РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ
ПРИМЕНЕНИЯ И ВЛИЯНИЯ ИКТ НА ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ
В настоящее время идет активный процесс
информатизации в области образования, который предполагает интенсивное
внедрение и применение новых информационных технологий, использование всех
средств коммуникаций, которые могут быть полезны в формировании интеллектуально
развитой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве.
Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни
требует разработки новой модели системы образования на основе современных
информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия
творческого потенциала учащегося, развития его способностей, воспитания
потребности самосовершенствования и ответственности. Знания и квалификация
становятся приоритетными ценностями. Соответственно и система образования должна
быть нацелена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на
формирование интеллектуальных умений и навыков, дальнейшее их использование в
трудовой деятельности, умений самостоятельной познавательной деятельности. Это
иная система образования по сравнению с той, которая была востребована обществом
ранее. Применение новейших средств информационной технологии в различных сферах
человеческой деятельности, в том числе и в образовании, приобретает все большую
актуальность. В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного
процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации
обучения.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО И ПРОЕКТНОГО
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
Для решения задач общеобразовательной
программы в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом
Республики Казахстан на современном этапе научно технического и культурного
развития общества использование информационно-коммуникационных технологий
помогает учащимся воссоздать целостную картину процесса создания и технологическую
последовательность обработки деталей и узлов для получения готового изделия
(швейного, кулинарного, кондитерского, столярного, слесарного).
Использование образовательной программы ACTIVstudio Professional
предоставляет широкие возможности для процесса обучения трудовым навыкам
посредством восприятия, концентрации внимания и запоминания, используя
зрительную память, слуховые рецепторы, а также включением в работу мелкой
моторики рук. Работа с интерактивной ручкой или интерактивной указкой, даёт
возможность наглядного соединения (сборки) изображений материалов (изображения
продуктов питания, изображения деталей полочки и спинки швейных изделий, их
названий) с целью дальнейшего получения готовых узлов (узел кармана в рамку,
кармана в листочек, например) или наглядное, иллюстративное изображение
готовых швов (швейных или сварочных: швы встык, швы внахлёстку, шов «вспушка»,
обработка пояса изделий и т.д.), изображения собранных готовых изделий.
Изображения на интерактивной доске даётся
в полном широкомасштабном формате и в ярких цветовых гаммах, что с
удовольствием воспринимается учащимися. Для подготовки к работе с режущими
инструментами, машинной или механической обработке материалов, идёт
предварительное ознакомление и разбор последовательности действий соблюдения
техники и правил безопасности выполнения данного вида работ. Использование
устройства ACTIVote позволяет провести
тестирование, используя возможности «Мастера вопросов», при условии, что
вариантов ответа только 3. Результаты тестирования выводятся на экран в
таблице Excel.
Разнообразие занимательных форм обучения
на уроках (игры-путешествия, отгадывание кроссвордов по теме, заполнение
сканвордов) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к
выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми.
Заполнение пустых клеток кроссворда интерактивной ручкой и перелистывание
флипчартов с помощью щелчка пера интерактивной ручки создаёт яркий
запоминающийся образ выполнения операции сборки или соединения деталей в узлы,
как например сборка электрической цепи или промежуточная операция, как рубка
металлов, при изготовлении ручных граблей.
Совместное использование образовательных
программ AutoPlay Menu Builder,
ACTIVstudio Professional
и Генератора тестов 1.1V на уроке
технологии даёт значительную экономию времени учителя для объяснения новой
темы, так как нажатие кнопок на электронных страницах открывает либо документ в
Microsoft Word,
либо запускает в действие программу ACTIVstudio Professional,
которой учащиеся управляют с помощью интерактивной ручки или интерактивной
указки. Программа Генератор тестов 1.1V позволяет провести тестирование при
условии, что вариантов ответа 5 и выставляет индивидуальную оценку ответам
учеников.
Образовательная программа AutoPlayMenu Builder
проста в использовании и по-своему уникальна, потому что она разрешает
создавать гиперссылки на любые программы, форматы которых, совместимы с
форматами операционной системы Windows.
Так при создании презентации на тему модной коллекции одежды определённого
сезона можно создавать гиперссылки на видеофильмы показа моды или запустить
фотографии с изображениями как слайд - шоу.
Дальнейшее практическое выполнение работы
или закрепление и реализация полученных знаний посредством труда на станке,
либо в кабинете домоводства в соответствии с темой даёт дальнейшее углубленное
запоминание, овладение знаниями, навыками проведения операций по созданию
определенного вида изделия. Активные трудовые действия посредством включения в
работу крупной моторики мышц всего тела создают все предпосылки для
фундаментального усвоения проведения необходимого вида работы.
Домашнее задание для учащихся можно задать
как создание презентаций в программе PowerPoint,
которое они выполняют с большим удовольствием и желанием. Замечена отчетливая
взаимосвязь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и
способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только
четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет
возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала,
оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном
воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины,
а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля
усвоенного может составить 75%. Создание собственными руками изделия, узла или
детали (например-ручные грабли), поднимает у школьника самооценку, чувство
собственной значимости, наполняет радостью и смыслом его внутренний мир.
Сформировать глубокие познавательные
интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно,
чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих
из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и
стойкий интерес к созидательной трудовой деятельности.
В этом плане особое место принадлежит
такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит
в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у
учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции
учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и
готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний,
способностей и интересов. Занимательность - внешний фактор, который не в
состоянии обеспечить полный успех деятельности. Но она может снять равнодушие,
а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.
Все формы обучения, перечисленные выше
можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Презентация позволяет
реализовать метод кратковременных фронтально-групповых практических работ,
которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под
руководством учителя. При этом на интерактивной доске может находиться план
выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода,
видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент. Фронтальные опыты учат
школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления.
Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой
вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны
изучаемого вопроса.
Исходя из вышесказанного, можно сделать
следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного
метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать
мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному
наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление
об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на интерактивной
доске, и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов,
экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы
мышления, использовать различные мыслительные операции.
Тестирование на компьютере позволяет
заострить внимание школьников на узловых моментах, деталях, имеющих
немаловажное значения при проведении сборки (монтажа узла) или столярной
обработке изделия. При получении неудовлетворительной отметки, учащийся может
заново открыть тестовую программу для проведения повторного тестирования.
По сравнению с традиционной формой ведения
урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование
таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно
потратить для дополнительного объяснения материала.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Наибольший эффект информационно коммуникационные
технологии дают в следующих случаях:
1.
Для повышения мотивации к изучению и
овладению трудовыми навыками;
2.
Создания собственных проектов в программе PowerPoint;
3.
Защиты созданных проектов;
На уроках технологии учащиеся выполняют
творческие проекты. Согласно программе образовательной области «Технология»
предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого
проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности,
самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.
Проектная деятельность учащихся состоит из
трех этапов:
I этап поисково-исследовательский. На
данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и
умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся выбирают объект труда, конкретизируют
тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и
занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В
частности, для 5-9 классов это изучение истории возникновения и развития данного
вида ремесла (профессии), инструментов, создание кормушек и скворечников. Для
10-11 классов подробное изучение особенностей работы мотора легкового
автомобиля, мотора грузового автомобиля, различных технологий обработки
материалов, поиск иллюстраций к ним, поиск, обработка и распечатка схем,
рисунков. Источником информации могут быть как классические (специальные книги
по столярному, слесарному делу, автоделу), иллюстрированные каталоги и альбомы
музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности
бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер,
ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и
силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника
информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация,
пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек,
научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках,
видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через lnternet-магазины. Перед учащимися встает
проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение
которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet
(поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным
проблемам.
II
этап технологический. Это самый длительный
этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта
(изделие), этап создания технологической карты изделия (слайды в программе PowerPoint).
III
этап заключительный. На этом этапе учащиеся
рассчитывают себестоимость кулинарного (швейного, столярного или слесарного)
изделия с помощью таблиц Excel,
сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты.
Затем проводится защита проекта. Для защиты крупных проектов используются
другие технологии, в частности учащиеся используют презентации как один из
видов защиты своего проекта.
Задачи модернизации образования не могут
быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его
сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм
и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их
осуществлению на более высоком уровне. Правильно организованная работа учащихся
с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и
коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации
и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению
технологическими операциями создания изделия (кулинарного, швейного, столярного
или слесарного) как на уроке, так и во внеурочное время.
Литература
1.
Пахомова H. Ю.
Компьютер в работе педагога М.,2005, с. 152-159.
2.
Потапова P.K. Новые
информационные технологии и филология. СПБ., 2004.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.