Колледж университета «Туран» г. Алматы
преподаватель русского языка и литературы
Мейер Ирина Александровна
(обмен педагогическим опытом)
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ
ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В системе образования учебный предмет «Русский
язык и литература» занимает особое место. Как средство познания
действительности русский язык и литература обеспечивают развитие
интеллектуальных и творческих способностей подростка, развивают его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения
и усвоения различных знаний, русский язык и литература неразрывно связаны с
разными предметами и влияют на качество их усвоения, а в перспективе
способствуют овладению будущей профессией.
Мир вокруг нас постоянно меняется, каждый день бросая новый вызов нашим знаниям
и умениям. Сегодня на первый план выходит самообразование, новые способы
извлечения, анализа и переработки информации, новые навыки и технологии.
Современные информационные технологии позволяют мне в своей педагогической
деятельности внедрять адаптивную систему обучения, формирующую личностные
функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью,
критичностью, креативностью.
Актуальность внедрения инновационных
образовательных технологий
обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью
формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной
деятельности личности.
Основанием для выбора технологий обучения
является, прежде всего, уровень самостоятельности обучающихся в учебной
деятельности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень
репродуктивности и их творчества. В этом направлении успешными будут
технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности обучающихся.
Поскольку необходимо сформировать у них полный цикл познавательного акта
деятельности, то основным принципом формирования будет подбор технологий,
направленных на обучение:
·
видению проблемы,
пониманию связей и отношений, способам формирования мотивации, постановке
познавательной задачи как цели и результата, формированию личностного смысла
деятельности, связанного с осознанием личной значимости процесса познания и
результата;
·
технологиям, обучающим
планированию, проектированию, моделированию;
·
технологиям, обучающим
составлению учебных задач, выдвижению и разработке гипотезы, управлению
решением задач, мыслительному прослеживанию гипотетического метода решения обучающимися,
формированию способов решения нормативно-стандартных и эвристических задач, а
также сочетанию эвристических и логических процедур в решении задачи;
·
технологиям решения задач
в конкретных условиях, проверки правильности и эффективности решения,
оценивания результата и внесения необходимых коррективов.
Использование технологии проектного обучения
Мотивация и познавательная активность обучающихся
растет при проведении занятий по русскому языку и литературе с применением
современных педагогических технологий. Особое внимание уделяю
проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность
обучающихся заключатся в выполнении долговременных, трудоемких, среднесрочных
или кратковременных творческих заданий, требующих от обучающихся
самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных
технологий создает самые благоприятные условия для организации такой
деятельности. В процессе работы над проектом усваиваются не только способы
деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и
освоения информации.
С точки зрения обучающегося учебный проект –
это возможность максимального раскрытия своего потенциала. Это работа,
направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности
носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и
значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения преподавателя –
это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания,
которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования у
обучающихся.
Одним из путей повышения мотивации,
эффективности учебной деятельности является участие обучающихся в сетевых
проектах.
Мой опыт проведения сетевых учебных проектов
убеждает в том, что проектная деятельность является эффективной формой учебной
деятельности. Учебный сетевой или телекоммуникационный проект – это прежде
всего совместная учебно – познавательная, исследовательская, творческая или
игровая деятельность обучающихся – партнеров, организованная на основе
компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель – исследование какой – либо
проблемы, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение общего результата деятельности. Особенность сетевых проектов
заключается в том, что они по самой своей сути всегда межпредметные, так как
требуют привлечения интегрированного знания.
Здесь каждый обучающийся сможет
·
продемонстрировать свои
творческие достижения по предмету всему виртуальному миру;
·
блеснуть собственными
знаниями в компании единомышленников и ценителей языка;
·
открыть для себя секреты
русского языка, выполняя конкретные задания;
·
найти новых друзей для
будущих совместных проектов.
Использование информационно-коммуникативных технологий
Цели использования
ИКТ, которые я поставила при обучении русскому языку и литературе:
1. Развивать у
обучающихся информационно-коммуникативные общеучебные умения и навыки,
формировать у них познавательные компетентности.
2. Способствовать
эффективному нахождению, переработке, использованию и передаче информации.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации,
открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и
дифференциации, но и позволяют обучающимся быть более активными и равноправными
его членами.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне
реализовать идею развивающего обучения, повысить темп занятий, сократить потери
рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как на
уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать занятие более ярким и
увлекательным.
Очень часто в свои уроки я вставляю видеоролики из электронных учебников,
музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество
которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по
творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других поэтов.
Не секрет, что в наше время обучающиеся не очень любят читать. Как же
познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь
диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени
посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать
и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного
произведения даже слабоуспевающих обучающихся, а ещё заинтересовать им ребят,
предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои обучающиеся в полном объеме
просмотрели дома фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» и новую версию этого
фильма. Позже на уроке их обсуждение вылилось в бурную дискуссию об их
достоинствах и недостатках. Да, и наши дети настолько загружены, что
просто не хватает времени, чтобы прочитать произведение. Но прочитать
драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое.
Теперь на уроке литературы есть возможность познакомиться с театральными
постановками великих драматургов. На урок пришёл « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза»
Н.А.Островского, «Вишневый сад» А.П.Чехова.
В своей работе информационные
технологии использую в трёх направлениях:
- Использование
готовых ЦОР
- Создание
наглядных методических пособий средствами PowerPoint
- Создание
тестов (при помощи тестовой оболочки).
В последние годы широко внедряется практика проведения
разнообразных дистанционных образовательных конкурсов и олимпиад.
Дистанционные мероприятия представляют собой мозаику, из которой каждый
участник может сложить собственную образовательную траекторию. Здесь
самовыражение приносит радость, а свобода выбора и соревнование дают
дополнительный стимул.
Использование технологии РКМЧП
Технология
развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой
целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и
письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать обучающегося, то есть
пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже
имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала
и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Технология РКМЧП дает возможность личностного
роста обучающегося, приобщает к духовному опыту человечества, развивает его ум,
индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в
образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий,
применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы
обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность обучающихся для
достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает преподавателю заменить
пассивное слушание и пересказ на активное участие обучающихся в образовательном
процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Использую следующие технологии:
1. Технологию уровневой дифференциации
обучения.
Один
из способов работы по данной технологии - групповая работа.
2. Технологию проблемного обучения, предполагающую постановку развивающей цели,
формирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск
вариантов решения.
3. Технологии диалогового обучения и
сотрудничества, которые дают возможность педагогу строить урок
на диалоговой основе, т.е. превратить занятие в пространство эффективного
общения, где реализуются такие грани диалога, как: информативный обмен,
организационный аспект общения, эмоциональный контакт, обратная связь, обмен
идеями, учет особенностей собеседника в процессе общения. Это означает, что на занятиях
приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание,
взаимодополнение, взаимообогащение, взаимоподдержка.
На своих уроках я применяю следующие виды
интерактивных методов:
- эвристические технологии генерирования идей
(«мозговой штурм», метод ассоциаций);
- методы активизации учебного процесса
(проекты, анализ конкретных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, метод
содержательного анализа рассказа, моделирование художественно-творческого
процесса, дискуссии);
- деловые игры и социальные тренинги, которые
так любят подростки.
Личностно ориентированное обучение
В рамках личностно ориентированного обучения
как самостоятельной технологии можно выделить разноуровневое обучение, технологию сотрудничества, коллективное
взаимообучение, модульное обучение. Эти технологии позволяют приспособить
учебный процесс к индивидуальным особенностям школьника, содержанию обучения
различной сложности.
В использовании выше перечисленных
образовательных технологий вижу следующие преимущества:
-
позволяют по-новому использовать на занятиях информацию;
-
интегрировать образовательные пространства;
-
организовывать проектную деятельность;
-
открытость системы позволяет добавлять новый и использовать уже существующий
наглядный материал;
-
модульность системы дает возможность изменять любой компонент системы;
-
устанавливать межпредметные связи;
-
аудио-визуальное представление материала наряду с интерактивными формами
обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом
и эмоциональном уровне;
-
возможность организации новых форм работы: позволяет организовать
индивидуальную работу, дифференцированный подход в обучении, работу в группах,
самостоятельную работу обучающихся.
Таким образом, реализуется основная цель моей
методической системы: создание условий для формирования обучающегося,
мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его
познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую
самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.