«Развитие
интеллекта через развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у
детей младшего школьного возраста »
Говоря об актуальности проблемы развития мелкой моторики у детей,
достаточно обратиться к статическим данным: за последние 20 лет число детей с
нарушениями речи выросло в 6 раз. «Слово есть первый признак сознательной,
разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идёт
всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь
ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь, что «в
школе научат», позаботьтесь, чтобы ребёнок пришёл в школу с уже хорошо развитой
речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. Работая в
начальной школе, я заметила, что большинство детей – логопатов имеют слабо
развитую мелкую моторику. Результаты наблюдения за детьми младшего школьного
возраста, диагностические задания (шнуровки, штриховки и т.д.) подтвердили это
утверждение.
Нарушения речи у детей младшего школьного возраста встречаются очень
часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Учёными
установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на
функционирование речевых зон головного мозга. Изучение проблемы развития мелкой
моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом,
педагогическом.
Рассматривая проблему в физиологическом плане, обратимся к трудам
русского физиолога Ивана Сеченова. Он писал, что движения руки человека
наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения
как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями,
осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей
средой.
Отечественные психологи: Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова,
М.Ю. Кистяковская, показали, что овладение относительно тонкими действиями рук
приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического
чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это
стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук
формируются у ребёнка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни.
Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения
захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический
человеческий орган.
Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей дошкольного
возраста с давних времён придавалось большое значение в народной педагогике,
т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и
детей с малых лет подготавливали к их выполнению.
Эта традиция в силу своей эффективности
продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются
многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, И. Светлова и
др.), авторские дидактические игры с предметами Л. Павловой. Известный
исследователь детской речи, советский педагог М.М. Кольцова пишет: «Движение
пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно
связанными с речевой функцией».
Первой
формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль
руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно
таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев
рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование
речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений
пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган
речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки
есть ещё одна речевая зона мозга».
На
основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие
движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в
пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и
речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже
выше нормы.
Речь
совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от
пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная
речь.
Особенности общей и
мелкой моторики у детей
В младшем школьном возрасте многие дети, с которыми специально не
проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно
правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застёгивание
и расстёгивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.
Неловкость движений младших школьников обнаруживается в ходьбе,
беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже,
шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко
предметы непроизвольно выпадают из их рук.
Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности
у детей. Так, их рисунки выполнены нетвёрдыми, кривыми линиями, отдалённо
передающими контур предмета.
Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию
движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной
деятельности детей, находят своё отражение и в их речевой деятельности.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышлением ребёнка.
Уровень развития мелкой моторики один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него
достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что
первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыка письма.
Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также
хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Нарушения мелкой моторики может создать трудности в овладении
письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учёбе, к
осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.
Поэтому в младшем школьном возрасте важно развивать механизмы,
необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком
двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.
Работа
по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребёнка в
школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на
развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу
две задачи: развитие речи и навыков письма. Изучение теоретического материала
даёт возможность мне сделать вывод: если развитие движений пальцев
соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Источники:
http://0after.avinar.org/avto/books-3264
http://www.elbooka.com/kniga/kniga-detskaja/48994-gg-galkina-ti-dubinina-palcy-pomogayut-govorit.html
http://pedlib.ru/Books/1/0269
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.