Инфоурок Директору, завучу СтатьиСтатья на тему: "Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка"

Статья на тему: "Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка"

Скачать материал

Статья 
«Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка»
подготовила 
учитель русского языка и литературы 
Сычева Ю. В. МОУ «Григорьевская ООШ»
2018 г. 

    «Несомненно, по правильно расположенным, крепким ступенькам  можно кого угодно возвести на какую угодно высоту». (Я.А. Коменский)

    В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

   Кто же такой слабоуспевающий, или какой он? Каковы причины, порождающие неуспеваемость? Существуют ли методы и приёмы преодоления неуспеваемости учащихся?

    Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время обучающийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

 

  Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам:

Ø  пропуски занятий по болезни;

Ø  слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

Ø  задержка психического развития;

Ø  педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

Ø  неблагополучная семья;

Ø  проблема «улицы»;

Ø  прогулы и др.

 

В связи с этим детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

·         1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

·         2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

·         3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

 

 

 Работа с обучающимися со слабым развитием мыслительной деятельности

    Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) необходимы занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков т. д. Главное в работе с такими детьми - учить учиться.

    Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

  Работа с обучающимися, не желающими учиться (вторая и третья группы  неуспевающих)

    Причиной плохой успеваемости многих обучающихся является внутренняя личностная позиция - нежелание учиться.  Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. О данных  учениках можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

 

   Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

·         решение проблемных ситуаций;

·         использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

·         связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

·         организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

 

   Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими? Необходимо:

— создать благоприятную атмосферу на уроке;

— своевременно оказывать помощь слабоуспевающим   и организовать работу консультантов;

— изменить формы и методы учебной работы на уроках русского языка, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности;

— освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха и др.

 

     На своих уроках использую следующие приёмы:

 

   Учитывая специфику содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов, предназначенных для запоминания, труднозаучиваемые  и легкозабываемые правила, преобладание неяркого материала и т.д.), хочу рассказать о тех приемах, которые я использую  в своей работе. 
   Основываясь на том, что у слабоуспевающих преобладает зрительная память, рекомендую использовать прием «усиления» орфограммы.


Например, при изучении темы « Мягкий знак на конце существительных после шипящих» «подсказываю»:

«У женщин характер мягче, чем у мужчин и написание это подтверждает, женский род – с ь, мужской род – без ь». 

В русском языке много правил, которые необходимо знать. 

Предлагаю использовать следующие приемы заучивания правил.

Рассказывание правила в разных вариантах и ролях:


а) по «телефону» маме или товарищу;

б) игра «Поучи правилу попугая». Один учащийся выступает в роли учителя, а другой (это может быть слабоуспевающий) в роли «попугая», т.е. повторяет правило за учителем;

в) расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например, «Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные не произносятся! Не верите?» и т.д.;

г) передайте правило «по радио», как самую свежую новость:

«Внимание! Передаю последнее известие! Ученикам 5 класса стало известно, что НЕ с глаголами пишется отдельно» и т.д. 

д) угадайте, какое слово «проглотил» диктор. 

В роли диктора – учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. После каждого предложения «диктор» останавливается. Ребята отгадывают, какое слово «проглочено».

   Такие формы работы  целесообразны после 30-ой минуты урока. Именно в это время психологи советуют для повышения интереса школьников к работе включать занимательные элементы, применять средства эмоциональной разрядки, вовлекать в эту работу в первую очередь учащихся с пониженной работоспособностью. 

Для увеличения объема запоминаемого материала и развития точности памяти рекомендую проводить  диктанты


Вариант 1: С полной подготовкой

Материал пишется на доске и предъявляется учащимся для знакомства и объяснения опасных мест. Далее запись закрывается. 

Диктант проводят согласно алгоритму. 

Вариант 2: С выборочной подготовкой. 

   Весь диктант записан на доске и закрыт. В другой части из текста выписаны слова с орфограммами, над ними ведется работа. Учитель предупреждает, что эти слова встретятся в диктанте. Ребята объясняют написание этих слов, после чего стираются с доски. Проводится диктант по обычной форме. 


Вариант 3: «Для красного карандаша». 

Текст диктанта записан на доске с ошибками. Учащиеся получают задание:


  1. Отыскать ошибки и доказать их исправления;

  2. Подготовиться к записи «чистого» текста; ребята поочередно выходят к доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены, текст закрывается, ученики пишут под диктовку.


Вариант 4: Самодиктант. 

На доске записан текст. Учащиеся читают каждое предложение один раз, повторяют его про себя (не глядя на доску), пишут в тетрадь по памяти, делают самопроверку написанного по доске. 

Заключение:

      Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности.  Работа со слабоуспевающими детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. И если учитель сумеет правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе, то не будет ни слабоуспевающих детей, ни неудач, ни провалов в благородном деле обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья на тему: "Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Статья "Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка" подходит для сборника методических статей, а также подойдёт для выступления на ШМО или на РМО. В статье рассматривается понятие "неуспеваемость", группы неуспевающих учащихся; подробно описываются причины неуспеваемости. Автор работы даёт методические рекомендации по работе с неуспевающими детьми. А также делится своим опытом работы с неуспевающими учащимися на уроках русского языка.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 761 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.08.2018 837
    • DOCX 22.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сычева Юлия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сычева Юлия Викторовна
    Сычева Юлия Викторовна
    • На сайте: 5 лет и 7 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18447
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация и методическое обеспечение процессов физкультурной и спортивной деятельности

Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 111 человек из 37 регионов

Курс повышения квалификации

Криптографическая защита информации: симметричные и асимметричные криптосистемы

144 ч.

2160 руб. 1290 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками группы риска

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 252 человека из 59 регионов

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе