, рассматривать новые типы заданий.
В нашей школе никогда
не практиковалась замена учебных предметов, скажем так, меньшей важности, на
предметы, которые выносятся на ЕНТ, т.е. наши выпускники проходят все учебные
предметы согласно учебному плану в полном объеме. Мы считаем, что учащимся необходима
смена деятельности, как показывает практика, как только увеличивается нагрузка
на предмет, у ребят пропадает интерес, а это означает, что хорошего результата
будет добиться сложно.
У учителей школы накоплен довольно большой опыт по
подготовке к ЕНТ, дидактический материал; база тестовых заданий, сложилась
определенная система работы по подготовке к ЕНТ. Она включает в себя несколько
этапов:
I этап
– организационно- аналитический;
II
этап – диагностический;
III
этап – теоретическая и практическая подготовка учащихся к сдаче ЕНТ.
Теоретическая подготовка учащихся сочетается с
практическим закреплением.
После каждого тестирования ведется не только
мониторинг, но и тщательный поэлементный анализ результатов. Выявляются
типичные ошибки, организуется повторение теоретических сведений по проблемным
темам и практикум для формирования умений и навыков.
Важной частью подготовки к ЕНТ является
индивидуальная работа с учащимися. Особое внимание уделяется учащимся с
повышенной мотивацией к обучению, претендентам на «Алтын бiлге».
В нашей школе работают в основном учителя- стажисты,
поэтому у каждого учителя уже выработалась определенная система подготовки, но
все однозначно уверены, что добиться стабильного результата методом
натаскивания по тестам невозможно. Первоочередная задача изучения курса любого
предмета – это качественное его изучение на базовом уровне, а базовые
знания закладываются еще в начальной школе.
Например, основная
подготовка выпускников к ЕНТ по математике, осуществляется не только в течение
всего учебного года в старшей школе, но и гораздо раньше, начиная с 7-9
классов.
Анализ содержания
тестов по предметам позволяет утверждать, что успешно
справляются с заданиями хорошо подготовленные
учащиеся, умеющие неординарно мыслить, знающие теоретический
материал, имеющие практические навыки. Задания по
предметам в основном соответствуют учебной программе
и учебникам, требуют конкретных, односложных ответов. Но
учащиеся допускают ошибки в вопросах общей
эрудиции. Учителям необходимо работать над
формированием долговременной памяти. Часто задания
требуют умений устанавливать внутрипредметные и причинно –
следственные связи, в чем часто испытывают затруднения
учащиеся. Анализируя результаты пробных тестирований,
учителя в основу подготовки выбрали закрепление материала в виде
выполнения домашних заданий: составления обобщающего опорного конспекта,
решения специально подобранных задач, проработка тематических тестовых
контрольных работ и вопросов по данной теме в вариантах по ЕНТ за предыдущие
годы.
Немаловажное значение в работе по подготовке выпускников к ЕНТ играет
мониторинг результативности итогов ЕНТ, где оценивается качество
знаний, умений, навыков учащихся по предметам. Мониторинг помогает сравнивать
качество обучения выпускников по предмету по годам, увидеть на каком году
обучения и по какому предмету снижается качество, тем самым корректировать план
работы конкретного учителя. В связи с этим, осуществляется
мониторинг результатов ЕНТ за прошлые года по предметам.
Анализ ЕНТ позволяет повысить мотивацию учащихся и учителей к получению
высоких результатов обучения, позволяет определить направления совершенствования
содержания образования.
Считаю, что для дальнейшей работы по повышению качества
подготовки учащихся к ЕНТ необходимо:
1.
Отслеживать и повышать
уровень аналитической деятельности учителей.
2.
Шире осуществлять контроль
за качеством знаний учащихся.
3.
Систематически проводить
анализ ошибок и коррекцию знаний.
4.
Проводить в течение года
плановое повторение тем (блочно), параллельно прорабатывать тесты, осуществляя
их анализ, комментируя, с приведением аналогий, развивая ассоциативное мышление
у учащихся.
5.
Совершенствовать
использование учителями инновационных технологий в процессе обучения.
6.
Проводить работу по
повышению уровня профессиональной компетентности учителей.
7.
Вести работу над
формированием долговременной памяти.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.