Психолого-педагогические
аспекты формирования универсальных учебных действий младших школьников
Важнейшей
задачей современной системы образования является формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем
сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта [1].
Начальное
образование сегодня - это фундамент для
формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного
обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся,
готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками,
сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с
обществом и окружающими людьми через урочную деятельность.
В связи с тем, что приоритетным направлением
новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального общего и среднего
образования, актуальной задачей становится обеспечение развития
универсальных учебных действий как собственно
психологической составляющей фундаментального ядра
образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
В
широком значении термин « универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком
значении этот термин можно определить как совокупность способов действий
учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование
умений, включая организацию этого процесса [3].
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС
НОО) выдвигает требования к формированию у школьников четырех видов
универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных, которые должны стать базой для овладения ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Личностные универсальные
учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую
ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект
поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют
три вида личностных универсальных учебных действий: личностное,
профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (установление
учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); нравственно –
этическая ориентация.
Регулятивные универсальные
учебные действия обеспечивают учащимся организацию их
учебной деятельности, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз,
средства, контроль, оценка). Главный тезис данного вида – ребенок должен
учиться сам, а учитель ему помогает.
Познавательные
универсальные учебные действия – система способов познания
окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и
совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию
полученной информации. Познавательные УУД включают общеучебные, логические, а
также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию
окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и
использование информации.
Коммуникативные универсальные
учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать,
слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,
уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать
поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со
сверстниками [2].
Развитие
системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках
нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности
ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных
действий.
Выделяются
следующие функции универсальных учебных действий:
-
обеспечение возможностей учащегося
самостоятельно осуществлять деятельность учения;
-
ставить учебные цели, искать и
использовать необходимые средства и способы их достижения;
-
контролировать и оценивать процесс и
результаты деятельности;
-
создание условий для гармоничного развития
личности и ее готовности к непрерывному образованию;
-
обеспечение успешного усвоения знаний,
формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [2].
Учебные
действия носят универсальный характер. Он проявляется в том, что они носят
надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой
деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные
учебные действия формируются в начальной школе в рамках урочной и внеурочной
деятельности.
Список литературы
1.
Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. М.:
Просвещение, 2009. – 120с.
2.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.: Формирование универсальных
учебных действий в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
3.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования /
Министерство образования и науки Рос. Федерации – М.: Просвещение, 2011. – 29 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.