Статья:
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА»
Волкова А.С.
мастер
производственного обучения / преподаватель
ГБПОУ ВО
«Владимирский индустриальный колледж»
Социально-экономические
условия современной российской действительности обостряют проблемы воспитания и
социализации подрастающего поколения, оказывая негативное влияние на его
духовно- нравственное состояние и проявляясь в различных формах отклоняющегося поведения
личности. В связи с этим поиск эффективных условий предупреждения асоциального
поведения обучающихся колледжа является особенно актуальным. Решение данной
педагогической задачи видится нам в использовании возможностей социального
партнерства в процессе предупреждения асоциального поведения обучающихся.
Система
социального партнерства, являющаяся, по сути, способом интеграции интересов
различных общественных слоев и социальных групп, разрешения возникающих между
ними противоречий путем достижения взаимопонимания, отказа от насилия, успешно
функционирует лишь в условиях цивилизованного общества, правового государства.
Социальное партнерство может быть реализовано в развитой форме, как массовое
явление только в обществе, достигшем достаточно высокого уровня общественно-исторического
развития. Именно в такой стране создаются все необходимые предпосылки и условия
для социального партнерства:
§ экономические,
§ политические,
§ правовые,
§ социальные,
§ духовно-нравственные
§ социально-психологические.
Социальное партнерство
в широком смысле – это такая совместно распределенная деятельность социальных
элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой
являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности.
При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и ситуативно,
через специально планируемые в рамках социального партнерства акции.
Социальное партнерство
– это путь построения гражданского общества. В образовании, следовательно, это
путь его демократизации и парадигмального обновления.
В
современной педагогической науке для характеристики социального партнерства
используются следующие термины:
v «взаимодействие»,
v «сотрудничество»,
v «партнерство»
v «содружество».
Взаимодействие
является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен связи,
воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия
друг на друга, на другие объекты. Любое явление, объект, состояние может быть
понято (познано) только в связи и отношении с другими, ибо все в мире
взаимосвязано и взаимообусловлено.
В
условиях взаимодействия людей всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее
проявления различна. Эта активность может быть инициальной или реактивной в
плане агента действия, или, точнее, его субъекта, при осуществлении
деятельности. Особенно существенна субъективность для социального
взаимодействия людей. Активность есть основная характеристика взаимодействующих
сторон в процессе любого взаимодействия живой материи.
Взаимодействие
есть основа и условие установления разнообразных связей между объектами,
включая причинно-следственные, каузальные, и является основой любой системы,
которая всегда предполагает связь (в форме взаимодействия) ее элементов,
компонентов. Соответственно системность как представленность взаимодействия
объектов во всех их связях и отношениях есть также его характеристика.
Во
взаимодействии людей выделяются такие существенные его характеристики,
как:
Ø осознанность
Ø целеположенность.
Они
определяют формы этого взаимодействия, например сотрудничество (в игре, учении,
труде и творчестве) и общение. Обе эти формы связаны между собой, проявляясь в образовательном
процессе.
Следует
отметить, что термин «сотрудничество» в недостаточной мере выражает систему
партнерских отношений в педагогическом процессе. Взаимодействие, основанное на
сотрудничестве, предполагает общение как его идеальную форму. Первое не может
быть без второго, а второе не может быть без первого, что свидетельствует об их
относительной, условной автономии.
В
контексте данной статьи мы говорим о паритетном взаимодействии. Понятие
«паритет» рассматривается как «равенство, одинаковое положение, отношение,
равное представительство сторон». Чтобы раскрыть сущность и содержание понятия
«социального партнерства» в профилактике асоциального поведения обучающихся, мы
должны рассмотреть исходную категорию, каковой является «социальное партнерство».
Анализ
научно-исследовательской и методической литературы показывает, что понятие
«социальное партнерство» встречается в разных контекстах. В словаре русского
языка значение слова «партнер» определяется следующим образом: «соучастник;
тот, кто принимает участие вместе с кем-либо; компаньон, товарищ в каком-либо
деле, занятии».
Социальное партнерство по отношению к образованию,
следует понимать как:
·
партнерство внутри системы образования
между социальными группами данной профессиональной общности;
·
партнерство, в которое вступают работники
системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного
воспроизводства;
·
партнерство, которое инициирует система
образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление
гражданского общества.
Последнее
понимание партнерства является наиболее значимым и позволяет изменять,
апробировать, устанавливать новые общественно значимые функции образования.
Социальное
партнерство как явление в педагогической теории и практике выполняет две
основные функции – обучающую и воспитывающую – и имеет
свои особенности:
v во-первых,
становление молодого поколения происходит в условиях перехода Российского
государства к новым экономическим отношениям, что требует нового понимания
проблем воспитания молодежи;
v во-вторых,
требует осознания всех членов общества своей новой роли в воспитании
подрастающего поколения.
Сегодня
становится очевидным, что для всех субъектов профилактики партнерство должно
стать одним из основных рычагов воспитательного воздействия на асоциальных обучающихся.
Объединение усилий партнеров для достижения целей профилактики является
насущной задачей образовательного учреждения, семьи и общественных организаций.
Еще А.С. Макаренко подчеркивал, что «ни один воспитатель не имеет
права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на собственную ответственность.
Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в
коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого,
точного подхода к ребенку, там и не может быть никакого воспитательного
процесса. Поэтому лучше иметь пять слабых воспитателей, объединенных в
коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих
едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают в одиночку, кто как
хочет».
Формы
и методы организации социального партнерства разнообразны и зависят от
содержания, направленности совместных действий, от того, какие социальные
группы участвуют в его организации.
В
нашем понимании социальное партнерство связывается с профилактикой асоциального
поведения обучающихся лицея, где участниками партнерских отношений выступают
педагоги, мастера производственного обучения, родители, правоохранительные
органы, общественные организации, учреждения дополнительного образования, социально-культурные
центры, учреждения здравоохранения, средства массовой информации.
Таким
образом, рассмотрение содержания деятельности различных органов и организаций,
призванных решать задачи профилактики асоциального поведения среди обучающихся колледжа,
свидетельствует об отсутствии единой стратегии и механизмов ее эффективной
реализации.
Теоретический
анализ сущности социального партнерства, практики его организации показывает,
что основной особенностью организации социального партнерства в
педагогической деятельности, на наш взгляд, должны стать:
§ уважение
и учет интересов участников социального партнерства;
§ достижение
и сохранение максимальной согласованности действий всех субъектов;
§ равноправие
сторон и доверительные отношения при принятии решений;
§ соблюдение
партнерами нормативно-правовых актов; заинтересованность участников социального
партнерства в поиске оптимальных форм, методов, технологий процесса
профилактики асоциального поведения обучающихся;
§ объединение
усилий и возможностей в решении общих задач;
§ решение
спорных вопросов путем переговоров и компромиссов;
§ совершенствование
системы партнерских отношений на основе постоянного поиска новых эффективных решений
профилактических задач.
Литература
1.
Боцу, И.А. Социальное партнерство органов
местного самоуправления с общественными организациями, оказывающими социальные
услуги // Работник социальной службы. – 2002. – 2.
2.
Вульфов, Б.З. Формирование личности в
рамках социально-педагогического партнерства // Вопросы психологии. – 1992. –
2.
3.
Реморенко, И.М. Социальное партнерство в
образовании: понятие и
деятельность
// Новый город: образование для изменения качества жизни / И.М. Реморенко. –
М.; СПб.: Югорск, 2003.
4.
Социальное партнерство государственных
органов и не правительственных организаций как фундаментальный принцип
гражданского общества / Отв. ред. A.M. Панов. – М, 2002.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.