Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / География / Статья "Роль и значение краеведения на уроках географии".

Статья "Роль и значение краеведения на уроках географии".

Международный конкурс

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

16 предметов

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное. Важную роль в развитии школьного краеведения сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения родного края.

В последние годы значительно возросла роль краеведения в школе. Учебные программы требуют от учителя максимального привлечения краеведческого материала в процессе обучения – о природе, истории, экономике, культуре своего края, экологических проблемах, охране окружающей среды; проведения практических занятий на местности, активное привлечение учащихся к самостоятельной работе по изучению родного края. Школьное краеведение расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

Изучение своего края можно проводить, как на уроках, так и на кружке. Но из-за того, что на кружок ходит незначительное количество учащихся и в основном это учащиеся 5-6 классов, то основные вопросы по родному краю надо рассматривать на уроках. Программа по географии в 5 классе ориентирована на получение широкого круга краеведческих сведений. Уже на первых уроках следует знакомить учащихся с методикой организации метеорологических и фенологических наблюдений. Можно организовать экскурсию в пределах школьного двора.

При изучении темы «План местности» учащиеся расширяют знания о способах ориентирования, составляют план местности, работают с топографическими картами своей местности. Для закрепления краеведческих знаний следует провести топографический диктант, в который включить конкретные физико-географические объекты территории Саратовской области.

При изучении темы «Атмосфера», особенно таких сложных географических понятий, как «погода» и «климат», следует опираться на систематические наблюдения учащимися за атмосферными явлениями и за характерными признаками погоды и климата своей местности. Целесообразно вести «Дневник погоды», который учитель должен проверять регулярно. За определенный промежуток времени учащиеся проводят анализ состояния погоды и делают вывод: какие происходили изменения атмосферных явлений.

При изучении темы «Внутреннее строение Земли» ребята знакомятся с рельефом и полезными ископаемыми Саратовской области. Им можно раздать контурную карту Саратовской области, на которую они нанесут рельеф и полезные ископаемые. Ребята должны познакомиться с коллекцией горных пород области.

В теме «Гидросфера» можно провести практическую работу, где учащиеся по плану с помощью карты опишут одну из рек области.

При изучении темы «Биосфера» учащиеся могут сделать презентации или сообщения о растительном и животном мире Саратовской области.

Курс географии материков и океанов в 7 классе, по сравнению с начальным курсом физической географии, имеет ограниченные возможности в осуществлении краеведческого подхода, но и при изучении этого курса возможен краеведческий подход. Он состоит в том, что особенности природы изучаемой территории сравниваются с соответствующими природными явлениями нашей местности. Такое сравнение помогает лучше понять особенности природы других территорий.

Одной из задач курса «География России» является изучение учащимися общих и региональных закономерностей развития природы. Большое значение в осуществлении краеведческого подхода при изучении природы России состоит в том, что он обеспечивает развитие представлений о нашем крае как составной части всей страны. Необходимо продолжить работу с контурной картой Саратовской области. При изучении географического положения учащиеся определяют координаты области, ее геополитическое положение

Систематически следует использовать краеведческий материал при изучении особенностей природы и природных ресурсов.

Краеведческий материал необходимо использовать и в курсе экономической географии. Объектами экономического краеведения являются: население, отрасли промышленности и сельского хозяйства, архитектура, культура. Например, изучая тему «Населения» можно провести практическую работу, в которой рассматриваются вопросы численности, естественного движения, миграции, плотности, национального состава; высчитывается процентное соотношение с общими показателями страны.

Параллельно с изучением каждой темы целесообразно включать материал о Саратовской области, рассматривать её в сравнении с другими регионами нашей страны.





  • География
Описание:

Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное. Важную роль в развитии школьного краеведения сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения родного края. В последние годы значительно возросла роль краеведения в школе.

Скачать материал
Автор Сумина Ольга Владимировна
Дата добавления 24.01.2017
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 810
Номер материала MA-069740
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Подготовка к сдаче экзаменов: Современные тенденции использования развивающих и социально-психологических подходов подготовки учащихся старших классов»