Педагог инклюзивной школы.
Государство гарантирует любому ребенку право на
получение бесплатного общего образования. Педагогическая интеграция
предполагает совместную жизнь детей, которые имеют отклонения в развитии
и их нормально развивающихся сверстников в образовательном учреждении.
Одним из таких
изменений стало развитие идей обеспечения равного доступа к образованию как
одной из общественных ценностей различных категорий лиц с ограниченными
возможностями здоровья, преодоление барьеров общественной дискриминации и
развития сообщества, включающего «разных как равных».
Инклюзивное
образование является
одной из составляющих поликультурного образования. Это новая область
педагогического знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но
и широких
слоев
общественности. Таким образом, образование для всех и для каждого является одним
из актуальных вызовов современности. Оно требует создания максимально
доступного и эффективного образовательного пространства, которое будет организовано
с учётом всех индивидуальных особенностей обучающихся и включения в него не
только учеников, но и учителей, родителей и специалистов помогающего профиля.
Одним из ключевых является педагог, способный создавать и поддерживать инклюзивный
процесс. Такой взгляд на человека и условия его самореализации и адаптации в
мире не может не менять представлений об образовании, его целях. Изменяются и
требования к профессионализму педагога. Профессионализм предполагает, что
учитель точно представляет стратегическую цель свой деятельности, умеет видеть
эту цель в конкретных условиях, формулируя таким образом задачи. Учитель
владеет широким спектром средств решения такого рода задач и может, как
выбирать нужные средства из уже имеющихся, так и создавать новые. Все свои
действия он осуществляет в определенной ценностной рамке, руководствуясь
профессиональным этическим кодексом и личной системой ценностей. Остается
добавить, что все свои действия он совершает не по понятию, а сознательно,
рефлексируя и совершенствуя свои возможности. И последнее: профессионал знает, что
он профессионал, и этот факт является предметом его самоуважения.
Внутренние
убеждения педагога-профессионала можно представить следующим образом: «Я знаю,
зачем и что делаю; вижу пути достижения своих целей; чётко знаю границы, в том
числе этические, своих действий. Я знаю, что умею решать стоящие передо мной
задачи хорошо, красиво, изящно и мне это нравится. Я – профессионал».
Задачи перед
учителем: работа с одаренными учащимися; работа в
условиях реализации школой программ инклюзивного образования; преподавание
русского языка учащимся, для которых он не является родным; работа с учащимися
массовых школ, имеющими проблемы в развитии; работа с девиантными социально
запущенными учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении; мониторинг и
экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам и др.
Содержание профессионального
стандарта педагога.
Педагогическую
деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в
общеобразовательных организациях, включая такие функции, как обучение, воспитание
и развитие. Педагогическую деятельность по проектированию и реализации программ
общего образования, в которую входят такие функции, как педагогическая работа в
дошкольной образовательной организации, в начальной школе, предметно-педагогическая
деятельность по разработке и реализации образовательных программ общего
среднего образования.
В образовательном процессе
педагог будущего должен: владеть
формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты,
полевая практика). Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы
включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями
в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не
является родным; учеников с ограниченными возможностями.
В воспитательном
процессе педагог будущего должен: владеть
формами и методами воспитательной работы, использовать их как на уроке, так и
во внеклассной деятельности; эффективно регулировать поведение учащихся для
обеспечения безопасной образовательной среды; ставить воспитательные цели,
способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей
и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
В соответствии с
принципами инклюзии согласно новому Стандарту педагог должен: уметь
общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь
проектировать и создавать ситуации и события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные
ориентации ребёнка); уметь строить воспитательную деятельность с учётом
культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей,
поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
Требования к
профессиональным компетенциям, необходимым педагогу для осуществления
развивающей деятельности. К важнейшим из них относится: готовность
принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей,
особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Наличие
профессиональной установки на оказание любому ребёнку, способность в ходе
наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей,
связанные с особенностями их развития, умение защитить тех, кого в детском
коллективе не принимают. Важной компетенцией учителя, необходимой для
реализации процесса включения ребёнка с особыми образовательными потребностями,
названо умение составлять совместно с другими специалистами программу
индивидуального развития ребёнка и отслеживать динамику развития ребёнка.
В стандарте
неоднократно повторяются требования к любому учителю и воспитателю: работать в условиях реализации
программ инклюзивного образования; обучать на русском языке учащихся, для
которых он не
является
родным; работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Стандарт выдвигает
и требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его
профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения
детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития,
ограниченных возможностей.
В определённом
смысле требования профессионального стандарта – это общественно-государственный
заказ к профессиональной деятельности педагога в реалиях современной школы, в
том числе и инклюзивной.
В инклюзивной
школе без рефлексивного и творческого отношения педагога к обучению ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья практически невозможно обеспечить его
качественное доступное образование.
Новый тип
профессионализма педагога инклюзивной школы заключается как в умении
воспринимать, слышать и слушать самих детей, так и в умении взаимодействовать с
коллегами, работать в команде, умении находиться в ситуации неопределенности, когда
нет готовых ответов на возникающие вопросы, в способности проявлять
исследовательский интерес к той предметной области сферы знания, в которой он
работает. Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно
сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить
педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.
Список литературы:
1.Алёхина
С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного
образования
// Педагогический журнал. 2013. № 1 (44). С. 26–32.
2.Гидденс
Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь.
М.:
Весь мир, 2004. C. 318.
3.На
пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007.
Назарова
Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис
и
проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.
4.Романов
П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство
инвалидов в современной России. Саратов: На
учная
книга, 2006.
5.Лошакова
И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы
инклюзивного обучения детейинвалидов //
Социальнопсихологические
проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Пед. инт СГУ, 2002.
Психологическая
готовность педагога к инклюзии
В
условиях развития инклюзивного образования, появления новых требований к
профессиональным способностям, деятельность учителя существенно усложняется.
Профессиональная деятельность связана с особенностями психологической готовности
педагога к изменениям.
Так
как психологическая готовность – это условие эффективности профессиональной деятельности
учителя. В связи с этим важным психологическим ограничителем деятельности
учителя становится неопределенность результата обучения. Тогда у учителя появляется
чувство неуверенности в своих усилиях. Основной вопрос возникает у педагогов,
чему мы научим этих школьников.
Мысли
учителя не ориентированы на индивидуальность ребёнка, его возможности и
ресурсы. Влияет установка на достижения успешности в обучении. Вследствие этого
появляется нежелание педагога работать в инклюзивном классе, сопротивление
самой идее инклюзии в образовании, неверие в её успех и возможность. Один
учитель не сможет справиться с данной проблемой без помощи специалистов: специальной
и педагогической психологии, в области коррекционной педагогики, методической
службы школы и её руководителей. Реализация инклюзивного подхода изменяет
индивидуализацию обучения детей с особыми образовательными потребностями. В первую
очередь, попадают учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Компетентностью
педагога инклюзивной школы является способность работы с детьми с разными
возможностями к обучению.
Переживание
педагогов связаны с пониманием собственного недостатка знания в области коррекционной
педагогики. С незнанием форм и методов работы с детьми с нарушениями в
развитии. Для этого учителя проходят профпереподготовку. Внедрение практики
сотрудничества и совместного преподавания общих и специальных педагогов
позволит разрушить психологические барьеры учителя, выстроит новое восприятие
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическая готовность учителем это
эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии,
мотивационные установки отношения к идее инклюзии, личностная готовность
педагога.
Интерес
в этой связи представляют результаты исследования. Института проблем инклюзивного
образования МГППУ, в котором приняли участие 640 педагогов общеобразовательных
школ г. Москвы, работающих в инклюзивной практике. В рамках исследования изучались
следующие виды психологической готовности: мотивационная, эмоциональная,
готовность к включению, удовлетворенность профессиональной деятельностью. Мотивационная
готовность педагогов включает совокупность мотивов, адекватных целям и задачам
профессиональной деятельности. Исходя из данных исследования, 38% педагогов ориентированы
в первую очередь на личные достижения учащихся, 26 % – на собственную
удовлетворенность, то есть на первое место поставлены внутренние мотивы
педагога. В то же время объективные факторы, показывающие успешность
деятельности педагога, такие как успеваемость учеников и успешное участие в
предметных олимпиадах отмечены лишь у 13% и 9% педагогов соответственно. То
есть они не являются для педагогов ведущими мотивами в оценке собственной
профессиональной результативности. На ощущение педагогом собственной
результативности меньшее влияние оказывает отношение внешних «экспертов». Оценка
руководством школы была отмечено только 3% педагогов, а отклики родителей 11%.
Полученные
результаты говорят о том, что педагоги ориентируются на внутренние мотивы, и
именно они являются определяющими в подготовке педагогов к инклюзивному образованию.
Таким образом, требуется работа с внутренней мотивацией педагогов, которая
включает, в первую очередь, анализ и рефлексию собственных переживаний,
потребностей, сопряженных с работой.
В
области эмоционального принятия учащихся показали, что педагоги в большей
степени готовы к принятию детей с двигательными нарушениями, чем детей с
интеллектуальными нарушениями. Дети с нарушениями интеллекта – это наиболее
проблемная группа. Для них необходимо использование индивидуальной адаптивной
программы обучения. Удовлетворение этой категории детей связано с получением
ими специально организованного и осуществляемого по особым методикам трудового
обучения, социальнокультурной адаптацией в обществе.
Профессиональная
уверенность учителя, эмоциональная и мотивационная готовность работать в
условиях инклюзии во многом зависит от помощи специалистов и администрации
школы. Правильно выстроенная работа по подготовке школы к реализации
инклюзивного процесса.
Следует
разработать индивидуальную адаптивную программу, комплекс мониторинговых
исследований, связанных с динамической оценкой психологических параметров
процесса инклюзии в общеобразовательном учреждении и в системе в целом.
Учитель
инклюзивного обучения видит, слышит, воспринимает детей с ОВЗ. Также находит
выход с любой неопределённой ситуации. Проявлять интерес к той предметной
области сферы знания, в которой он работает.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.