Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Другое / Статья на тему "Психолого-педагогические аспекты формирования универсальных учебных действий младших школьников"

Статья на тему "Психолого-педагогические аспекты формирования универсальных учебных действий младших школьников"


Психолого-педагогические аспекты формирования универсальных учебных действий младших школьников


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта [1].

Начальное образование сегодня  это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми через урочную деятельность.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального общего и среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

В широком значении термин « универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [3].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает требования к формированию у школьников четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных универсальных учебных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); нравственно – этическая ориентация.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Главный тезис данного вида – ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает.

Познавательные универсальные учебные действия – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные УУД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками [2].

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Выделяются следующие функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;

  • ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

  • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее готовности к непрерывному образованию;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [2].

Учебные действия носят универсальный характер. Он проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия формируются в начальной школе в рамках урочной и внеурочной деятельности.


Список литературы

1. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. – 120с.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.: Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.

3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации – М.: Просвещение, 2011. – 29 с.


  • Другое
Автор Банщикова Елена Михайловна
Дата добавления 13.02.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 41
Номер материала MA-076168
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: