Главная / Начальные классы / Статья. Развитие интеллекта через развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего школьного возраста

Статья. Развитие интеллекта через развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего школьного возраста

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

«Развитие интеллекта через развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего школьного возраста »


Говоря об актуальности проблемы развития мелкой моторики у детей, достаточно обратиться к статическим данным: за последние 20 лет число детей с нарушениями речи выросло в 6 раз. «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребёнок пришёл в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. Работая в начальной школе, я заметила, что большинство детей – логопатов имеют слабо развитую мелкую моторику. Результаты наблюдения за детьми младшего школьного возраста, диагностические задания (шнуровки, штриховки и т.д.) подтвердили это утверждение.

Нарушения речи у детей младшего школьного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Учёными установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.

Рассматривая проблему в физиологическом плане, обратимся к трудам русского физиолога Ивана Сеченова. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Отечественные психологи: Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская, показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребёнка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей дошкольного возраста с давних времён придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению.

Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, И. Светлова и др.), авторские дидактические игры с предметами Л. Павловой. Известный исследователь детской речи, советский педагог М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Особенности общей и мелкой моторики у детей

В младшем школьном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застёгивание и расстёгивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.

Неловкость движений младших школьников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей. Так, их рисунки выполнены нетвёрдыми, кривыми линиями, отдалённо передающими контур предмета.

Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят своё отражение и в их речевой деятельности.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Нарушения мелкой моторики может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учёбе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в младшем школьном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Изучение теоретического материала даёт возможность мне сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.





Источники:

http://0after.avinar.org/avto/books-3264

http://www.elbooka.com/kniga/kniga-detskaja/48994-gg-galkina-ti-dubinina-palcy-pomogayut-govorit.html

http://pedlib.ru/Books/1/0269



Статья. Развитие интеллекта через развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего школьного возраста

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Нарушения речи у детей младшего школьного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Учёными установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.

Нарушения мелкой моторики может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учёбе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в младшем школьном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Изучение теоретического материала даёт возможность мне сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Автор Ефимова Вера Николаевна
Дата добавления 14.06.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 93
Номер материала MA-071437
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓