Инфоурок География Другие методич. материалыСтатья "Роль и значение краеведения на уроках географии".

Статья "Роль и значение краеведения на уроках географии".

Скачать материал

     РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

       Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

       В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное. Важную роль в развитии школьного краеведения сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения родного края.

        В последние годы значительно возросла роль краеведения в школе. Учебные программы требуют от учителя максимального привлечения краеведческого материала в процессе обучения – о природе, истории, экономике, культуре своего края, экологических проблемах, охране окружающей среды; проведения практических занятий на местности, активное привлечение учащихся к самостоятельной работе по изучению родного края. Школьное краеведение расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

       Изучение своего края можно проводить, как на уроках, так и на кружке. Но из-за того, что на кружок ходит незначительное количество учащихся и в основном это учащиеся 5-6 классов, то основные вопросы по родному краю надо рассматривать на уроках. Программа по географии в 5 классе ориентирована на получение широкого круга краеведческих сведений. Уже на первых уроках следует знакомить учащихся с методикой организации метеорологических и фенологических наблюдений. Можно организовать экскурсию в пределах школьного двора.    

       При изучении темы «План местности» учащиеся расширяют знания о способах ориентирования, составляют план местности, работают с топографическими картами своей местности. Для закрепления краеведческих знаний следует провести топографический диктант, в который включить конкретные физико-географические объекты территории Саратовской области.

        При изучении темы «Атмосфера», особенно таких сложных географических понятий, как «погода» и «климат», следует опираться на систематические наблюдения учащимися за атмосферными явлениями и за характерными признаками погоды и климата своей местности. Целесообразно вести «Дневник погоды», который учитель должен проверять регулярно. За определенный промежуток времени учащиеся проводят анализ состояния погоды и делают вывод: какие происходили изменения атмосферных явлений.

       При изучении темы «Внутреннее строение Земли» ребята знакомятся с рельефом и полезными ископаемыми Саратовской области. Им  можно раздать контурную карту Саратовской области, на которую они нанесут рельеф и полезные ископаемые.  Ребята должны познакомиться с коллекцией горных пород области.

        В теме «Гидросфера» можно провести практическую работу, где учащиеся по плану с помощью карты опишут одну из рек области.

       При изучении темы «Биосфера» учащиеся могут сделать презентации или сообщения о растительном и животном мире Саратовской области.

        Курс географии материков и океанов в 7 классе, по сравнению с начальным курсом физической географии, имеет ограниченные возможности в осуществлении краеведческого подхода, но и при изучении этого курса возможен краеведческий подход. Он состоит в том, что особенности природы изучаемой территории сравниваются с соответствующими природными явлениями нашей местности. Такое сравнение помогает лучше понять особенности природы других территорий.

        Одной из задач курса «География России» является изучение учащимися общих и региональных закономерностей развития природы. Большое значение в осуществлении краеведческого подхода при изучении природы России состоит в том, что он обеспечивает развитие представлений о нашем крае как составной части всей страны. Необходимо продолжить работу с контурной картой Саратовской области. При изучении географического положения учащиеся определяют координаты области, ее геополитическое положение

      Систематически следует использовать краеведческий материал при изучении особенностей природы и природных ресурсов.

     Краеведческий материал необходимо использовать и в курсе экономической географии. Объектами экономического краеведения являются: население, отрасли промышленности и сельского хозяйства, архитектура, культура. Например, изучая тему «Населения» можно провести практическую работу, в которой рассматриваются вопросы численности, естественного движения, миграции, плотности, национального состава; высчитывается процентное соотношение с общими показателями страны.

      Параллельно с изучением каждой темы целесообразно включать материал о Саратовской области, рассматривать её в сравнении с другими регионами нашей страны.

 

 

       

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Роль и значение краеведения на уроках географии"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное. Важную роль в развитии школьного краеведения сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения родного края. В последние годы значительно возросла роль краеведения в школе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 453 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2020 451
    • DOCX 15.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кочетова Елена Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кочетова Елена Валентиновна
    Кочетова Елена Валентиновна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71835
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 30 регионов

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 23 регионов

Мини-курс

Организация и планирование воспитательной работы в СПО

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе