Работа с
одаренными детьми
(из опыта
работы)
Суслова
Ольга Евгеньевна
Учитель
физики и математики
МБОУ
«Гимназия №4» города Курска
e-mail: olga1976_tambow@mail.ru
"Нет
детей одаренных и неодаренных,
талантливых
и обычных.
Одарены,
талантливы все без
исключения дети»
В.А. Сухомлинский
Одним из направлений
национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая
школа» является поддержка талантливых и одаренных детей.
Что такое «одаренность»? В жизни одаренность является синоним
талантливости. В психологии под термином «одаренность» понимают системное
качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и
выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к
ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная
личность, зависит от многих обстоятельств. Американский исследователь Дж.
Рензулли считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных
способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Он
предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие
показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор
заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.
Детей, которые обладают потенциальными возможностями,
в нашем общеобразовательном учреждении достаточно много. Задача учителя - разглядеть и раскрыть
одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести
обучающегося к достижению высоких результатов. Работа с одаренными детьми должна вестись
систематически. Система
моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей
на уроках;
-развитие способностей во
внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа).
Для начала
одаренных детей необходимо выявить. Такие ребята очень любознательны, умеют
размышлять, способны анализировать информация, глубоко «проникать» в суть
вопроса и очень настойчивы в поиске ответа.
После
того как такие дети определены, учитель должен научить их думать, приложить
усилия для развития их способностей. Важную роль здесь играет привитие интереса
обучающимся к предмету. В целях поддержки интереса к физике и развития
природных задатков обучающихся я использую творческие задания, занимательные
опыты, проблемные вопросы, задачи. Регулярно на уроках ребята выступают с
презентациями о применении физических знаний в различных областях науки и
техники. С целью организации межпредметной связи провожу интегрированные уроки:
физика и ОБЖ, физика и история, физика и география, физика и математика, физика
и химия. Особое место среди всех
видов и форм деятельности обучающихся, способствующих активизации
познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала ребят
занимает участие их в олимпиадах различных уровней. Подготовка к олимпиадам проводится в течение
всего учебного года. Работу с талантливыми детьми я провожу после
уроков: решаем нестандартные задачи, проводим эксперименты, создаем
исследовательские работы, проекты. Мною разработана и успешно реализуется
программа дополнительного образования «Методы решения задач повышенной
сложности по физике».
В результате проводимой работы обучающиеся нашей гимназии
ежегодно являются победителями и призерами олимпиад, конкурсов
научно-исследовательских проектов муниципального, регионального и
всероссийского уровней. Вот некоторые из них: муниципальный и региональный
этапы всероссийской олимпиады школьников по физике; олимпиада школьников
«Наследники Левши» по физике; интернет-олимпиада школьников по физике; заочная
дистанционная олимпиада школьников по физике и естествознанию; турнир им. М.В.
Ломоносова; областной конкурс научных работ «Формирование молодежной
научно-интеллектуальной элиты России»; всероссийский конкурс
научно-исследовательских работ им. Д.И.Менделеева; всероссийский фестиваль
творческих открытий и инициатив «Леонардо»; межрегиональная
олимпиада по физике «Будущее инновационной России» Центрально-Черноземного
экономического района; Многопрофильная олимпиада КГУ.
Список использованной литературы:
1.
Адаскина
А.Н., Битянова М.Р., Дружинин В.Н., Попова Л.В., Ушаков Д.В., Чурбанова С.М. Психология
одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова – М.: Институт
психологии РАН, 1999;
2.
Федотова
Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми - Вестник НГУ. Серия: Педагогика. Новосиб.
Гос. ун-т.,2008. — Т. 9, вып. 1. , С. 53 — 56.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.