Понятие контроля и его функции в обучении
Обучение
не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как
усваивается учащимися материал, как они применяют полученные знания для решения
практических задач. Контроль знаний и умений - один из важнейших элементов
учебного процесса, основное назначение которого заключается в том, чтобы
установить «обратную связь» для оценки динамики усвоения учебного материала,
действительного уровня владения системой знаний, умений и навыков; и на основе
их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.
Педагогический
контроль - это система научно-обоснованной проверки результатов образования и
воспитания учащихся. Являясь важной частью процесса обучения учащихся, контроль
сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания;
он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки.
В более узком значении,
применительно к процессу обучения учащихся, контроль означает выявление,
измерение, оценку знаний, умений и навыков; он представляет собой взаимосвязанную
и взаимообусловленную деятельность учителя и учащихся.
В качестве
основных требований контроля определены следующие:
- планомерность и
систематичность, т. е. проведение контроля в соответствии с запланированным
ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и
строиться на основных вопросах программы обучения. Регулярность контроля
позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать
меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного
процесса;
- объективность, т.е. реально
и сопоставимо оценить успехи и недостатки учебной деятельности учащихся,
правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные
оценочные суждения. Объективность проверки определяется многими факторами:
научной обоснованностью, требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся,
отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверочных
заданий целям проверки;
- всесторонность, т. е.
наиболее полно выявить фактический уровень усвоения учащимися учебной
информации, охватить все разделы программы, обеспечить проверку не только
предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, общеучебных и специальных
умений и навыков.
- индивидуальность. Овладение
знаниями и умениями - процесс индивидуальный. Каждый учащийся овладевает
знаниями и умениями в соответствии со своими психолого-физиологическими
особенностями. Ко всем учащимся предъявляются одинаковые требования в отношении
объема, качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев
необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества учащихся, как
природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические
недостатки;
- экономичность по затратам
времени учителя и учеников, обеспечивающим анализ проверочных работ и их
обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок.
Педагогический
контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: Знание и
понимание функций контроля помогает учителю грамотно, с меньшей затратой
времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать
должного эффекта.
1) Диагностическая функция
вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего
явления, его оценки и принятие по итогам контроля управленческого решения.
Педагогическая диагностика – это важнейшая часть научной системы
педагогического контроля, которая непосредственно связана с процессом выявления
уровня знаний, умений, навыков и воспитанности.
2) Проверочная функция -
констатирует результаты и оценку учебной деятельности отдельных учащихся,
состояние учебно-воспитательной работы всего образовательного учреждения;
подсказывает меры, необходимые для ее совершенствования.
3) Обучающая функция
реализуется в ходе выполнения контрольных заданий на этапах повторения и
закрепления, совершенствования приобретенных ранее знаний путем их уточнения и
дополнений, переосмысления и обобщения пройденного материала, использования
знаний в практической деятельности. В процессе проверки происходит повторение
материала, учитель акцентирует внимание на главных вопросах и важнейших
мировоззренческих идеях курса, указывает на типичные ошибки, что способствует
углублению знаний учащихся.
4) Развивающая функция
способствует развитию личности учащегося, формированию его познавательных
способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной
деятельности: работа внимания, памяти, мышления, воображения, требует
воспроизводства усвоенного, переработки и систематизации имеющихся знаний, составления
выводов, обобщений, привидения доказательств, что эффективно содействует
развитию обучаемого.
5) Воспитательная функция
затрагивает эмоциональную сферу личности, дисциплинирует учащегося, воспитывает
у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому
учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность, серьезное
и добросовестное отношение к ней
6) Методическая функция:
процесс и результат важны для совершенствования работы самого учителя,
позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны,
выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.
7) Организующая функция
педагогического контроля проявляется в его влиянии на организацию всего
учебно-воспитательного процесса. В зависимости от результатов контроля
принимается решение о необходимости проведения дополнительных занятий и
консультаций, об оказании помощи неуспевающим учащимся и о поощрении успевающих
учащихся.
8) Учетная функция контроля
проявляется в систематической фиксации результатов обучения, что позволяет
учителю судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочетах в
учебной работе.
9) Контрольно-корректирующая
функция обеспечивает обратную связь «учитель « ученик», необходимую для
внесения учителем коррективов в методику обучения, некоторого перераспределения
учебного времени между различными вопросами темы, вызываемых недочетами в
знаниях учащихся, уровнем подготовки группы.
10) Социальная функция
проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ученика.
Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в
себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности студента,
сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.
11) Образовательная функция
определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным
результатом усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность
знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать
наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается
динамика успеваемости, сформированность (или несформированность) качеств
личности, необходимых как для учебной жизни, так и вне ее, степень развития
основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать
удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения
целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны учащегося
устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что
усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении, какие
стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
12) Эмоциональная функция
проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает
определенный эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может
вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и
огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить
контакт со взрослыми и сверстниками.
Правильно организованный
контроль и оценка снимают у студентов страх перед контрольными работами,
снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки,
ориентируют на самостоятельность и самоконтроль.
13) Информационная функция
является основой планирования и прогнозирования. Главная ее особенность -
возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить
конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот
процесс, так и со стороны ведомого.
14) Функция управления очень
важна для самоконтроля учащегося, его умения анализировать и правильно
оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю
функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации
педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так…»,
«что нужно сделать чтобы…») и осуществить корректировку учебно-воспитательного
процесса.
В учебно-воспитательном
процессе все функции, как правило, тесно взаимосвязаны. Например, семинары
выполняют диагностическую, обучающую и воспитывающую функции, метод
программированного обучения - обучающую, организующую и диагностическую; вместе
с тем, имеются формы контроля, в которых явно проявляется та или иная ведущая
функция. Так, зачеты, экзамены, коллоквиумы и тестовые проверки выполняют
преимущественно диагностическую функцию. Это нередко расценивалось как
недостаток. На самом деле монофункциональность метода часто оборачивается
преимуществами в достижении качества контроля, быстроты, экономичности, более
эффективного выполнения той функции, для которой тот или иной метод специально
разрабатывался.
Спасибо за
внимание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.