Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с
государственными символами в детском саду «Солнышко».
Алещенко Елена Сергеевна, воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад «Лукоморье» структурное подразделение «Солнышко» г. Михайловки
Волгоградской области
В соответствии с целью, на формирующем этапе были определены
следующие задачи.
1. Отобрать доступное освоению детьми содержание занятий
способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с
государственными символами.
2. Разработать серию занятий включающих два тематических блока по
ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственными символами.
3. Способствовать обогащению предметно-развивающей среды группы
играми, пособиями, художественной литературой по патриотическому воспитанию.
4. Выявить эффективность созданных педагогических условий для
ознакомления детей с государственными символами.
Система работы по ознакомлению с государственными символами детей
старшего дошкольного возраста включала два тематических блока, каждый из
которых включал в себя два этапа: познавательный и продуктивный.
При организации работы в первом блоке знакомили детей с понятием
«герб», «флаг», «гимн» Российской Федерации. А во втором блоке познакомили с
государственными символами Республики коми.
В первом блоке на познавательном этапе проводилась работа по
расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего
народа. Большое значение придавалось изучению российской символики, гербов
городов России.
В самом начале работы с детьми была проведена беседа о Родине и
родном крае. Здесь, мы уточняли знания детей о том, что мы живём в России и
она, наша Родина. И что у каждого из нас, есть своя малая родина. На занятии,
мы обобщили знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее
происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней Цель
занятия состояла в закреплении знаний о государственных символах России.
На втором этапе была проведена викторина посвященная «Флагу
Российской Федерации». Здесь, мы обобщали знания детей о значении флага РФ, как
одного из символов страны. Закрепляли представления детей о значении и
расположении цветов на флаге РФ.
А последующей работе с целью закрепления знаний была проведена
дидактическая игра «Государственные символы России». Здесь дети показали знания
об истории создания гимна, герба и флага России.
Во второй блок включается:
1. Занятие "Цветок счастья"
цель: - уточнить знания детей о
гражданских правах и обязанностях;
-развивать правовое мировоззрение и нравственные
представления детей.
2. Проект "Россия- Родина моя", цель которого -формирование гражданских и патриотических чувст к Родине.
Также проводились:
-выставка «Битва за Волгу», посвященная Сталинградской битве;
-беседа «Они защищали Сталинград»;
-продуктивная деятельность (аппликация)
на тему «Бравые солдаты»
-развлечение «Будем мы
героями» ко Дню защитника Отечества;
-выставка детско-родительского творчества «Помним и гордимся»
-НОД с участием бабушек воспитанников
на тему «Эхо войны»
-экскурсия «К памятникам
боевой славы»;
-посещение музея «Мы помним…»;
-акция «Сирень Победы»;
- продуктивная
деятельность «Подарок герою»;
Итогом формирующей работы стал утренник, посвященный Дню Победы «И помнит мир спасенный».
Таким образом, разработанная и
апробированная система занятий показала свою эффективность: у детей старшего
дошкольного возраста сформировалось достаточно осознанное отношение о
значимости государственных символов, углубились и систематизировались полученные
представления о патриотическом воспитании.
На
основе этих знаний у них формируются такие нравственные качества, как: любовь к
Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования включил
вопросы патриотического воспитания в содержание трех Образовательных Областей.
Социально-коммуникативное развитие
-
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
-
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания;
-
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых;
-
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Познавательное развитие
Формирование
первичных представлений:
-
о себе, других людях, объектах окружающего мира,
-
о малой родине и Отечестве,
-
о социокультурных ценностях нашего народа,
-
об отечественных традициях и праздниках,
-
о планете Земля как общем доме людей,
-
об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Художественно-эстетическое развитие
Развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания:
-
произведений искусства;
-
мира природы;
-
становление эстетического отношения к окружающему миру;
-
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие
выдающиеся педагоги и общественные деятели. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А.
Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указывали на необходимость
воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства,
любящих своё отечество.
В
работах Н.В. Алёшиной, А.А. Зеленовой, М.Д. Маханёвой рассматриваются проблемы
приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города,
Отечеству.
Идеи
этих и других авторов я активно использую в своей деятельности. Но ФГОС ДО
предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих
способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Время требует от современного воспитателя поиска и использования развивающих
методов и приемов работы.
Одним
из наиболее эффективных методов является метод проектов. Проектная деятельность
не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт им возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие
способности и коммуникативные навыки, успешно адаптироваться в изменившейся
ситуации, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности;
открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с
окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.