Статья
«Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Сычева Ю. В. МОУ «Григорьевская ООШ»
2018 г.
«Несомненно, по правильно
расположенным, крепким ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно
высоту». (Я.А. Коменский)
В последнее время
психологи и педагоги вместе с медиками отмечают, что негативные изменения
экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое
и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения
и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Кто же такой слабоуспевающий, или какой
он? Каковы причины, порождающие неуспеваемость? Существуют ли методы и приёмы
преодоления неуспеваемости учащихся?
Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за
отведенное время обучающийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями,
предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который
может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе,
так и индивидуально).
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не
зависящим от него причинам:
Ø
пропуски занятий по болезни;
Ø
слабое общее физическое развитие, наличие хронических
заболеваний;
Ø
задержка психического развития;
Ø
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных
общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника
чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
Ø
неблагополучная семья;
Ø
проблема «улицы»;
Ø
прогулы и др.
В
связи с этим детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить
на несколько групп:
·
1 группа. Низкое качество мыслительной
деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти,
мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.)
сочетается с положительным отношением к учению.
·
2 группа. Высокое качество мыслительной
деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
·
3 группа. Низкое качество мыслительной
деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Работа
с обучающимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной
деятельностью, но с желанием учиться) необходимы занятия по формированию
познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций:
сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков т.
д. Главное в работе с такими детьми - учить учиться.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие
мышления, памяти и внимания.
Работа с обучающимися, не желающими учиться (вторая и третья группы неуспевающих)
Причиной плохой успеваемости многих обучающихся является внутренняя личностная
позиция - нежелание учиться. Школу они посещают безо всякого желания, на
уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей
относятся отрицательно. О данных учениках можно сказать так: будет мотивация -
будет продуктивность учения.
Существует
прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как
увлечь ребят познанием нового?
Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы
обучения. Это:
·
решение проблемных ситуаций;
·
использование исследовательского подхода при изучении учебного
материала;
·
связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
·
организация сотрудничества, использование командных форм работы и
методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой
состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и
групповая работа над проектами.
Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
Необходимо:
— создать благоприятную атмосферу на уроке;
— своевременно оказывать помощь слабоуспевающим и организовать
работу консультантов;
— изменить формы и методы учебной работы на уроках русского
языка, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный
субъект деятельности;
— освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию
свободного выбора и успеха и др.
На своих уроках использую
следующие приёмы:
Учитывая специфику содержания учебного материала при обучении русскому языку
(обилие слов, предназначенных для запоминания, труднозаучиваемые и
легкозабываемые правила, преобладание неяркого материала и т.д.), хочу
рассказать о тех приемах, которые я использую в своей
работе.
Основываясь на том, что у слабоуспевающих преобладает зрительная память,
рекомендую использовать прием «усиления» орфограммы.
Например, при изучении темы « Мягкий знак на конце существительных после
шипящих» «подсказываю»:
«У женщин характер мягче, чем у мужчин и написание это подтверждает,
женский род – с ь, мужской род – без ь».
В русском языке много правил, которые необходимо знать.
Предлагаю использовать следующие приемы заучивания правил.
Рассказывание правила в разных вариантах и ролях:
а) по «телефону» маме или товарищу;
б) игра «Поучи правилу попугая». Один учащийся выступает в роли учителя, а
другой (это может быть слабоуспевающий) в роли «попугая», т.е. повторяет
правило за учителем;
в) расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например,
«Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые
согласные не произносятся! Не верите?» и т.д.;
г) передайте правило «по радио», как самую свежую новость:
«Внимание! Передаю последнее известие! Ученикам 5 класса стало известно, что НЕ
с глаголами пишется отдельно» и т.д.
д) угадайте, какое
слово «проглотил» диктор.
В роли диктора – учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, пропуская в
предложении одно слово. После каждого предложения «диктор» останавливается.
Ребята отгадывают, какое слово «проглочено».
Такие формы работы целесообразны после 30-ой минуты урока. Именно в это
время психологи советуют для повышения интереса школьников к работе включать
занимательные элементы, применять средства эмоциональной разрядки, вовлекать в
эту работу в первую очередь учащихся с пониженной работоспособностью.
Для увеличения объема запоминаемого материала и развития точности памяти
рекомендую проводить диктанты.
Вариант 1:
С полной подготовкой.
Материал пишется на доске и предъявляется учащимся для знакомства и объяснения
опасных мест. Далее запись закрывается.
Диктант проводят согласно алгоритму.
Вариант 2: С выборочной подготовкой.
Весь диктант записан на доске и закрыт. В другой части из текста выписаны
слова с орфограммами, над ними ведется работа. Учитель предупреждает, что эти
слова встретятся в диктанте. Ребята объясняют написание этих слов, после чего
стираются с доски. Проводится диктант по обычной форме.
Вариант 3: «Для красного карандаша».
Текст диктанта записан на доске с ошибками. Учащиеся получают задание:
Отыскать ошибки и доказать их исправления;
Подготовиться к записи «чистого» текста; ребята поочередно выходят к
доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены,
текст закрывается, ученики пишут под диктовку.
Вариант 4: Самодиктант.
На доске записан текст. Учащиеся читают каждое предложение один раз, повторяют
его про себя (не глядя на доску), пишут в тетрадь по памяти, делают самопроверку
написанного по доске.
Заключение:
Неуспеваемость — сложное и многогранное
явление школьной действительности. Работа со слабоуспевающими детьми
представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения.
Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. И если
учитель сумеет правильно поставить воспитательную работу со школьниками с
первых дней их пребывания в школе, то не будет ни слабоуспевающих детей, ни
неудач, ни провалов в благородном деле обучения и воспитания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.