Роль интегрированных уроков в
воспитании гражданственности и патриотизма.
Интеграция
является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие
пришло в российскую педагогику в 80-е годы и стало обозначать высшую форму
межпредметных связей) и стало востребованным в современной школе, где
развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. Школы
нашего города в этом смысле не исключение. Например, в 2013 году на базе нашего
лицея №11 был проведен семинар «Интеграция естественных и гуманитарных
дисциплин как средство формирования синергетического мышления». В 2015 году на
базе СОШ №30 прошла ежегодная межшкольная научно-практическая конференция на
тему «Принципы и приемы реализации интеграционных технологий в гуманитарных и
смежных дисциплинах».
Интегрированный
урок имеет свои преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает
напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей,
деталей. Учителю интегрированный урок дает рождение нового уровня мышления –
глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
Конечно,
интеграция возможна только при ряде условий, например, родстве наук,
соответствующих интегрируемым учебным предметам. В первую очередь, поэтому
естественной становится интеграция литературы и русского языка. В основу таких
уроков беру интересный текст, способствующий духовному развитию ученика,
воспитывающий в нем патриота и гражданина, вместе с тем содержащий
что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный заданиями по
орфографии, синтаксису и т.д.
Один
из таких интегрированных уроков языка и литературы был проведен мной в начале
прошлого учебного года в преддверии 200-летия М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Одна
из целей урока звучала так: »Воспитание духовно богатой и высоконравственной
личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свой народ и
культуру». На уроке -портрет поэта; строки Лермонтова о Родине («Бородино»)
легли в основу синтаксического разбора предложения; в виде раздаток ребята
получили небольшие тексты о детстве поэта для лингвистического анализа. В ходе
урока школьники пришли к выводу, что Родина для поэта – это место на земле, где
он родился, вырос. Он неразрывно связан с Родиной. Наверное, нельзя сказать,
что дети, выйдя с урока, сразу же стали истинными патриотами, но если он
оставил хоть небольшой след в их душе, то урок достиг своей цели.
Не
подлежит сомнению, что в современной школе наиболее актуальными являются задачи
воспитания молодых граждан России. В основополагающих государственных
документах об общем образовании задачи воспитания гражданина выдвинуты на
первый план. В стандарте основного общего образования по русскому языку и
литературе первой целью изучения этих предметов является воспитание гражданственности
и патриотизма; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной литературы.
А
ведь распад Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные
переходом одной экономической формации в другую, привели к деградации
сложившейся (и не очень плохой, кстати) системы патриотического воспитания. В
сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм. Вспомним, как
сильно упал престиж школьного и высшего образования, науки и т.д. Прошли годы.
В настоящее время происходит постепенное формирование нового – российского
патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического
прошлого и сегодняшние реалии жизни. Предотвратить нравственную деградацию,
возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные
учреждения, т.к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания
чувства любви к Родине. Поэтому нам, учителям словесности, необходима
систематическая работа в этом направлении.
Уроки
литературы, в том числе и интегрированные, обладают большими потенциальными
возможностями в патриотическом воспитании. Об одном из уроков я уже говорила
выше. Да, интеграция русского и литературы – вещь очевидная, естественная. А
как интегрировать, например, литературу и физику, литературу и экономику?
Достигая при этом воспитательного эффекта? В такой ситуации приходит на помощь
общность объекта изучения, схожие методы построения урока. Так появились в моей
практике интегрированные уроки литературы и физики «М.В.Ломоносов в физике и
литературе» 9кл., литературы и экономики «Роль денег в художественной
литературе»11кл.
Для
9-классников было удивительным то, что Ломоносов, глубоко погруженный в свои
специальные занятия химией и физикой, все же умел находить и время, и
вдохновение
как для
поэзии, так и для собственно филологических работ, попеременно посвящая себя то
риторике и поэтике, то вопросам стихосложения, то стилистике и грамматике.
Этот грандиозный размах деятельности великого русского энциклопедиста вызвал
удивление и восхищение старшеклассников. История, конечно, не повторяется. И,
вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной
деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному
человеку просто невозможно достичь таких вершин. И всегда Ломоносов - ученый,
поэт, философ –будет вызывать глубокий интерес как наш соотечественник, как
личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума. Урок получился
патриотичным, познавательным, ребята имели возможность выразить свои мысли о
Родине, гражданском долге ученого, который мужественно и стойко переносил все
тяготы и не сошел со сложного пути России. Ученики постепенно осознают себя
сопричастными этому пути. Возможно, так происходит рождение патриота…
Подведем
итоги…
Планомерная
работа по патриотическому воспитанию школьников на уроках русского языка и
литературы непременно даст результаты, правда, не сразу, к сожалению, это будет
видно.
Для
воспитания гражданственности и патриотизма в содержании русского языка можно
использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический
материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Еще К.Ушинский
говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины.
Большими
потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.
Художественные произведения, включенные в в школьную программу, биографии
писателей, поэтов создают у школьников чувство гордости за свою Родину и свой
народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Интегрированные
уроки вносят в дело воспитания гражданственности и патриотизма новые краски,
эмоциональную насыщенность, новизну восприятия.
Вообще
дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и
подростков то затухают, то разгораются вновь. А время улетает птицей и не
позволяет нам, словесникам, медлить. Мы должны успеть раньше других сказать
нужные слова, вложить в головы самые важные мысли… Успеть привить любовь к
родной природе, родным местам. Успеть показать красоту и богатство русской
литературы, русского Слова.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.