Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Статья на тему: "Развитие памяти младших школьников"

Статья на тему: "Развитие памяти младших школьников"

Статья на тему

«Особенности памяти и способы её развития у младших школьников»


Педагог-психолог: Шевелева Ольга Вадимовна


Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, т.е. память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Учителю необходимо построить процесс обучения так, чтобы добиться от учащихся максимального запоминания материала и его наиболее точного воспроизведения, а это возможно лишь тогда, когда психологические процессы приобретают произвольный характер.

Процесс развития памяти у детей будет протекать успешно, если учитель и родители будут строить его, учитывая индивидуальные особенности конкретного ребёнка; пользуясь рекомендациями, использовать различные приёмы, способствующие хорошему запоминанию.


Понятие «памяти» с психологической точки зрения

Большинство психологов пришло к выводу, что память не может быть определена как одно из свойств мозга, в отрыве от особенностей каждого человека, его интересов, деятельности. В настоящее время установлено, что процессы, лежащие в основе памяти, активны и должны рассматриваться, как особого рода мыслительная деятельность, с присущим ей активным поиском нужной информации.

Со стороны родителей и учителей бывает много жалоб на «плохую» память ребёнка, особенно в 1-ом классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д.

В то же время тот же самый ребёнок великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать заинтересовавший его фильм или мультфильм. «Плохая» память, по мнению психологов, объясняется нередко тем, что отсутствует интерес к данной области знаний, к данному предмету, и может сочетаться с хорошим запоминанием того, что интересно ребёнку. У детей это явление выражено более заметно.

Итак, впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы в совокупности и называются памятью.

По времени сохранения материала память бывает :

  • Мгновенная

  • Кратковременная

  • Оперативная

  • Долговременная

По преобладающему в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору память делится на :

  • Двигательную

  • Слуховую

  • Зрительную

  • Обонятельную

  • Осязательную

  • Эмоциональную и др.


Когда взрослые жалуются на «плохую» память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребёнка буквально зазубривать материал, но ребёнок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребёнка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.

Однако, без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребёнка.

Вот почему так важно в тестировании и коррекции памяти ребёнка, её развитии ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать.


Особенности памяти у младших школьников

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.

В этом возрасте у детей очень сильна направленность детей на внешний мир. Факты, события, детали производят на них сильное впечатление. Важный источник успехов младших школьников в учении – их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения учителя, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей и т.д.

Приступая к обучению в школе, дети уже способны к произвольному и осмысленному запоминанию. Однако эта способность у них ещё слабо развита. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники научились правильно и осмысленно запоминать учебный материал.

Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности школьника.

Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: например, предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует, изображение предметов, людей.

Если же говорить о запоминании словесного материала, то на протяжении обучения в начальной школе дети лучше запоминают слова, обозначающие конкретные понятия, чем – абстрактные.

Способы развития памяти у младших школьников

Как уже говорилось выше, у первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка сведения и события его жизни. Однако, далеко не всё из того, что приходится запоминать ребёнку в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная, эмоциональная память оказывается уже недостаточной.

Спорным представляется утверждение, что для развития памяти ребёнка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним. Практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции.

Совершенствование памяти в начальной школе обусловлено в первую очередь освоением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов запоминания превращают память младшего школьника в истинную психическую функцию, осознанную, опосредованную, произвольную. Без специальной целенаправленной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестаёт себя оправдывать, и это вынуждает ребёнка искать приёмы организации памяти. Чаще всего таким приёмом оказывается многократное повторение – универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объёму материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но нередко он остаётся у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано, в первую очередь, с тем, что в младшем школьном возрасте ребёнок не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

В качестве мыслительных приёмов запоминания могут быть использованы

  • Смысловое соотнесение;

  • Классификация;

  • Выделение смысловых опор;

  • Составление плана и др.

В развитии произвольной памяти младших школьников необходимо выделить ещё один аспект, связанный с овладением в этом возрасте знаковыми и символическими средствами запоминания. Прежде всего, это письменная речь и рисунок. По мере овладения письменной речью, дети овладевают и опосредованным запоминанием, используя такую речь как знаковое средство. Формирование письменной речи идёт эффективнее, если требуется не простое воспроизведение текста, а построение контекста. Поэтому для освоения письменной речью нужно не пересказывать тексты, а сочинять. Так, наиболее адекватный для детей младшего школьного возраста вид словотворчества – сочинение сказок.

При становлении высших форм произвольного запоминания важным условием является учёт индивидуальных характеристик памяти ребёнка. Но независимо от этого каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания : чтобы запомнить материал правильно и надёжно, необходимо с ним активно работать и организовать его каким-либо образом.

Важно воспитывать у школьника установку на длительное сохранение памяти учебного материала, что связано с постепенной систематической проверкой знаний не только по изученному в данное время материалу, но и по тому, который изучался раньше. Надо систематически знакомить учащихся с приёмами рационального запоминания, не рассчитывая на то, что школьники сами найдут их.

Выделим некоторые способы запоминания (заучивания) учебного материала :

  • Организация повседневного учебно-бытового поведения (сознательное овладение режимом труда и отдыха);

  • Создание форм сотрудничества детей при решении разнообразных учебных задач (например, взаимный контроль);

  • Разнообразное, модифицирующее повторение;

  • Повторение, включённое в новую деятельность(в решение новой задачи);

  • Запоминание материала, найденного самостоятельно в ходе активной деятельности (проблемной ситуации);

  • Самостоятельная продуктивная работа учеников с текстами на основе использования письменной речи и изобразительных средств;

  • Использование при воспроизведении материала матриц, схем, планов и т.д.;

  • Смысловая группировка материала;

  • Выделение смысловых опорных пунктов;

  • Смысловое соотнесение или сопоставление того, что запоминается, с чем-либо уже изученным;

  • Опора на наглядный материал (вовлечение в процесс запоминания образной и эмоциональной памяти).

Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно послушать объяснение учителя на уроке. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительное время сохраняют заученное, легко его воспроизводят.

Есть и такие дети, которые быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, надо сформировать установку на длительное запоминание, приучать их контролировать себя.

Наиболее трудный случай – медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий.

Очень плохие результаты запоминания могут зависеть и от низкого уровня развития внимания.

Коррекционные и развивающие упражнения на память

  1. Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти : «Каскад слов».

Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку.

  1. ОГОНЬ

  2. ДОМ, МОЛОКО

  3. КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА

  4. ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ

  5. КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА

  6. КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ

  7. ОРЁЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН

  8. ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЁД

  9. МЯЧ, ЯБЛОКО. ШАПКА, МОРКОВЬ, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЁНОК, НОСКИ

  10. ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК.

Экспериментатор просит ребёнка повторять за ним слова. Начинать следует с одного слова, затем – два слова и т.д. (ребёнок повторяет обязательно в той же последовательности). Интервалы между словами – 1 секунда. Когда ребёнок не сожжет повторить определённый словесный ряд, надо зачитать ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходить надо к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

То количество слов, которое ребёнок может повторить за взрослым, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребёнок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.

  1. Упражнение на развитие зрительной памяти.

На столе перед ребёнком раскладывают палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Ребёнка просят посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закрывают эту фигуру и просят её повторить, сложить так же.

Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Можно ещё попросить ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение вести счёт.

  1. Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова.

Ребёнку показывают цифровой ряд, написанный на карточке, и просят его повторить в той же последовательности эти цифры, затем этот ряд увеличивают на одну цифру. Отмечается, какое максимальное количество цифр может повторить ребёнок.


6 2

2 8 3

3 7 1 4

6 3 9 1 5

8 1 4 9 2 6

7 4 1 8 3 9 2


Далее можно предложить ребёнку выполнить то же самое задание, только зачитывая цифры без показа.

В третьей серии можно попробовать научить ребёнка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начать следует с того цифрового ряда, который ребёнок уже не смог повторить. Для того, чтобы легче запомнить каждую цифру, надо научить ребёнка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например, какое-то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то – с номером квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвести этот числовой ряд.

Тот же самый приём можно использовать и для тренировки запоминания букв и слов. Надо постоянно учить ребёнка использовать своё воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

  1. Игра на развитие памяти: «Я положил в мешок».

Взрослый начинает игру и говорит : «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-либо от себя. И так далее. Можно просто добавлять слова, а можно подбирать слова по алфавиту и т.д.

В этой игре не важно, кто становится победителем, а кто – проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

  1. Игра: «Я – фотоаппарат».

Ребёнку предлагается представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д. Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.

Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.

Важно помнить: всегда лучше запоминается то, что ребёнку интересно. Поэтому надо стараться придумывать разные игры. Например, можно поиграть в разведчика или Человека-паука.

  1. Игра «Заметь и запомни».

На столе выкладывают 7-10 различных предметов и прикрывают их, например, газетой. Затем, приоткрыв примерно на 10 секунд, снова закрывают и предлагают ребёнку их перечислить.

Возможные варианты:

1.Приоткрыть те же предметы на 8-10 секунд, спросить, в какой последовательности они лежали.

2. Поменяв местами два каких-нибудь предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребёнку определить, какие два предмета переложены.

3. Попросить ребёнка, не глядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них.

4. Положив один на другой 8 предметов, предложить ребёнку перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз (рассматривать 20 секунд).

5. Разместить 5-6 предметов в разных положениях : перевернуть, поставив на бок, положить друг к другу, один на другой и т.д. Ребёнок должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 секунд).


Заключение

Память – сложный психический процесс, исследованию которого посвящены труды многих учёных. Их результаты позволяют уже сейчас проводить эффективные занятия по развитию памяти, используя нетрадиционные способы переработки и хранения информации.

В связи с этим, готовясь к урокам, педагогу надо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.

Учителю необходимо добиться от учащегося максимального запоминания материала и его воспроизведения. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники научились правильно и осмысленно запоминать учебный материал. Надо систематически знакомить учащихся с приёмами рационального запоминания, не рассчитывая на то, что школьники, по мере приобретения опыта учебной работы, сами их найдут. А родителям, стремясь развить память своего ребёнка, надо иметь в виду : независимо от того, хорошая или плохая у ребёнка память, перегружать её вредно.

Очень важно и в тестировании, и в коррекции памяти ребёнка ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запомнить тот или иной материал.













Список использованной литературы:

  1. Абульханова – Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. – М., 1990.

  2. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996.

  3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

  4. Брунер Дж. Психология познания: Пер. с англ. – М., 1997.

  5. Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. Занимательные игры для детей. М., 1994.

  6. Зинц Р. Обучение и память: Пер. с нем. – М., 1984.

  7. Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе.// Вопросы психологии.- 2000.

  8. Липкина А.И. Самооценка школьника и его память.// Вопросы психологии – 1991.

  9. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М., 1976.

  10. Репкин В.В., Ячина А.С. Произвольное запоминание как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала.// Вестник Харьковского университета. - № 122.

  • Другое
Автор Шевелева Ольга Вадимовна
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 891
Номер материала MA-073831
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»