Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Статья «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств обучающихся»

Статья «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств обучающихся»

«Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств обучающихся»



Патриотическое воспитание сегодня, безусловно, задача актуальная и для общества в целом, и для школы в частности.

Сегодня в обществе слово «патриотизм», «патриот» вновь обретают своё высокое значение. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Формирование патриотических чувств у обучающихся происходит на разных этапах образования и в этом сложном и многогранном процессе задействованы все участники образовательного процесса (учителя-предметники, администрация, родительская общественность), но учителя истории, пожалуй, в этом процессе принимают наиболее активное участие, в силу специфики своего предмета. Именно мы определяем ценности познания истории Отечества и его культуры.

Знание истории своей Родины, любовь к национальной культуре своего народа, своему языку - одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма.

В своей книге «Родина в сердце» отечественный педагог-новатор В.А. Сухомлинский на вопрос с чего начинается воспитание человека-гражданина, человека-патриота отвечает так: «С формирования у ребенка любви к родной природе, своим родителям, старшим, родному слову, своей малой Родине».

Именно поэтому, изучение истории России на протяжении всего периода изучения предмета происходит с опорой на региональный компонент. Более того, история это тот предмет, где реализация изучения регионального компонента является необходимой данностью.

В программы не только истории, но и всех обществоведческих дисциплин включен мировоззренческий материал патриотической направленности с опорой на общероссийские и национально-региональные ценности в их единстве.

Например, опорными историческими темами в направлении патриотического воспитания учащихся являются в 10 классе «Смута в России. Освобождение Москвы от польской интервенции», «Отечественная война 1812 года». При этом активно используются оценочные высказывания очевидцев: подвиги донских казаков были высоко оценены М.И. Кутузовым. 17 января 1813 г. Кутузов писал Платову: «Почтение мое к Войску Донскому и благодарность к подвигам их… которые были главнейшею причиною истребления неприятеля, лишенного вскорости всей кавалерии и артиллерийских лошадей, следовательно, и орудий, неусыпными трудами и храбростью Войска Донского…».

В ходе войны сам Наполеон давал высокую оценку военному искусству казачьих войск. «Казаки – это самые лучшие легкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в моей армии, я прошел бы с ними весь мир».

В 11 классе «Великая Отечественная война – цена победы». Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна. Упор делается на то, что во всех этих знаковых для истории России событиях, жители Дона сыграли одну из ключевых ролей.

Продолжением урочной деятельности по патриотическому воспитанию учащихся на всех этапах образовательного процесса является внеурочная работа. Примером тому служит внеурочный курс «От Руси к России: личность на фоне истории» в 9 классе. Целью этого курса является осмысление учащимися, какую роль наши выдающиеся земляки (общественные и политические деятели, деятели культуры), сыграли в развитии Донского края в частности и страны в целом. 

Огромную роль в процессе формирования патриотического самосознания играет и внеклассная работа. Причем, ее реализация также происходит посредством внедрения региональной компоненты.

Используются различные формы вовлечения подростков в разговор на социально значимые региональные темы: форумы, конкурсы, социальные проекты, научно-практические конференции.

1) С 2012-2017 г.г. ежегодно наши учащиеся принимают участие в мероприятиях организованных администрацией Константиновского района и ТИК на выборную тематику:

- Избирательный биатлон «Время выбирать!» (Ляхова М., Бобарицкая Е., Аликулова М.);

- Молодежный форум «НАШ ВЫБОР: АКТИВНОСТЬ, СПЛОЧЕННОСТЬ, ИНФОРМИРОВАННОСТЬ» (Волохова Д., Казаков А., Волкова Ю. получили грамоты за активное участие);

- Избирательная викторина «Губернатор Дона» (Ляхова М.),

- Молодежный районный форум «Я иду на выборы!» (команда «Авангард» 1 место, «Молодое поколение» 2 место);

- Конкурс агитационных плакатов «Я иду на выборы 18 сентября 2016 г.» команда «Авангард» заняла 1 место;

- Нам предложили представлять район в «Открытом конкурсе социальной рекламы», газета «Мой путь к выборам» вошла в 15 лучших;

- Интерактивный образовательный марафон, приуроченный к 110-летию российского парламентаризма, наши учащиеся стали победителями муниципального и участниками областного этапа этого конкурса (Белова В., Бабарицкая Е., Блинкова А., Болдырева Д., Ляхова М., Маляр М., Москаленко А.),

- Районный конкурс «Демократия и выборы», «Выборы на Дону», стал традиционным, в разные годы его победителями и призерами стали: Любовина А., Кузьмина А., Фроленко К., Григорьева Е., Степаненко В., Блинкова А.,

- В региональном конкурсе «Знатоки Конституции и избирательного права» на протяжении трех лет подряд наши ученики становились победителями муниципального этапа (Забубенина И., Казаков А.), Забубенина И., дважды становилась лауреатом областного этапа этого конкурса.

2) Воспитанию патриотизма, чувства глубокой любви и уважения к героическому прошлому своей страны и края способствует и активное участие наших детей в благотворительной акции «Милосердие», ребята оказывают посильную помощь, поздравляют с праздниками ветеранов ВОВ, ежегодно принимают участие во всероссийской акции «Бессмертный полк».

3) Областная научно-практическая конференция «Подвиг во имя жизни», посвященная 100-летию нашего земляка, Героя Советского Союза – С.И. Здоровцева.

У участников конференции (15 учебных заведений), была замечательная возможность пообщаться, обменяться опытом освоения уникального наследия донкой культуры в различных регионах Ростовской области. Наши учащиеся достойно выступили во всех номинациях:

1) Круглый стол «Музейная антресоль» - рассказ об истории вещи героя, которая попала в руки потомков. Степаненко Викой был подготовлен интереснейший доклад «Боевой привет всем, кого люблю…», о фронтовых письмах Янковича Юрия Федоровича, который всю войну служил в составе 234-го истребительного авиационного полка 9 ростовского истребительного авиакорпуса. Это были письма по-настоящему мужественного человека и отважного лётчика, настоящего героя, который, как и многие другие из его поколения, защищал свою страну – великую Россию – с первых дней войны. Этот человек – папа Разумовской О.Ю. Пользуясь моментом, я хочу еще раз поблагодарить за предоставленный из семейного архива материал, за уникальную возможность, в буквальном смысле этого слова, прикоснуться к героической истории нашей страны.

2) Номинация «Этих дней не смолкнет слава!»- конкурс эссе о герое земляке.

Работа Аликуловой Риты «Ради жизни других» посвященная нашему земляку, жителю г. Константиновска Линникову Дмитрию Семеновичу, которой во время немецкой оккупации, рискуя жизнью, лечил раненых советских солдат, была достаточно высоко оценена жюри – 2 место.

3) В номинации «Конкурс знатоков ВОВ», Когут Богдан занял почетное 3 место.

4) Номинация «Подвиг моего города (хутора, села) в ВОВ» - конкурс плакатов - боевых листков, Тимченко Вика представляла тематический плакат, который хоть и не стал победителем, но был выполнен на достаточно высоком уровне.

Хотелось бы обратить внимание, что готовясь к выступлению на конференции, учащиеся сами выбирали темы, отбирали материал, что свидетельствует о достаточно глубоких знаниях по истории родного края, которые формировались в рамках реализации регионального компонента на разных этапах образовательного процесса: начальной, средней и старшей школе (спасибо за это всем нашим преподавателям).


Свое выступление я хочу завершить словами великого русского историка и литератора Карамзина Николая Михайловича: «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество».

Спасибо за информационную, моральную поддержку Е.В. Некоз, без ее помощи не обходятся не одно наше публичное выступление и Титовой Л.В. за техническое сопровождение наших выступлений.


Спасибо за внимание!




                                     





  • Другое
Описание:

Формирование патриотических чувств у обучающихся происходит на разных этапах образования и в этом сложном и многогранном процессе задействованы все участники образовательного процесса (учителя-предметники, администрация, родительская общественность), но учителя истории, пожалуй, в этом процессе принимают наиболее активное участие, в силу специфики своего предмета. Именно учителя истории определяют ценности познания истории Отечества и его культуры.

Автор Линкина Людмила Евгеньевна
Дата добавления 09.10.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 320
Номер материала MA-071813
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»