РОЛЬ И
ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
Краеведение,
как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. У всех
народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность,
ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных
документах они передавали последующим поколениям.
В процессе
развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и
школьное. Важную роль в развитии школьного краеведения сыграл К.Д. Ушинский,
который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в
обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения
родного края.
В последние
годы значительно возросла роль краеведения в школе. Учебные программы требуют
от учителя максимального привлечения краеведческого материала в процессе
обучения – о природе, истории, экономике, культуре своего края, экологических
проблемах, охране окружающей среды; проведения практических занятий на
местности, активное привлечение учащихся к самостоятельной работе по изучению
родного края. Школьное краеведение расширяет кругозор и развивает
познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности,
формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
Изучение
своего края можно проводить, как на уроках, так и на кружке. Но из-за того, что
на кружок ходит незначительное количество учащихся и в основном это учащиеся
5-6 классов, то основные вопросы по родному краю надо рассматривать на уроках.
Программа по географии в 5 классе ориентирована на получение широкого круга
краеведческих сведений. Уже на первых уроках следует знакомить учащихся с
методикой организации метеорологических и фенологических наблюдений. Можно
организовать экскурсию в пределах школьного двора.
При изучении
темы «План местности» учащиеся расширяют знания о способах ориентирования,
составляют план местности, работают с топографическими картами своей местности.
Для закрепления краеведческих знаний следует провести топографический диктант,
в который включить конкретные физико-географические объекты территории
Саратовской области.
При
изучении темы «Атмосфера», особенно таких сложных географических понятий, как
«погода» и «климат», следует опираться на систематические наблюдения учащимися
за атмосферными явлениями и за характерными признаками погоды и климата своей
местности. Целесообразно вести «Дневник погоды», который учитель должен
проверять регулярно. За определенный промежуток времени учащиеся проводят
анализ состояния погоды и делают вывод: какие происходили изменения атмосферных
явлений.
При изучении
темы «Внутреннее строение Земли» ребята знакомятся с рельефом и полезными
ископаемыми Саратовской области. Им можно раздать контурную карту Саратовской
области, на которую они нанесут рельеф и полезные ископаемые. Ребята должны
познакомиться с коллекцией горных пород области.
В теме
«Гидросфера» можно провести практическую работу, где учащиеся по плану с помощью
карты опишут одну из рек области.
При изучении
темы «Биосфера» учащиеся могут сделать презентации или сообщения о растительном
и животном мире Саратовской области.
Курс
географии материков и океанов в 7 классе, по сравнению с начальным курсом
физической географии, имеет ограниченные возможности в осуществлении
краеведческого подхода, но и при изучении этого курса возможен краеведческий
подход. Он состоит в том, что особенности природы изучаемой территории
сравниваются с соответствующими природными явлениями нашей местности. Такое
сравнение помогает лучше понять особенности природы других территорий.
Одной из задач курса «География
России» является изучение учащимися общих и региональных закономерностей
развития природы. Большое значение в осуществлении краеведческого подхода при
изучении природы России состоит в том, что он обеспечивает развитие
представлений о нашем крае как составной части всей страны. Необходимо
продолжить работу с контурной картой Саратовской области. При изучении
географического положения учащиеся определяют координаты области, ее
геополитическое положение
Систематически следует использовать краеведческий материал при изучении
особенностей природы и природных ресурсов.
Краеведческий
материал необходимо использовать и в курсе экономической географии. Объектами
экономического краеведения являются: население, отрасли промышленности и
сельского хозяйства, архитектура, культура. Например, изучая тему «Населения»
можно провести практическую работу, в которой рассматриваются вопросы
численности, естественного движения, миграции, плотности, национального
состава; высчитывается процентное соотношение с общими показателями страны.
Параллельно с
изучением каждой темы целесообразно включать материал о Саратовской области,
рассматривать её в сравнении с другими регионами нашей страны.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.