Инфоурок Литература Другие методич. материалыСтатья "Пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время в условиях ФГОС"

Статья "Пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время в условиях ФГОС"

Скачать материал

Пути формирования универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время в условиях ФГОС

Колледж сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать студенту как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить его способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании — это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Какими могут быть пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на занятиях и во внеурочное время? На уроках применяю технологию проблемного обучения. В процессе этого реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что студент получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Поэтому «точка удивления» или проблемная ситуация для меня являются отправными моментами в дальнейшей организации урока, подборе форм и видов учебной деятельности студентов. Вот почему в начале изучения творчества писателя или отдельного произведения стараюсь найти что-то интересное в тексте, на что студенты, может быть, и не обратили бы внимания. Практикую работу в творческих группах, выполняющих задания поискового, творческого, исследовательского характера. Такая работа направлена на формирование УУД. Считаю, что для успешного читательского развития непременным условием должно быть «опережение» заданий и прочтение текстов. Сегодня это сделать особенно трудно. Все знаем, что от предложенного студентам (даже заранее) перечня заданий, вопросов, статей, книг, они не заинтересуются предметом. Причина в том, что нужна работа «по преображению своего сознания». Нужны такие тексты, виды заданий, при выполнении которых оказывается в ситуации «открытия, удивления, сопереживания». Приведу несколько примеров таких заданий: «В «Песне о вещем Олеге» есть перекличка с современностью? Всегда ли авторы осуждают войну? Какое оно — «Тридесятое царство»? Совпадает ли выбор героя с нравственной позицией автора произведения и твоей?» Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и приём «Знаю — хочу узнать — узнал — научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой информации; «Научился» — осознание результативности деятельности. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания. Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные — неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя приём «Верные — неверные утверждения», можно предложить несколько утверждений по ещё не изученной теме, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда обучающимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. В формировании УУД очень продуктивны такие уроки, как «Защита проекта».Эти уроки требуют длительной подготовки. Проектная деятельность способствует формированию социально активной творческой личности, повышению мотивации к получению знаний, возможности видеть продукт собственного труда. Студенты с удовольствием занимаются выпуском газеты, реализуют свои индивидуальные способности. У нас есть и журналисты, и фотографы, и художники, и корректоры, и главный редактор. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приёмы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». «Составление кластера» — особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово, от него расходятся стрелки-лучи, показывающие смысловые поля того или иного понятия. Для формирования УУД можно отнести такие задания, как  работа по составлению плана текста и плана своих действий, сопоставительный анализ своего «Я» с героями литературных произведений, пересказ текста от лица литературного героя, нравственно-этическое оценивание действий персонажа, прослеживание судьбы, позиции героя и обретение новых жизненных смыслов, сопоставление взглядов автора, критика на произведение, поступки героя,      умение устанавливать причинно-следственную связь героев, их поступков, а также развития сюжета, конфликта и его разрешения, выявление эстетических ценностей через анализ поэтических текстов, переживание сопричастности истории, жизни своей Родины, подвигу народа. На уроках русского языка формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Это  владение всеми видами речевой деятельности, умение вести диалоги со сверстниками и взрослыми, восприятие устной и письменной речи, умение грамотно излагать свою точку зрения,  соблюдение норм устной и письменной речи, правил речевого этикета. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется через изучение всех тем раздела «Речь», через анализ текстов разных жанров, стилей и типов речи; через проведение деловых игр, языковых праздников; через моделирование текстов разных стилей и жанров. Познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка формируются через такие виды работ, в которых студентам приходится формулировать проблему; приводить аргументы, строить цепь доказательств; осуществлять библиографический поиск, извлекать и систематизировать необходимую информацию из различных источников. Познавательные универсальные учебные действия формируются и через задания, связанные с компрессией текста. Без навыков сжатия информации невозможно написать сжатое изложение, трудно подготовить пересказ учебной статьи, сообщение, написать сочинение, наконец, выделить в тексте абзацы, микротемы, занести теоретический материал в таблицу, схему. Формирование личностных универсальных учебных действий, таких, как смыслообразование, самоопределение, регулятивных действий осуществляю как куратор  и как учитель-предметник через систему кураторских часов, организацию экскурсий, анкетирование, участие в групповых  делах. Систематически на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание обучающимися литературных произведений (стихотворений, сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает студенту и преподавателю  оценить качество образования, развивать рефлективные способности обучающихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование. Рефлексия — одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, письмо по кругу, синквейн. Так при подготовке к написанию сочинения — рассуждения на нравственно-этическую тему (о толерантности) студенты  составляли синквейны.

Подводя итог, хочется отметить, что, какие бы требования жизнь сегодня не предъявляла колледжу, успешность работы преподавателя  во все времена зависела от самого преподавателя, от его увлечённости, заинтересованности и профессионализма.  

Литература

1.Федеральный государственный стандарт: Личностные универсальные учебные действия. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://standart.edu.ru/

 2 Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г. Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова — М., 2010.

3.Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина.- СПб.:КАРО, 2014. -176с. 
4.Окунева Н. Ф. Пути формирования универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время в условиях ФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 113-116.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время в условиях ФГОС""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Колледж сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать студенту как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить его способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 674 200 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.02.2020 119
    • DOCX 21.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бунька Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бунька Ирина Сергеевна
    Бунька Ирина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67718
    • Всего материалов: 205

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 168 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 153 человека из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 223 человека

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе