Развивающие
технологии в логопедии.
На
сегодняшний день можно говорить о множестве развивающих технологий, которые
успешно используются при коррекции речевых нарушений. Это такие, как:
СЛАЙД
·
Технология развития мелкой моторики;
·
Технология развития артикуляционной моторики;
·
Технология развития фонематического слуха;
·
Технология развития речевого дыхания и голоса;
·
Технология развития лексико – грамматических компонентов речи;
·
Технология развития связной речи.
Технологии
развития мелкой моторики
Все мы знаем, что формирование
словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают
достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает
почву для последующего формирования речи.
Активные приёмы:
СЛАЙД
1. Кинезитерапия От греч. kinesis —
движение, therapia — лечение, это как движения пальцев, кистей
рук, так и движения глаз, языка.
2. Гидрогимнастика СЛАЙД
Прокатывание,
перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например,
резинового мячика, одну или двух бусинок, массажёров, маленьких фигурок,
палочек, карандашей и т. д.
3.
Су-джок терапия СЛАЙД
Воздействие на
определённые точки на кистях и стопах. Это целая лечебная система создана природой,
поэтому в целом считается безопасной.
4.
Японская методика пальцевого массажа СЛАЙД
Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца
положительно влияет на определенный орган:
·
массаж большого пальца повышает
активность мозга;
·
массаж указательного пальца стимулирует
желудок и поджелудочную железу;
·
массаж среднего пальца улучшает работу
кишечника;
·
массаж безымянного пальца стимулирует
печень;
·
массаж мизинца способствует улучшению
сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
5. Игровые
упражнения с предметами.
Технологии развития артикуляционной моторики СЛАЙД
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей
подвижности органов артикуляции.
1. Логопедический массаж
2. Массаж ушных
раковин (аурикулотерапия)
3. Точечный массаж
4. Зондовый массаж
5. Искусственная локальная гипо и гипертермии (ИЛГ)
Для проведения ИЛГ
используются лед и теплая вода. Тепловое и холодовое воздействие применяется
поочередно и избирательно. Существуют различные варианты воздействия:
·
только гипотермия (холодовой массаж);
·
только гипертермия (тепловой массаж);
·
гипотермия, затем гипертермия;
·
поочередное использование тепловых и холодовых воздействий.
6. Артикуляционная
гимнастика
Технологии
развития фонематического слуха
На первом этапе выполняются упражнения на различение звуков окружающих шумов,
звучание музыкальных инструментов, голосов и т.п.
На втором этапе вводятся речевые звуки. Это такие упражнения:
·
различение и отхлопывание ритмического
рисунка слова;
·
отхлопывание ритмического рисунка
чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением
руки;
·
узнавание по беззвучной артикуляции
гласных звуков;
·
упражнение «Улавливай шепот»;
·
дифференциация слогов, слов, отличающихся
количеством звуков;
·
определение наличия звука в звуковом,
слоговом ряду;
·
определение места звука в ряду (в начале,
в середине, в конце);
·
определение последовательности звуков в
ряду;
·
определение количества слогов в названных
словах;
·
выделить из предложений слова, состоящие
из двух или трех слогов;
·
по сюжетной картинке назвать слова из
одного, двух, трех слогов.
На третьем этапе вводятся упражнения на формирование звукового анализа и синтеза,
и можно рекомендовать следующие упражнения:
·
анализ прямых и обратных слогов (например, ам,
ом и т. д.);
·
узнавание звука на фоне слова в начале, середине
и конце слова;
·
упражнение «Скажи
наоборот»;
·
упражнение «Впиши букву»;
·
преобразование слов путем наращивания
звуков и букв, перестановки звуков: в начале слова: рот — крот, в
конце слова: шар — шарф, цепочка слов: жи — ежи — ужи — лужи —
ложи — ножи — моржи; перестановка звуков: кочка — дочка;
·
составление графических схем: СЛАЙД
·
разгадывание ребусов.
Технология развития речевого дыхания и голоса СЛАЙД
Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная
артикуляция. Так как дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые
взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и
уточнение артикуляции проводятся одновременно. Цель: научить правильно
полноценно дышать.
Технологии
развития лексико-грамматических компонентов речи
Это прежде всего:
Расширение объема словаря.
Формирование структуры значения слова.
Развитие лексической стороны.
Развитие словообразования.
Уточнение грамматического значения слова.
1.
Синквейн СЛАЙД
Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро
получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения,
синквейна.
Правила
составления синквейна:
1)первая
строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2)вторая
строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3)третья
строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4)четвертая
строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5)пятая
строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Примеры
синквейна:
Дождь
- Грибной,
летний.
- Льет,
капает, стучит.
- Я
люблю гулять под дождем.
- Лужи,
тучи, вода.
2.
Лимерики СЛАЙД
Лимерик —
абсурдное стихотворение:
- стихотворение
состоящее из слов и фраз, единственно используемых для сохранения размера
стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы;
В
лимерике пять строчек, строится по схеме ААВВА, причем первая рифмуется со
второй и пятой, а третья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: первая
строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним
произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец последней
строчки повторяет конец первой.
Примеры
лимерика:
В
соседнем дворе живет собака Дружок.
Однажды
Дружок под дождем промок.
Дети
построили Дружку домишко.
Дружок
в непогоду виляет хвостишком.
В
соседнем дворе живет собака Дружок.
3. Инсценирование
4.
Инверсия, или сделать наоборот
Изменить
свойство, действие, принцип, закон на противоположный. Пример:
— Золушка
злая, а сестры добрые.
— Горячий огонь стал холодным,
так как его нарисовали на льду.
5.
Методы креативного речевого развития
Креативное
речевое моделирование СЛАЙД
Предлагаются
несложные задания, элементы которых ребенку уже знакомы,
Например,
найди общее: ребенку предлагается два предмета
или две картинки с изображениями предметов, явлений:
- лопата,
сковородка;
- стол,
шкаф;
- вилка,
ножницы;
- книга,
театр и т. д.
Нужно
найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем
продуктивнее выполнено задание.
Например,
возможны такие ответы при анализе признаков в паре «лопата, сковородка»:
Лопата
и сковородка сделаны из железа.
И
лопатой, и сковородкой можно защищаться.
На
лопате и на сковородке можно что-нибудь перенести.
Лопата
и сковородка сделаны руками человека.
Метод
«Хорошо — плохо» СЛАЙД
Этот
метод развивает умение видеть во всем хорошие и плохие (полезные и вредные)
стороны. Рассмотрим какой-нибудь предмет или явление и постараемся дать как
можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо.
Например. Лексико-грамматическое
занятие по теме «Весна»: идет дождь...
Хорошо
растения
будут лучше расти...
по
лужам можно пускать кораблики...
всю
пыль прибьет к земле...
дома
и улицы будут чистые...
Плохо
нельзя
гулять по улице...
можно
промокнуть и заболеть...
вода
в реке может выйти из берегов...
Найдите
хорошие и плохие стороны в следующих предметах и явлениях: падает снег, есть
велосипед, собака в доме, дети дерутся, слышна музыка, жаркое лето.
Метод
можно использовать для соревнования двух детских команд. Одна команда говорит о
хорошем, другая — о плохом, по очереди. Та из команд, которая больше не может
ничего сказать, проиграла.
Технологии
развития связной речи
Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в
предложении и учатся правильно отражать их в речи. Последовательность занятий
по обучению связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с
постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В
результате обозначился такой порядок работы (Т.А. Ткаченко):
1.Воспроизведение
рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
2.Составление
рассказа по следам демонстрируемого действия.
3.Пересказ
рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
4.Составление
рассказа по серии сюжетных картин.
5.Пересказ
рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.
6.Составление
рассказа по одной сюжетной картине.
Одним
из таких эффективных методов развития ребенка является использование
интеллектуальных карт.
Интеллект-карты СЛАЙДЫ
Интеллект-карты
— это уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным
свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих
полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее
эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так
и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных
образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает
запоминаемость материала и способность к воспроизведению.
При
построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются
связи между идеями; метод позволяет, как бы взглянуть на изучаемый материал
по-другому, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое.
Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать
их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики
позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.
Составление
карты памяти предполагает использование различных графических средств
(рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Лист
предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под
рисунок, что позволит расширять и модернизировать его. В центре страницы
пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя
разноцветные ручки, выводятся из «главной идеи» линии (ветви), каждая из которых
выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь
подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное
ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной
ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие
рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются
наиболее подходящие ключевые слова.
Можно
детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания темы. Для
этого нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему «дереву» карты (именно
в этом и заключается движение от общего к деталям: в центре находится общее —
тема (ее сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более
мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности). Ключевые слова пишутся
крупно и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью
данного ключевого слова. Интеллектуальные карты дополняются различными
рисунками и собственными символами. Различными стрелочками показываются связи
между различными идеями.
Применение
метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения. Педагог
сам будет составлять интеллектуальные карты по теме занятия, но, тем не менее,
ребенок по ней будет запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, т.
е. он будет мыслить, на основании естественных законов мышления. Метод
интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить
целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.
В
процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только
пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают
средства, позволяющие самостоятельно развивать речь в процессе общения и
обучения. Развитие связной речи детей с применением интеллектуальных карт опирается
на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и
обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня.
Формирование
связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три
фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие
воспроизведению словаря, план высказывания, отраженного в каждой ветви дерева
карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно.
Интеллектуальные
карты помогают структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить,
разбить ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в
целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе
человеческого мозга. Последовательность занятий по развитию связной речи
построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности
и «свертыванием» плана высказывания (теория «Поэтапного формирования
умственных действий», разработанная советским психологом П.Я. Гальпериным). В
результате обозначился такой порядок работы с применением интеллектуальных
карт:
1.Выделение
основных ключевых понятий по теме.
2.Называние
картинок, изображенных на карте.
3.Составление
предложений по каждой ветке дерева.
4.Воспроизведение
рассказа по интеллектуальной карте.
Наглядность
при данном виде работы представлена максимально: в виде предметов, объектов,
рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемых детьми на карте. Чтобы хорошо,
связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа
(предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные для данной
ситуации общения свойства и качества, устанавливать причинно-следственные,
временные и другие отношения между предметами и явлениями. План рассказывания
обеспечивается порядком картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева.
Наличие модели высказывания обеспечивает успешность составления связного
высказывания, а также создаются предпосылки и возможность работы над
творческим рассказыванием. Поэтому наглядность и план высказывания, а также
образец рассказа, сделанный педагогом, обеспечивают составление рассказа
детьми.
Например, составление
интеллектуальной карты по рассказу: «Летний день в лесу».
Таким
образом, применение карт памяти в процессе обучения на лексико-грамматических
занятиях в целом способствует речевому развитию ребенка. Методика действительно
оказывается очень эффективной для детей с нарушениями речи, так как на всех
этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что
способствует развитию словаря грамматического строя и планирующей функции речи.
В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается, он не
только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.