Инфоурок Другое Другие методич. материалыСтатья "Развивающие технологии в логопедии"

Статья "Развивающие технологии в логопедии"

Скачать материал

Развивающие технологии в логопедии.

На сегодняшний день можно говорить о множестве развивающих технологий, которые успешно используются при коррек­ции речевых нарушений. Это такие, как:          СЛАЙД

·        Технология развития мелкой моторики;

·        Технология развития артикуляционной моторики;

·        Технология развития фонематического слуха;

·        Технология развития речевого дыхания и голоса;

·        Технология развития лексико – грамматических компонентов речи;

·        Технология развития связной речи.

Технологии развития мелкой моторики

  Все мы знаем, что формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики под­готавливает почву для последующего формирования речи. 

Активные приёмы:                        СЛАЙД

1.     Кинезитерапия От греч. kinesis — движение, therapia — лечение, это как движения пальцев, кистей рук, так и движения глаз, языка.

     2. Гидрогимнастика                 СЛАЙД

  Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резиново­го мячика, одну или двух бусинок, массажёров, малень­ких фигурок, палочек, карандашей и т. д.

3.     Су-джок терапия               СЛАЙД

 Воздействие на определённые точки на кистях и стопах. Это целая лечебная система создана природой, поэтому в целом считается безопасной.

4.      Японская методика пальцевого массажа                  СЛАЙД

  Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на опре­деленный орган:

·         массаж большого пальца повышает активность мозга;

·         массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

·         массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

·         массаж безымянного пальца стимулирует печень;

·         массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напря­жение.

5.      Игровые упражнения с предметами.

Технологии развития артикуляционной моторики        СЛАЙД

  Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции.

         1. Логопедический массаж

         2. Массаж ушных раковин (аурикулотерапия)

         3. Точечный массаж 

         4. Зондовый массаж

         5. Искусственная локальная гипо и гипертермии (ИЛГ)

Для проведения ИЛГ используются лед и теплая вода. Тепловое и холодовое воздействие применяется поочередно и избирательно. Существуют различные ва­рианты воздействия:

·         только гипотермия (холодовой массаж);

·         только гипертермия (тепловой массаж);

·         гипотермия, затем гипертермия;

·         поочередное использование тепловых и холодовых воздействий.

6.     Артикуляционная гимнастика

Технологии развития фонематического слуха

  На первом этапе выполняются упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, голосов и т.п.

  На втором этапе вводятся речевые звуки. Это такие упражнения:

·                   различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;

·                     отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;

·                     узнавание по беззвучной артикуляции гласных зву­ков;

·                     упражнение «Улавливай шепот»; 

·                     дифференциация слогов, слов, отличающихся количеством звуков;

·                     определение наличия звука в звуковом, слоговом ряду;

·                     определение места звука в ряду (в начале, в середи­не, в конце);

·                     определение последовательности звуков в ряду;

·                     определение количества слогов в названных словах;

·                     выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов;

·                     по сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов.

  На третьем этапе вводятся упражнения на формирование звукового анализа и син­теза, и можно рекомендовать следующие упражнения:

·                     анализ прямых и обратных слогов (например, ам, ом и т. д.);

·                     узнавание звука на фоне слова в начале, середине и конце слова;

·                     упражнение «Скажи наоборот»; 

·                     упражнение «Впиши букву»;

·                     преобразование слов путем наращивания звуков и букв, перестановки звуков: в начале слова: рот — крот, в кон­це слова: шар — шарф, цепочка слов: жи — ежи — ужи — лужи — ложи — ножи — моржи; перестанов­ка звуков: кочка — дочка;

·                     составление графических схем:       СЛАЙД

http://doc4web.ru/uploads/files/14/13774/hello_html_m17854903.png

·                     разгадывание ребусов.

Технология развития речевого дыхания и голоса       СЛАЙД

  Важнейшие условия правильной речи — это плав­ный длительный выдох, четкая и ненапряженная арти­куляция. Так как дыхание, голосообразование и артикуля­ция — это единые взаимообусловленные процессы, тре­нировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточне­ние артикуляции проводятся одновременно. Цель: научить правильно полноценно дышать.

Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи

Это прежде всего:  

  Расширение объема словаря.

  Формирование структуры значения слова.

  Развитие лексической стороны.

  Развитие словообразования.

  Уточнение грамматического значения слова.

1. Синквейн       СЛАЙД

  Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, яв­ляется работа над созданием нерифмованного стихотво­рения, синквейна. 

Правила составления синквейна:

1)первая строка — одно слово, обычно существитель­ное, отражающее главную идею;

2)вторая строка — два слова, прилагательные, описы­вающие основную мысль;

3)третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4)четвертая строка — фраза из нескольких слов, по­казывающая отношение к теме;

5)пятая строка— слова, связанные с первым, отража­ющие сущность темы.

Примеры синквейна:

                 Дождь

  • Грибной, летний.
  • Льет, капает, стучит.
  • Я люблю гулять под дождем.
  • Лужи, тучи, вода.

2. Лимерики      СЛАЙД

Лимерик — абсурдное стихотворение:

  • стихотворение состоящее из слов и фраз, единствен­но используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы;

В лимерике пять строчек, строится по схеме ААВВА, причем первая рифмуется со второй и пятой, а тре­тья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: пер­вая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец после­дней строчки повторяет конец первой.

Примеры лимерика:

В соседнем дворе живет собака Дружок.

Однажды Дружок под дождем промок.

Дети построили Дружку домишко.

Дружок в непогоду виляет хвостишком.

В соседнем дворе живет собака Дружок.

3. Инсценирование

4. Инверсия, или сделать наоборот

Изменить свойство, действие, принцип, закон на противоположный. Пример:

— Золушка злая, а сестры добрые.

 — Горячий огонь стал холодным, так как его нари­совали на льду.

5. Методы креативного речевого развития     

Креативное речевое моделирование                 СЛАЙД

Предлагаются несложные задания, элемен­ты которых ребенку уже знакомы,

Например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображениями предме­тов, явлений:

  • лопата, сковородка;
  • стол, шкаф;
  • вилка, ножницы;
  • книга, театр и т. д.

Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание.

Например, возможны такие ответы при анализе при­знаков в паре «лопата, сковородка»:

Лопата и сковородка сделаны из железа.

И лопатой, и сковородкой можно защищаться.

На лопате и на сковородке можно что-нибудь пере­нести.

Лопата и сковородка сделаны руками человека.

 Метод «Хорошо — плохо»                               СЛАЙД

Этот метод развивает умение видеть во всем хоро­шие и плохие (полезные и вредные) стороны. Рассмот­рим какой-нибудь предмет или явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хо­рошо и чем плохо.

Например. Лексико-грамматическое занятие по теме «Весна»: идет дождь...

Хорошо

растения будут лучше расти...

по лужам можно пускать кораблики...

всю пыль прибьет к земле...

дома и улицы будут чистые...

Плохо

нельзя гулять по улице...

можно промокнуть и заболеть...

вода в реке может выйти из берегов...

Найдите хорошие и плохие стороны в следующих предметах и явлениях: падает снег, есть велосипед, со­бака в доме, дети дерутся, слышна музыка, жаркое лето.

Метод можно использовать для соревнования двух детских команд. Одна команда говорит о хорошем, дру­гая — о плохом, по очереди. Та из команд, которая боль­ше не может ничего сказать, проиграла.

Технологии развития связной речи

  Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся пра­вильно отражать их в речи. Последовательность занятий по обучению связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначился такой порядок работы (Т.А. Ткаченко):

1.Воспроизведение рассказа, составленного по демон­стрируемому действию.

2.Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

3.Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

4.Составление рассказа по серии сюжетных картин.

5.Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.

6.Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Одним из таких эффективных методов развития ребен­ка является использование интеллектуальных карт.

Интеллект-карты       СЛАЙДЫ

Интеллект-карты — это уникальный и простой ме­тод запоминания информации. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благо­даря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целост­ного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при пост­роении карт зрительных образов обеспечивается созда­ние глубокого впечатления, что существенно увеличи­вает запоминаемость материала и способность к вос­произведению.

При построении карт идеи становятся более четки­ми и понятными, хорошо усваиваются связи между иде­ями; метод позволяет, как бы взглянуть на изучаемый материал по-другому, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения са­мых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организо­ванным, четким, логичным.

Составление карты памяти предполагает использо­вание различных графических средств (рисунков, сим­волов, стрелочек, шрифтов).

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширять и модернизировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, назва­ние новой темы). Используя разноцветные ручки, выво­дятся из «главной идеи» линии (ветви), каждая из ко­торых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наибо­лее полно соответствовало теме данной ветви. На круп­ных ветвях помещаются более мелкие, соответствую­щие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

Можно детализировать карту настолько, насколь­ко это нужно для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему «дереву» карты (именно в этом и заключается движе­ние от общего к деталям: в центре находится общее — тема (ее сразу видно), а во все стороны от этой ключе­вой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности). Ключевые слова пишутся крупно и разборчиво. Размер шрифта под­бирается в соответствии с важностью данного ключе­вого слова. Интеллектуальные карты дополняются различными рисунками и собствен­ными символами. Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.

Применение метода интеллектуальных карт особен­но эффективно в процессе обучения. Педа­гог сам будет составлять интеллектуальные карты по теме занятия, но, тем не менее, ребенок по ней будет запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, т. е. он будет мыслить, на основании есте­ственных законов мышления. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, прово­дить целенаправленную работу по формированию сло­варя и связной речи.

В процессе работы с применением интеллектуаль­ных карт дети учатся не только пользоваться опреде­ленными словами и словосочетаниями, но и приобрета­ют средства, позволяющие самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей с применением интеллектуальных карт опи­рается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления ок­ружающей жизни и явления языка разного уровня.

Формирование связной речи с применением интел­лектуальных карт у детей объединяет все три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помога­ющие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженного в каждой ветви дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно.

Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, раз­бить ее на конкретные образные единицы, с последую­щей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе челове­ческого мозга. Последовательность занятий по развитию связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания (теория «Поэтапного формирова­ния умственных действий», разработанная советским психологом П.Я. Гальпериным). В результате обозна­чился такой порядок работы с применением интеллек­туальных карт:

1.Выделение основных ключевых понятий по теме.

2.Называние картинок, изображенных на карте.

3.Составление предложений по каждой ветке дерева.

4.Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Наглядность при данном виде работы представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемых детьми на кар­те. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нуж­но ясно представлять себе объект рассказа (предмет, со­бытие), уметь анализировать, отбирать основные для дан­ной ситуации общения свойства и качества, устанавли­вать причинно-следственные, временные и другие отно­шения между предметами и явлениями. План расска­зывания обеспечивается порядком картинок, последо­вательно выстроенных на каждой ветке дерева. Наличие модели высказывания обеспечивает успешность состав­ления связного высказывания, а также создаются пред­посылки и возможность работы над творческим расска­зыванием. Поэтому наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, сделанный педагогом, обес­печивают составление рассказа детьми.

Например, составление интеллектуальной карты по рассказу: «Летний день в лесу».

Таким образом, применение карт памяти в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствует речевому развитию ребенка. Методика дей­ствительно оказывается очень эффективной для детей с нарушениями речи, так как на всех этапах работы пре­дусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря грамматического строя и планирующей функции речи. В результате при­менения интеллектуальных карт ребенок развивается, он не только учится усваивать информацию, но и опе­ративно с ней работать.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Развивающие технологии в логопедии""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 848 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.08.2020 188
    • DOCX 38.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Вера Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Степанова Вера Валерьевна
    Степанова Вера Валерьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86661
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе