Самообразование учителя как условие его
личностного
и профессионального развития
Ольга Ильинична Мыльникова
Город Чита
, МБОУ «СОШ№16»
Совершенство представляет собой
знание человека о собственном несовершенстве.
Парадокс Августина
Модернизация образования невозможна без понимания учителя
как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе
деятельности, т. к. субъектность учителя становится перспективой развития
ученика.
Вне самообразования идея личностного и
профессионального развития учителя неосуществима. Социологи утверждают, что
перспективой развития общества является трансформация деятельности в
самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие,
образования в самообразование. Под самообразованием традиционно понимают
осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
• во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле
самого человека);
• во-вторых, управляется самим человеком;
• в-третьих, необходима для
совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.
Каковы же условия, при которых процесс
самообразования будет происходить эффективно.
Самообразование педагога будет
продуктивным, если:
1. В процессе самообразования реализуется
потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
2. Педагог владеет способами самопознания
и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является
фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные,
так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое
несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
3. Педагог обладает развитой способностью
к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-
профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на
осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний,
переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе
педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических
знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой
учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа
педагогического опыта.
4. Программа профессионального развития
учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
5. Педагог обладает готовностью к
педагогическому творчеству.
6. Осуществляется взаимосвязь личностного
и профессионального развития и саморазвития.
Сегодня от учителя требуется «готовность
достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть МЕТОДИКА
14
готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях».
Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть
направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих
собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического
развития выступает саморазвитие.
Под саморазвитием понимается собственная активность
человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей,
творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность
субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности.
Саморазвитие, по Канту, это «культивирование собственных сил». Для М.
Мамардашвили в этом понятии значим «акт собирания своей жизни в целое, как
организация своего сознания в целое». В западноевропейской этической традиции
это культура самоформирования. Культура самоформировния предполагает развитие
свободного мышления на фундаменте культурной преемственности и утверждает
приоритет творческого над историческим. Развитие культуры самоформирования
представляется гарантом сохранения и совершенствования современной культуры и
цивилизации. (Козловски П. Культура постмодерна: Общественно- культурные
последствия технического развития. М., 1997, С. 110-111).
Под профессиональным развитием понимается рост,
становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально
значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений,
активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира,
приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности (Л.М.
Митина).
Профессиональное саморазвитие — динамический и
непрерывный процесс самопроектирования личности.Существуют различные подходы к
классификации стадий профессионального роста учителя.
В классификации Р. Фуллера выделяется три стадии:
стадия «выживания» — на первом году работы в школе, стадия адаптации и
активного усвоения методических рекомендаций — 2-5 лет работы, и стадия
зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся
стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных
педагогических исследований. Каждому из этих этапов присущи специфические
интересы учителей. Так, первый этап отмечен личными профессиональными
проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает
острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап
характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третий
этап характеризуется возрастанием творческой потребности. Представление о себе
и педагогической деятельности требует обобщения и анализа. По мнению Д.
Бурдена, именно на этой стадии возможна организация исследовательской
деятельности учителя. Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь,
выступают самопознание и самоанализ деятельности.
Под самопознанием понимается деятельность учителя,
направленная на осознание своих потенциальных возможностей и профессиональных
проблем. Самоанализ — это скрытая от непосредственного наблюдения, но
существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности
вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления
педагогической МЕТОДИКА
15
действительности соотносятся учителем со своими действиями.
Педагогический анализ содержит следующие функции: диагностическую,
познавательную, преобразующую, самообразовательную. Практика становится
источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой она
является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика
бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации
учителя.
Рефлексия — важный механизм продуктивного мышления,
особая организация процессов понимания происходящего в широком системном
контексте, процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий
индивида и других людей, включенных в решение задач. Поэтому рефлексия может
осуществляться как во внутреннем плане — переживания и самоотчет одного
индивида, — так и во внешнем плане — как коллективная мыследеятельность и
совместный поиск решения (Словарь педагогического обихода / Под ред. Л.М.
Лузиной. Псков: ПГПИ, 2001. 88c.).
Педагогическая рефлексия в деятельности — это процесс
последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим
собой и к поиску выхода из него.
Рефлексия — комплексная мыслительная способность к
постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности. С
помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных
интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью
в условиях неопределенности. Взятые вместе, эти «ключевые умения» составляют
своеобразную рефлексивную технологию, при помощи которой и совершенствуется
профессиональный опыт учителя. Данные умения представлены в таблице №1.
Методика оценки учителем рефлексивных способностей:
Таблица 1
Умения
|
Баллы
|
Умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее
в виде педагогических задач
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
Умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на
ученика как на активно развивающегося субъекта учебно- познавательной
деятельности, имеющего собственные мотивы и цели
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
Умение сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
Умение конкретизировать и структурировать проблему
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
Умение раздвинуть горизонты практики и увидеть новые проблемы,
вытекающие из предшествующего опыта
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
Умение найти способы решения задачи
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
Умение тактически мыслить, т. е. конкретизировать педагогические
задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях
неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
Умение «версионно» мыслить, т. е. мыслить
предположениями, гипотезами, версиями
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
Умение работать в системе «параллельных целей», создавать «поле
возможностей» для педагогического маневра
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
Школа не может развиваться никаким иным
способом, кроме как создавая и осваивая новую практику образования, т. е. в
результате организованного в ней управляемого инновационного процесса —
процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно- новому
объективно необходимому состоянию. А разработка и освоение инноваций
предполагает наличие у учителей способности к продуцированию нового, т. е.
высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современную школу
создает учитель творческого типа. Под творчеством понимается не только создание
нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация
потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в
самореализации.
«Творчество — это всякая деятельность
человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием
какой-либо вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом
человеке» (Л.С. Выготский). Педагогическое творчество имеет ярко выраженную
личностную специфику, причем приоритетной является внутренняя, содержательная сторона.
Этим объясняется, почему одни и те же приемы и методы у разных учителей имеют
различный эффект. Без творческого осознания и наделения собственным смыслом
содержания образования, методов, приемов, форм, технологий учитель не
воспитывает и не образовывает, а транслирует знания.
Следовательно, учителю необходимо усвоить
конструктивные навыки по осмыслению и переосмыслению своей деятельности через
самоанализ урока, педагогических ситуаций, результатов образования в целом.
Переосмысление, по мнению психологов, способствует процессу субъективации,
повышению ответственности за результаты своих действий. Таким образом, учителю
творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение
рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности,
способность к презентации своего личностного опыта и др. Именно готовность к
творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую
деятельность. Поисковая деятельность отличается сильно выраженным эвристическим
элементом, включающим в себя догадку, интуицию, инсайт, содержит элементы
«контекстного» исследования, имеющего субъективное знание, микрооткрытие.
Поисковая деятельность рассматривается как деятельность, направленная учителями
на решение различного рода ситуативныхпроблем и задач. Смысл решения этих задач
состоит не в том, чтобы открыть что- то неизвестное для теории и практики, а в
том, чтобы решать конкретные проблемы образования.
Актуальным является определение требований
к поисковой, творческой деятельности учителя:
• поисковая деятельность должна носить практико-ориентированный
характер, т. е. быть направленной на разрешение конкретных и реальных проблем
школьной жизни;
• поисковая деятельность должна носить контекстный характер, т. е.
проводится в естественных условиях образовательного процесса;
• поисковая деятельность должна носить непрерывный характер, т. е.
осуществляться постоянно, систематически;
• поисковая деятельность должна носить оптимистический характер,
т. е. включать в себя позитивную установку на успех;
• поисковая деятельность должна носить «инкрементальный» характер,
когда полученный результат определяет направление и характер следующих проб;
• поисковая деятельность должна носить индивидуализированный
характер, т. е. строиться на основе и с учетом имеющегося уникального опыта
учителя, его оригинальной системы профессиональных «конструктов», особенностей
познавательного стиля;
• поисковая деятельность должна носить
«версионный» характер.
При совершенствовании мастерства и
развитии компетентности перед учителем встает целый ряд задач как личностного,
так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и
интеллектуального развития существенно обусловливают успешность п р о ф е с с и
о н а л ь н о - п е д а г о г и ч е с к о й деятельности. Необходимым условием
образования и самообразования педагога является взаимосвязь личностного и
профессионального развития.
В таблице №2 предпринята попытка соотнести параметры личностного и
профессионального развития педагога.
Таблица 2
Параметры
|
Личностное развитие
|
Профессиональное развитие
|
Ценности
|
Развитие и расширение системы ценностных ориентаций
личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих
деятельность
|
Развитие и расширение системы ценностных ориентаций
личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих
профессиональную деятельность
|
Цель
|
Развитие тенденции к самоактуализации и
самореализации
|
Развитие положительной мотивации к профессиональной
деятельности и повышению своего мастерства, самореализация
|
Я-концепция
|
Развитие и углубление адекватного и целостного
представления о себе. Укрепление позитивной Я-концепции.
|
Адекватное формирование Я-концепции учителя.
Укрепление адекватной профессиональной самооценки. Укрепление позитивной
защищенности.
|
Перспектива
|
Определение направлений и перспектив дальнейшего
внутреннего роста
|
Прогнозирование карьерного роста и «творение»
собственной профессиональной биографии
|
Задачи
развития
|
Активизирование развития когнитивной сферы как
способности к более абстрактному и обобщенному пониманию и дифференциации,
категоризации явлений окружающего мира. Рефлексия собственной деятельности,
личностного опыта.
|
Корректировка, совершенствование имеющихся
профессиональных умений, навыков, способов деятельности на основе
интериоризации новой информации. Рефлексия профессиональной деятельности,
педагогического опыта
|
Представляется, что педагогу при
определении программы самообразования необходимо учитывать эти взаимосвязи.
Предлагаю следующие варианты разделов для составления программы
самообразовательной деятельности учителя:
•
мои ценности;
•
мои цели;
•
моя Я-концепция;
•
моя перспектива (стратегия);
•
мои задачи развития (тактика): когнитивные, личностные и т. п.;
• мои действия.
Используемая литература :
1.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
2.
Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.:
Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
3.
Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников
образования. – Красноярск, 2004.
4.
Электронный педагогический словарь.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.